"Путешествие в страну Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мальцева Галина Степановна

Цель конспека обогащение  и активизацация словарного запаса детей посредством участия  в словесно-речевых играх

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

образовательная область «Речевое развитие»

Цель: обогащать и активизировать словарный запас детей посредством участия

            в словесно-речевых играх

Образовательные задачи:

- совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения

  словообразования;

- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- учить обобщать, классифицировать;

Развивающие задачи:

- развивать диалогическую связную речь, образное представление;

- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

Воспитательные:

- воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь и сопереживание в  

   сложившейся ситуации;

 

Словарная работа: фантазия, воздушный шар, солнце (яркое, лучистое, горячее, веселое, круглое, желтое, грустное, заколдованное),

Предварительная работа: чтение сказок: «Волшебник изумрудного города», просмотр мультипликационных фильмов: «Щенячий патруль», «Маша и медведь», отгадывание загадок, выполнение физкультминутки.

Методические приемы: словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: воздушный шар, письмо, «Лучи солнышка» с заданиями, мелодия «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, колокольчик

Ход занятия:

  1. Организационный  момент

Ребята стоят у доски полукругом, на доске прикреплено солнышко

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. С помощью фантазии мы отправимся в путешествие на воздушном шаре в сказочную страну «Красивой речи».  

- А что такое фантазия?

(Фантазия - это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет)

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

- Рома и Катя читают правила

- Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

-  Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать.

Все правильно и внятно,

Что б было всем понятно.

Воспитатель:  Я предлагаю вам сесть в воздушный шар (дети садятся в воздушный шар).  И полетели сквозь облака. Внизу видим мы леса, поля, реки.

II Основная часть

Воспитатель:  Ребята, вот  мы и прибыли в сказочную страну.  Посмотрите, на воздушном шаре прикреплено письмо.  Сядем на стульчики и прочитаем письмо.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны «Красивой речи», обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник забрал все лучики от солнца в стране «Красивой речи» и теперь они не знают, что такое радость и смех»

Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать солнышко?

 (ответ детей) Давайте подойдем к доске и встанем полукругом.

Сначала нам надо отгадать загадку:

Среди поля голубого,

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит.

Светит весело в оконце.

Догадались…… это (солнце)

 (на доске висит солнышко без лучиков)

- А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)

- На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)

- Ребята, а какое у него настроение? (грустное)

- Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) 

- Да, злой волшебник забрал все  лучики.

- А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)

- Посмотрите, а вот первый лучик от нашего солнышка.

 Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1 задание: Игра «Скажи наоборот»

- Играем с мячиком, я называю слово, кому отдам мяч этот ребенок  говорит слово противоположное по значению:

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … («близко»)

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … («низко»)

Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)

Скажу я слово «потерял» — …(«нашёл»)

Скажу я слово «говорю» -… («молчу»)

Скажу я слово «одеваю» – … («раздеваю»)

Скажу я слово «встал» - … («сел»)

Теперь «начало» я скажу,

Ответьте все … («конец»).

- Молодцы, задание выполнили

- Прикрепляем лучик.

2 задание «Назови ласково»

Работаем в парах, пару выбираем, выбирая кружки разного цвета, ребята с красными кружками говорят слово, а с синим называет это слово ласково

 - бык – бычок;

-  жук – жучок;

-. обезьяна – обезьянка;

-  собака – собачка;

 - кот - котик;

-  платье – платьице

-  шапка – шапочка

-  нос – носик

Молодцы, задание выполнили.

Прикрепляем первый лучик к солнышку.

3 задание «Назови признаки»

Давайте подойдем к доске. На доске есть картинки, но жители страны «Красивой речи» не знают признаки предмета, поможем им и ответим на вопрос Какой?, Какая? (воспитатель показывает картинку, а дети называют признак)

- матрешка из дерева, значит она деревянная;

- дом из кирпича – кирпичный;

- ваза из стекла – стеклянная;

- ложка из железа – железная;

- самолётик из бумаги – бумажный;

- сумка из кожи – кожаная.

Молодцы, задание выполнили

-Прикрепляем лучик

Физкультминутка

Как живешь?  – Вот так (дети показывают большой палец в верх)

Как плывешь? – Вот так (дети имитируют плавание)

Как бежишь? – Вот так (дети бегут)

Вдаль глядишь? – Вот так (дети глядят из -под ладошки)

Машешь в след? – Вот так (дети машут рукой)

Утром спишь? – Вот так (дети кладут ладошки под щеку)

А шалишь? – Вот так (дети шалят)

 

Пальчиковая гимнастика

Я хочу построить дом (дети показывают руками крышу дома)

Чтоб окошко было в нем (вокруг глаз показываем окошко руками)

Чтоб у дома дверь была (ладошки открывают и закрывают дверь)

Чтобы там сосна росла (руку ставим на коленку на локоть, ладошкой вверх с распахнутой ладошкой)

Солнце было (ладошки соединили ребром, подняли вверх, пальчики растопырили)

Дождик шел (ладошки движутся с верху вниз, махая пальчиками)

И тюльпан в саду расцвел (соединили руки, ладошки сложили в бутон и раскрыли бутон.)

4 задание «Буква приглашает дружить»

Ребята делятся на команды, выбирая кружочки, и подходят к столику 

У нас есть домики буквы «О» и «А», есть картинки. Нам надо рассмотреть предметные картинки, назвать их и определить первый звук в названии слова, соотнести звук с буквой (домиком) и прикрепить предметную картинку. Звук и буква подружились

Молодцы, задание выполнили

Прикрепим лучик

5  задание  «Что лишнее» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все  (предметы) картинки  и найти лишний предмет и ответить на вопрос, Почему он лишний.

- Дети выполнили задание.

Молодцы ребята!

Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает солнышко). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое)

А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Садитесь ребята в воздушный шар, полетели. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, видим реки. Вот мы и вернулись в детский сад! Садитесь на стульчики.

III Заключительная часть:

Итог:

- Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Занимательное дело по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей...