Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Профессии».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Тема: «Профессии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx192.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”

Тема: «Профессии»

 Цель: Способствовать развитию лексической системности языка и структурной организации словаря ребёнка на основе парадигматических связей.

 Задачи:

 Образовательные:

  1. Уточнить объём пассивного  и активного словаря по теме «Профессии»
  2. Расширить представления ребёнка  об инструментах и атрибутах той или иной профессии

Коррекционные:

  1. Сформировать и закрепить умение построения и использования в речи простых грамматических конструкций
  2. Учить устанавливать семантические парадигматические связи между ядерным и полярным словами

Развивающие:

  1. Развивать лексическую валентность слов (имён существительных)
  2. Развивать коммуникативную функцию речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к людям разных профессий
  2. Воспитывать интерес  и стремление к знаниям

Оборудование: Мяч, пальчиковый театр «У врача»: врач, два мальчика, девочка;  игра «Повар»: овощи и фрукты, кастрюли, колпаки;  игра «Кому нужен этот предмет»: каска, жезл, газета, половник, руль, скрипка, фотоаппарат, щетка;

картинки для игры «Художник»: коза, корова, дом, сад, дети, яблоки, солнце;

надувные шары с загадками; костюмы для доктора, учителя, повара, парикмахера, портного, строителя, почтальона.

 компьютерная игра «Игры для Тигры»

Ход занятия.

Организационный момент:

Логопед и ребёнок стоят друг перед другом. Логопед бросает мяч ребёнку и просит подобрать слово-предмет, к действию, которое он назовёт: плывёт кто? Стоит что? Идёт кто? Молчит кто? Лечит кто? Учит кто? Плачет кто? Шумит что?

Введение в тему занятия:  Отгадывание загадок. (Загадки в надутых шарах). Ребёнок прокалывает шар – получает загадку. Логопед ставит на наборное полотно картинку-отгадку.

Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит? (милиционер)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота-

Всех по утрам отвозить на работу. (водитель)

Логопед просит назвать одним словом, что сейчас называл ребёнок? – профессии. Какие профессии ты ещё знаешь? Сегодня мы поговорим о некоторых профессиях. В конце занятия, может быть, ты решишь, кем хочешь быть.

Изучение нового материала:

  1. Логопед предлагает ребёнку принять участие в сценке (предварительно разучивалось стихотворение): «У врача» (герои: врач, мальчик и девочки).  

Сначала логопед в роли врача, затем в роли пациентов:

-Я поранился иголкой!

- Вот вам бинтик и зеленка.

-А у нас болит живот!

-Не берите пальцы в рот.

  1.  Проведение игры:  «Повар». Перед ребёнком стоит 2 кастрюли. В одной из них логопед предлагает сварить борщ, а в другой компот. Ребёнок отбирает из муляжей необходимые фрукты и овощи.
  2.      Подготовка к проведению  компьютерных игр:

         Гимнастика для глаз:

Пролетает самолет, (раскинули руки, летим, глазки вниз)

С ним собрался я в полет! (смотрим вниз, не опуская головы, одними глазками, словно оглядывая из кабины землю)

Правое крыло отвел – (посмотрели как можно дальше вправо)

Левое крыло отвел - (посмотрели влево)

  1.   Компьютерная игра: «Профессии» - Логопед предлагает ребёнку определить, какие из предметов необходимы человеку данной профессии. Ребёнок составляет простое предложение: «Повару нужна кастрюля»

Динамическая пауза:  Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»

(на ковре лежат каска, жезл, газета, половник, руль, скрипка, фотоаппарат, ведро, щетка). Ребёнок под музыку движется по кругу. Музыка останавливается – ребёнок берёт любой предмет и говорит, кому он нужен?

Закрепление изученного материала:

  1. Логопед раздаёт картинки из лото: «Профессии». Просит ребёнка найти все предметы, необходимые человеку данной профессии и составить распространённое предложение: «Парикмахеру нужны ножницы, расчёска»…
  2. Игра  «Найди ошибку». У меня есть картинки, на которых художник кое-что перепутал (повар с жезлом, строитель со скрипкой, милиционер со шприцем).
  3. Разучивание стихотворения с опорой на фланелеграф:  Игра  «Я - художник»

Сейчас я буду рисовать.

Вот здесь у нас дорога.

По ней наш кот идет гулять,

А здесь цветов немного.

Направо - дом,

Налево - сад,

В саду играют дети.

На ветках яблоки висят,

И ярко солнце светит.

Повторить вместе с ребёнком  стихотворение по картинкам.

Итог занятия:  Логопед предлагает ребёнку назвать профессию, которая ему больше всего понравилась. Просит назвать, какие инструменты будут нежны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Насекомые"

Целью данного занятия является расширение и активизация словаря по теме: "Насекомые". Задачи занятия направлены на формирование навыка подбора слов-антонимов, употребления предлогов простран...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР "Неожиданный гость"

Коррекционно-развивающее занятие направлено на формирование пространственных представлений и понятия предлога НА, посредством создания проблемной ситуации. В занятии учтена последовательность формиров...

Конспект интегрированного фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе. "В гостях у Пугала"

Цели: - формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».Задачи:Коррекционная·        закрепление  знаний детей...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»

Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....