Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Валентина Александровна Канышева

Бедность словаря мешает общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt27.33 КБ

Предварительный просмотр:

                Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Бедность словаря мешает общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждой образовательной деятельности  в детском саду.

Практика взаимодействия с детьми показывает, что усвоение знаний, умений, навыков происходит легко и прочно в условиях включения различных игр и игровых приемов в процессе обучения. Поэтому целесообразно их использование, учитывая, что процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря.

Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Программа дошкольного образования подчеркивает важность формирования компетентной, самосознательной личности, способной свободно мыслить, анализировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения в любой жизненной ситуации. Изменения обусловливают необходимость воспитания поколения, ориентированного на решение сложных интеллектуальных проблем. Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников.

Малыши в возрасте трех лет развиваются очень активно: они познают мир, учатся думать и сопоставлять факты, находить сходства и различия между предметами, их функциями и действиями. Загадки знакомят маленьких непосед с окружающим миром, способствуют развитию сообразительности, логического мышления, памяти.

 Поскольку всем известна тесная связь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и при наличии проблем в речевом развитии особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Именно поэтому, в своей педагогической деятельности  уделила много внимания развитию речи в процессе познания окружающей действительности через продуктивную деятельность.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать любознательность и умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

3. Развивать наблюдательность,внимание, память, логическое и пространственное воображение, умение видеть характерные признаки окружающих объектов. 4.Формировать у детей умение самостоятельно ставить себе задачи и выполнять их для реализации цели.

5.Развитие ответственности и коммуникативных навыков воспитанников, умения их договариваться о распределении задач в совместной деятельности.

 6.Создать эмоционально положительный настрой детей на самовыражение, общение со сверстниками и родителями.

Используемые техники продуктивной деятельности: -пластилинография («рисование» пластилином на горизонтальной поверхности); создание композиций из пластилина и бросового материала (пластмассовые капсулы, диски, бусины, зубочистки, вата и т.д.); - экопластика из пластилина и экологического материала (ветки, желуди, ракушки, камни, крупа); Использование материала для самомассажа шишками, грецкими орехами, жёлудями и применение их же в изготовлении творческих работ. Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает нагляднообразное мышление, поэтому для удобства планирования изобразительной деятельности и запоминания плана рассказа об изображаемом, применялась наглядная схема активизации речи в процессе познания через продуктивную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация словаря детей младшей возрастной группы

Активизация словаря через  игровые виды деятельности....

Реферат по самообразованию "Активизация словаря детей младшей возрастной группы"

В работе говорится об особенностях развития словаря ребенка  дошкольного возраста и  использовании дидактических игр и лексических упражнений в процессе развития словаря детей  3-4 ...

Доклад на секционную часть Августовского совещания педагогов дошкольного образования Барун-Хемчикского кожууна (КМО воспитателей групп раннего возраста) на тему: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»

Цель: формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей; побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства; стимулировать к использованию разв...

Консультация для родителей. Тема: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы.»

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. с...

Доклад на секционную часть Августовского совещания педагогов дошкольного образования Барун-Хемчикского кожууна (КМО воспитателей групп раннего возраста) на тему: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»

Цель: формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей; побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства; стимулировать к использованию...

Консультация для родителей «Активизация словаря детей младшей возрастной группы.»

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенез...