Организованная деятельность по ознакомлению с татарским языком
методическая разработка по развитию речи

Зарипова Айгуль Хакимзяновна

Открытое итоговое занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 87»

НМР РТ

Итоговое занятие по закреплению пройденного материала по УМК по татарскому языку в подготовительной к школе группе № 7

                                                                      "Кафе"

                                               

                                                                                           

 

Провела: Зарипова А.Х.

        

Нижнекамск 2022

Дата

Татар теле тәрбиячесе

Зарипова А.Х.

Тема

Кафе

Балаларның яше

Мэктэпкэ эзерлек төркеме

Программа

  1. Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа,методик киңәшләр, диогностика/ авт.-төз.: Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидречева Р.Г. һ.б. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. 

Шогыль формасы

Тулы төркем белән

Максат

Цель 

Уен эшчәнлеге аша балаларда татарча аралашуга теләк тудыру. Формирование у детей интерес к общению на татарском языкечерез игру, познанию нового посредством использования знаний УМК, а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных учебно-игровых ситуациях, развивать связную речь.

Бурычлар:

Тәрбияви

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и умение вести диалог на татарском языке.

  • Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Үсеш

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • Умение отвечать на вопросы: «Кая барасың?» « Нәрсә кирэк?» «Син нишлисең?».
  • продолжать развивать связную диалогическую речь.

Белем бирү

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • Обогащение словарного запаса детей. Совершенствование культуры речи, вызывать интерес к собственной речи.
  • Повторить и закрепить название продуктов, фруктов.


Алдан эшлэнгэн эш

Предварительная работа

  1. Создание языковой среды, составление конспекта, разработка слайдов, подбор оборудования и демонстрационного материала, разучивание песни «Ак калач», подготовка угощения для детей.

Җиһазлау

Оборудование и материал: 

Для воспитателя: проектор, ноутбук, экран, аудиозаписи 48 для детей 6-7 лет, презентация, угощение для детей.

Для детей: муляжи фруктов и продуктов, атрибуты дли сюжетно-ролевых игр.

Словарь эше

разучивание песни «Ак калач»

Интеграция областей: 

 "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие".

Эшчәнлек барышы

Кереш өлеш - оештыру

Сюрприз минуты Ильяның туган көне“”

Җыр “Кафега барам”

Сюжетлы уен “Кафе”

Җырлы биюле уен “Ак калач”

   

                 

 Уен “Бүләгеңне бүләк ит”

  Үстерешле уен

           “Уенчыгың турында сөйлә”.

 

 

Йомгаклау

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте мы с ними поздороваемся, пожелаем им доброго дня и спросим как у них дела.

Дети:  Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәерле көн!

Гости: Хәерле көн!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт, рәхмәт.

(На экране высвечивается название Кафе)

Воспитатель: Ребята, сегодня у Ильи день рождения. Он нас пригласил в кафе, куда мы сейчас с вами и отправимся.

(По дороге вместе с детьми поем песню): Мин барам, барам, барам, Кафега барам, барам, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, кафега барам, барам.

(Пришли в кафе).

Воспитатель: Балалар утырыгыз. Илья, кил монда, утыр.

Ребята, посмотрите сколько много угощений. (На столе фрукты, пицца, сок, чай, кофе, картошка-фри).

Илья, (Милана, Аскар, Оля….) нәрсә кирәк?

ДетиПицца (алма, бәрәнге фри, ) кирәк.

Сок (чай, кофе) кирәк.

Воспитатель: Мә пицца (бәрәнге фри, алма) аша.

Сок (чай. кофе) Эч.

Дети: Рәхмәт.

Воспитатель: Данила (Илья, Раксана ……) син нишлисең?

Дети: Пицца (алма, бәрәнге фри, ) ашыйм?

Сок (чай, кофе) Эчәм.

Воспитатель: Аскар, пицца тәмлә?

Дети: Әйе тәмлә.

Воспитатель:

Ребята, я думаю, что день рождение Ильи будет интересным, если мы для него споем песню

“Ак калач”.

Җырлы-биюле уен “Ак калач” Аудио (48 нче кисәк)

Ильяның туган көненә

Без пешердек ак ипи.

Менә шундый ипи зур,

Менә шундый кечкенә,

Менә шундый тәмле,

Менә шундый баллы,

Әйе шул, әйе шул

Әйе шул. Ипи тәмле.

Воспитатель: Ребята мы сегодня побывали в Кафе на дне рождении у Ильи.

(Дети благодарят Илью за угощение)

Дети: Рәхмәт, Илья.

Үстерешле уен “Уенчыгың турында сөйлә”.

Воспитатель: Мы не просто подарим Илье игрушки, а ещё и расскажем о них.

Оля: Бу куян. Куян ак, матур, әйбәт. Куян сикерә.

Коля: Бу песи. Песи сары. Песи сөт эчә. Песи утыра.

Илья: Ребята, давайте все игрушки положим в красивую  коробку. А когда пойдем в группу, вместе поиграем..

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами пройдем в группу, где продолжим праздновать день рождение Ильи.

Предлагаю попрощаться с гостями.

Дети: Сау булыгыз!

(Воспитатель с детьми прощаются с гостями)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

   «Детский сад комбинированного вида № 87»

НМР РТ

Итоговое занятие по закреплению пройденного материала по УМК по татарскому языку в средней  группе № 8

                                                        «Поиграем с Акбаем»

                                               

                                                                                           

 

Провела: Зарипова А.Х.

        

Нижнекамск 2022

Дата

Татар теле тәрбиячесе

Зарипова А.Х.

Тема

«Поиграем с Акбаем»

Балаларның яше

Уртанчылар төркеме

Программа

  1. Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа,методик киңәшләр, диогностика/ авт.-төз.: Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидречева Р.Г. һ.б. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. 

Шогыль формасы

Тулы төркем белән

Максат

Цель 

Цель: Повторить и закрепить пройденный материал по татарскому языку на тему “Минем өем”.

 Программные задачи: продолжать знакомить детей с татарским языком,

закрепить темы«Продукты»«Игрушки» «Семья», счет до 5. Воспитывать в детях чувство доброты, интерес к татарскому языку.

Бурычлар:

Тәрбияви

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

     Воспитывать усидчивость, старательность и интерес к занятиям.

Үсеш

РАЗВИВАЮЩИЕ

Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы, развивать умение понимать татарскую, разговорную речь.

Белем бирү

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Закреплять умения счета до пяти. Расширять словарь детей, совершенствовать диалогическую речь.


Алдан эшлэнгэн эш

Предварительная работа

Повторение пройденного материала, дидактические игры “Син кем?”, “Бу нәрсә?” “Бу кем?”. сюжетно ролевая игра “В магазине игрушек”.

Җиһазлау

Оборудование и материал: 

 

Муляжи продуктов, игрушки, мяч.

Словарь эше

Алма, ипи, курчак, аю, куян, туп.

Интеграция областей: 

 Физическое развитие,познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: беседа, вопросы, сюрпризный момент.

Эшчәнлек барышы

Кереш өлеш - оештыру

Вводная часть.

Сюрпризный момент. (Стук в дверь).

Сюрпризный момент. (Стук в дверь).

Проводится игра «Син кем?»). 

Игра «Чудесный мешочек»

   

                 

 

 Диалог «Угости Акбая»

 

        Физминутка

Сюжетно – ролевая игра “Магазин игрушек”

Игра с домиком (Члены семьи)

Заключительная часть.

Дети заходят в группу, встают полукругом.

В-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся на русском и

татарском языке

Дети; Здравствуйте, Исенмесез. 

Гости: Здравствуйте, Исенмесез.

В-ль: Ребята кто же там может быть? (Заходит Акбай с корзиной.)

АК: Исенмесез балалар, я проходил мимо вашего сада, и нашел вот эту корзину с играми. А я очень люблю играть только вот в эти игры не умею.

В-ль; Не расстраивайся Акбай, мы с ребятами поиграем с тобой и ты научишься

играть. Ребята поиграем с Акбаем?

Дети: Да. (Акбай, что то шепчет воспитателю)

В-ль: Ребята, Акбай что-то хочет сказать мне на ушко (наклоняется к Акбаю).

Детям-Акбай хочет узнать как вас зовут. Конечно мы тебе расскажем, как нас

зовут. Акбай, а посмотри, может у тебя в корзине есть волшебный мяч, он нам и

поможет. (Акбай достает из корзины мяч)

Я вам кину мяч и спрошу«Син кем?» «Ты кто?». Вы назовете свое имя.

(Дети отвечают: “ Мин Арина. Мин кыз. ”, “Мин

Артём. Мин малай. ”и т. д.

АК: Молоды ребята я рад со всеми вами познакомиться.

В-ль; Акбай, ну давай смотреть какие игры есть у тебя в корзине.

АК(Достает мешочек.) Ой, ребята я ведь не знаю, как играть в эту игру.

В-ль: Не расстраивайся Акбай, сейчас мы тебе покажем, как надо играть. Эта игра называется «Чудесный мешочек».

Мы сейчас с ребятами поиграем, ребята вы должны достать из мешочка

предметы и ответить на мои вопросы. Воспитатель спрашивает «Бу нэрсә?».

Ребенок отвечает «Бу алма и т. д» Отгаданные продукты складывают на стол.

В-ль: Ребята, а давайте угостим Акбая продуктами, которые мы вытащили из чудесного мешочка. Угостим?

Дети: Да.

В-льАкбай кил монда, утыр. (Акбай садится за стол) Дети подходят по одному

к столу и угощают Акбая.

1 реб:(берет яблоко) –Акбай, мэ алма аша.

АКРэхмэт2реб:(берет хлеб) Акбай, мэ ипи аша.

АК: Рэхмэт

3ребАкбай мэ чэй эч.

АК: Рэхмэт.

В-ль; Понравилось тебе Акбай угощения от детей?

АК: Рэхмэт, балалар.

В-льАкбай давай посмотрим, что еще есть у тебя в корзине. Воспитатель

достает мяч. А мы с ребятами знаем стих на татарском языке про мяч.

Туп, туп, матур туп

Сикер, сикер матур туп.

1, 2, 3, 4, 5,

Сикер, сикер матур туп.

(Акбай достает из корзины игрушки куклу, мишку.)

Ак: Ребята вот еще, что есть в моей корзине.

В-ль: Ребята, а в какую игру можно поиграть с этими игрушками?

Ребенок: Магазин игрушек.

В_ ль: Да првильно, давайте поиграемАкбай давай мы с тобой будем продавцами в магазине, а наши ребята будут покупателями.

1 вариант.

Р - к: Аю бир\ мишку дай.

В - ль: Нинди аю\ какого мишку?

Р: Зур аю\ большого мишку.

В: М, зур аю\ возьми большого мишку.

Р: Рхмт\ спасибо.

2 вариант. Р: Курчак бир\ дай куклу.

В: Нинди курчак\ какую куклу?

- Матур курчак\ красивую куклу.

- М, матур курчак\ возьми красивую куклу.

- Рхмт.

Ак(смотрит в корзину) Ребята в корзине больше ничего не осталось.

В_ ль: Не расстраивайся Акбай, у нас есть еще одна игра. Ребята поиграем еще?

Акбай, а у нас вот тут на доске есть картина красивого дома, мы с ребятами расскажем тебе, кто там живет. Ребята подходите, открывайте окошки, я буду

вам задавать вопросы, а вы отвечать.

Дети подходят, открывают окошки, воспитатель задает вопрос «Бу кем?». Дети

отвечают «БУ эни, эти и т. д.». В-льАкбай, тебе понравилось с нами играть?

Акбай. Спасибо ребята, мне очень нравится, но мне пора уходить. Сау булыгыз.

Дети: Сау булыгыз.

Итог.

В-ль: Дети, я приготовила гостинцы для Акбая. Видите, вот это – домик, где

живет Акбай (показывает рисунок дома и тарелочки рядом с домиком). Рядом со

мной лежат молоко, хлеб, яблоко (показывает рисунки). Те, кому понравился

сегодняшний урок, угостите Акбая хлебом, кому было интересно, но сложно – молоком, а кому не очень интересно и сложно – яблоком (дети приклеивают угощение).



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

  «Детский сад комбинированного вида № 87»

НМР РТ

Итоговое занятие по закреплению пройденного материала по УМК по татарскому языку в подготовительной  группе № 4

                                                                      "Путешествие в цирк"

                                               

                                                                                           

 

Провела: Зарипова А.Х.

        

Нижнекамск

2022

Дата

Татар теле тәрбиячесе

Зарипова А.Х.

Тема

Путишествие в цирк

Балаларның яше

Мэктэпкэ эзерлек төркеме

Программа

Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа,методик киңәшләр, диогностика/ авт.-төз.: Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидречева Р.Г. һ.б. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013.

Шогыль формасы

Тулы төркем белән

Максат

Уен эшчәнлеге аша балаларда татарча аралашуга теләк тудыру 

Бурычлар:

Тәрбияви

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

• Воспитывать доброжелательность, выдержку.

• Воспитывать умение слушать товарища, навыки сотрудничества.

• Воспитывать самостоятельность.

Үсеш

РАЗВИВАЮЩИЕ:

• Продолжать развивать связную диалогическую речь.

• Развивать у детей умение подбирать слова по смыслу.

•Продолжать развивать интерес к прослушиванию стихотворений.
•Развивать и стимулировать внимание, мышление.

Белем бирү

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ


• Уточнить и активизировать словарь глаголами на татарском языке.

• Закреплять умение детей общаться в диалоге.

• Закреплять умение детей слушать вопросы.

Алдан эшлэнгэн эш

Предварительная работа

беседа с детьми, чтение художественной литературы

Җиһазлау

Оборудование и материал: 

Микрафон,продукты питания, овощи, фрукты,игрушки, маски животных

Словарь эше

ашый - ашыйм, эчә - эчәм, юа - юам, йоклый - йоклыйм, утыра - утырам, уйный - уйныйм

Персонажлар

Интеграция областей: 

  «Социально - коммуникативное развитие», «речевое развитие», «чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Эшчәнлек барышы

Кереш өлеш - оештыру

Сүзле уен “Исәнме”

Сүзле уен “Интервью”

Төп өлеш: Сюрприз минуы “Хат”

Сюжетлы уен “Кибет”

Сүзле уен “Телефоннан сөйләшү”

   

     

                  Цирк . “Командир” уены

 

Җырлы биюле уен “Әйдәгез биибез”

                     

 

  Йомгаклау

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришел  гость, дрессировщик цирка он узнал, что вы очень хорошо говорите по-татарски, и  он хочет послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ним по-татарски, и узнаем как у него дела.

Дети: Исәнмесез!

Гость: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гость: Әйбәт, рәхмәт! Ваши друзья Акбай и Мияу у нас цирке хотят выступать. Но они разговаривают только на татарском языке, команды на русском не понимают. Научите меня тоже разговаривать на татарском языке.

Дети: ъорошо, оставайся с нами.

Воспитатель: А сейчас давайте представимся. Возьмем друг у друга интервью.

- Исәнме.

- Исәнме.

- Син кем?

- Мин Максим.Мин малай.

- Сиңа ничә яшь?

- Миңа алты яшь.

- Сау бул.

- Сау бул, Ксюша.

Воспитатель:Ребята смотрите нам пришло письмо от Акбая и Мияуа. «Дорогие ребята, скоро наше выступление на орене! Мы Вас приглашаем в цирк».

Воспитатель: Как они туда попали?  Ну что дети пойдем в цирк?

Дети: Да!

Дрессировщик: Давайте купим животным в цирк угощения и подарки.

Игра “Кибет”

1 ребенок: Исәнме.

2 ребенок: Исәнме.

1 ребенок: Нәрсә кирәк?

2 ребенок: Туп кирәк. (кишер,кыяр,кәбестә, бәрәңге)

1 ребенок: Нинди туп?

2 ребенок: Зур (кечкенә, матур, чиста, пычрак, әйбәт) туп.

1 ребенок: Ничә туп?

2 ребенок: 1....10туп.

1 ребенок: Мә,1 зур , матур, чиста, әйбәт туп.

2 ребенок: Рәхмәт. Сау бул, Саша.

1 ребенок: Сау бул, Оля.


Воспитатель: Ой дети у нас звонят телефоны. Давайте ответим.

После детского сада или в выходные дни звоните друг-другу домой, разговариваете по татарски, используя вопросы: Как дела? Что ты делаешь? Что делает мама? Что делает папа?

Ход игры:

1 ребенок: Алло.

2 ребенок: Алло, исәнме, Настя.

1 ребенок: Исәнме, Лера. Хәлләр ничек?

2 ребенок: Әйбәт, рәхмәт. Настя, хәлләр ничек?

1 ребенок: Әйбәт, рәхмәт. Лера,син нишлисең?

2 ребенок: Мин алма ашыйм.

1 ребенок: Нинди алма?

2 ребенок: Тәмле алма. Ә син нишлисең?

1 ребенок: Мин уйныйм.

2 ребенок: Нәрсә белән?

1 ребенок: Туп белән.

2 ребенок: Туп нинди?

1 ребенок: Туп матур, чиста, зур, кызыл. Лера, әни нишли?

2 ребенок: Әни йоклый. Сау бул, Настя.

1 ребенок: Сау бул, Лера.

Воспитатель: Ну вот мы пришли в цирк. Ребята давайте поможем дерссеровщику.

Игра “Командир”.

Дети дают друг-другу команду.

(“Командир” уены: аша, эч,утыр, бас, сикер, уйна,йөгер,ю, йокла, ки, сал, сүзләрен кулланып үткәрелә)

- Мияу, Акбай утыр! (Куян аша, төлке эч, керпе йокла).

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте споем песню.

Җырлы-биюле уен “Әйдәгез, биибез”.

1) Бар монда зур төлке.

Зур төлке, матур төлке.

Төлке, төлке кил әле,

Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр).

2)Бар монда зур аю,

Зур аю, матур аю.

Аю, аю кил әле,

Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр).

3)Бар кечкенә куян,

Кечкенә, матур куян.

Куян, куян кил әле,

Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр).

4)Бар кечкенә керпе,

Кечкенә, матур керпе.

Керпе, керпе кил әле,

Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр).

Воспитатель: Молодцы наши Мияу и Акбай! Пора возвраәаться к себе. Считаем до 10. Ну вот ребята, оказались мы с вами у себя. На этом наше занятие закончилось.  Сау булыгыз!

Дети: Сау булыгыз!

Воспитатель: Давайте попращаемся .

Дети: Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Муса Джәлиль-безнең йөрәкләрдә".

Цель: Познакомить детей с творчеством в военные годы великого поэта-героя Мусы Джалиля.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».Обучающие задачи:1. Сүз ба...

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей татарскому языку по УМК

Образовательная деятельность средней группе "Минем өем"; старшей группе "Уйный - уйный үсәбез"; подготовительной группе "Без инде хәзер зурлар -  мәктәппкә илтә юллар"...

Аналитический отчёт за межаттестационный период педагогической деятельности воспитателя по обучению татарскому языку на 2011 – 2015 учебный год

Тема по самообразованию: "Современные технологии по обучению русскоязычных  детей татарскому языку"...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей логопедической группе «Кукла Алсу у нас в гостях» (УМК)

Цель:1. Познакомить с характерными особенностями национального костюма, обогащение словарного запаса, активизировать в речи слова (калфак, камзол, тубэтэй, читек);2. Развивать диалогическую речь и обр...

Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку

театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку....

Лэпбук по ознакомлению с татарским языком

В данном материале представлены фотографии лэпбука для группы по ознакомлению с татарским языком. В лэпбуке представлен алфавит, счёт, цвета, эмоции, названия некоторых птиц, животных, ягод, цветов...