“Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников”
учебно-методический материал по развитию речи

Петровская Ярослава Владимировна
От уровня речевого развития ребенка, зависит его успешность в любом виде деятельности. Мы -воспитатели, должны способствовать развитию речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

Приморско-Ахтарского района, хутор Новопокровский

“Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников”

Воспитатель : Петровская Я.В.

х.Новопокровский

2023г.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,

когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

А.С.МАКАРЕНКО

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В данной работе затронута проблема формирования речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. В течение двух лет мы работаем над темой: «Развитии речи дошкольников»

Изучив методическую литературу, программу Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Новоселова С. Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», «Игра дошкольника», Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду», Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

Я пришла к выводу, что необходимо использовать игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Используя вышеуказанную методическую литературу, я смогла разработать разнообразный игровой, практический материал для работы по данному вопросу.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение, а основы речевого развития закладываются у детей с самого рождения.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т.е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме.

К важнейшей проблеме работы с дошкольниками относится задача формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта тема является актуальной и заключается в том, что дидактическая игра:

-учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

-совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

-совершенствует умение развивать коммуникативную функцию речи.

Так как игра это доступный, полезный и эффективный метод развития речи. Я поставила перед собой цели:

- обогатить речевой опыт детей с помощью дидактических игр;

- научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли.

В связи с поставленными целями выдвигаются следующие задачи:

1. Овладение детьми связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты для успешной подготовки детей к обучению в школе.

2. Изучить особенности речевого развития детей с целью построения работы в плане развития связной речи детей средствами дидактической игры. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

3. Формировать оптимистичное отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное и социальное развитие.

Педагогическая идея заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через дидактические игры. На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы:

-требования ФГОС ДО;

-теоретические основы психологического развития дошкольников;

-изучение методической литературы и опыта коллег;

-апробирование новых методов и приёмов работы.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

Создала ряд дидактических игр с оборудованной куклой, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря и развитию связной речи. Она подчеркивает, что дидактические игры преследуют не только цель развития речи детей, - значение их шире. Ей принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме, размеру; создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей, где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающихся друг от друга незначительными признаками. Ценность дидактических игр она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка.

Огромный вклад в разработку теории игры внесла культурный деятель, главный идеолог советского образования, Надежда Константиновна Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах С. Л. Новоселовой «Игра дошкольника». В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей раннего и дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.

В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи, находится задача развития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

- в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

- в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

В данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по развитию речи детей дошкольного возраста разработаны новые приемы работы. Развитие речи детей с использованием в педагогическом процессе разных видов дидактических игр, пособий. Новизна опыта заключается в том, что игра - является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста. И поскольку процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, я считаю, применение игр позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.

Свою работу начала с обогащения предметно-развивающей среды, учитывая все, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели их здоровья, уровень общего и речевого развития. При создании развивающего пространства педагогом учитывается ведущая роль игровой деятельности. Особенностью является то, что постепенно через игровое действие ребенок видит не просто предмет или игрушку для развлечения, а старается придумать что-то новое. Для активизации познавательно-речевой активности создаются условия, в которых ребенок через игры развивает свои способности, ориентируется на интересы детей. Мною используются все возможности в создании, разработке новых игр, новые компьютерные технологии, формы и методы обучения, разнообразные приемы в развитии игровых умений. В группе созданы необходимые условия для игр: подобран соответствующий дидактический материал, продумано их размещение, обеспечено место для игр. Важным является и отношение детей к игрушкам: они стали бережнее обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывают их по окончании деятельности. Предметно-пространственная среда в группе комфортна и безопасна для детей дошкольного возраста.

Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей. С их помощью развивается связная речь, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. И на протяжении всего дошкольного возраста дети испытывают какие-то затруднения в речевом развитии. Дети испытывают трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, в умении грамматически правильно построить предложение, у детей недостаточный словарный запас.

А мне как педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

В своей работе с детьми я использую различные виды игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания в обучении. Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.

Постепенно в каждой возрастной подгруппе усложняла задания в дидактических играх (так как я работаю в группе смешанной разновозрастной). В результате моей деятельности по данной теме у детей:

1. Повысился уровень речевой деятельности детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

#1053;ачала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат.

Проведя мониторинг, по речевому развитию, и получив данные, которые показали положительную динамику, тем самым, подтверждая эффективность разработанного перспективного плана работы и подобранных речевых дидактических игр.

Так же к вашему вниманию представляю консультации для педагогов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...

«Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Выступление на педсовете «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»...

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....

Роль дидактических игр для развития речи дошкольников

В статье представлены виды дидактических игр, особенности их проведения, их роль для развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...