Главные вкладки

    Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
    консультация (средняя группа) на тему

    Клундук Светлана Петровна

    Значение игр в воспитании детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx519.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

    Подготовила

    Воспитатель МДОУ д/с №43 «Ласточка».

    Клундук  С.П.

    С раннего возраста любознательный непоседа исследует все, что происходит вокруг него, а родители становятся участниками этого увлекательного процесса. Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе игр малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через несколько лет.

    Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей. Благодаря ей можно не только воздействовать на общее развитие малыша, но и успешно корректировать его характер. Мягко направлять неутомимую энергию в нужное русло, превращая, к примеру, излишнюю агрессивность в умение постоять за себя, воспитывая в маленьком человеке внимательность, любознательность, инициативность, смекалку….

    В игре ребенка привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

    Любой дидактической игре присуща определенная структура, отличающая ее от иной деятельности. Структурными компонентами выступают:

    • игровой замысел
    • действия
    • правила игры.

    Как правило, замысел игры выражается ее названием.

     Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

    Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. (Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется быть первым. Но желание играть и играть вместе, постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.)

    Финалом, придающий дидактической игре законченность - является результат, и одновременно решение поставленной задачи. Он дает детям чувство морального и умственного удовлетворения. В дидактической игре важны все элементы, а отсутствие любого ведет к ее разрушению.

    Занимаясь с детьми, надо помнить, что игры, какими бы интересными они не были, не должны превышать по времени 10-15 минут. Очень важно, чтобы за этот период не снизилась активность деток и не ослаб их интерес.

    Во время коллективной игры следует учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: одному стоит дать задание полегче, другому, напротив, можно его усложнить. Кому-то для успешного решения задачи понадобятся наводящие вопросы и подсказки, а кто-то справится с ней без посторонней помощи.

    Организация проведения дидактической игры проходит с использованием трех основных направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.

    Подготовка к проведению игры включает в себя:

    • выбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
    • определение места и роли игры в системе обучения и воспитания
    • установление соответствия отобранной игры  программным требованиям воспитания и образования
    • определение количества играющих
    • определение наиболее удобного времени игры в режиме дня.
    • выбор места для игры
    •  подготовка игрового оборудования, дидактического материала
    • подготовка к игре воспитателя (нужно знать ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой)
    • подготовка детей к игре (обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи)

    Проведение дидактических игр:

    • ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использоваться в игре.
    • Объяснение хода игры и правил. Обращается внимание на поведение детей и четкое исполнение правил.
    • показ игровых действий, в процессе которого взрослый учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату
    • определение роли родителя или воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия играющих
    • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов необходимо подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

    По окончании игры у детей необходимо поинтересоваться, понравилась ли им игра, пообещать еще поиграть в новую.

    Проводя дидактические игры необходимо учитывать следующие условия:

    • отчетливо, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
    • занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;
    • вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
    • давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
    • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
    • осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
    • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
    • используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

    Важным условием проведения дидактических игр является самостоятельность ребенка. Взрослый может только помочь и направить, но не делать задание за ребенка. Обучение должно проходить незаметно для ребенка в игровой форме и непринужденно.

    В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

     а) с игрушками и предметами;

     б) настолько-печатные;

     в) словесные.

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

    Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

    Для правильного планирования дидактических игр, прежде всего, надо самому взрослому убедиться в неоценимой пользе игры в нравственном и умственном развитии и воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всем учебно-воспитательном процессе.

    Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувства радости, удовольствия. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

    Показатель правильно организованной игры детей – их настроение, разнообразное использование основных навыков, положительных взаимоотношений, частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.

     


    «КАК РИСОВАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

    Подготовила

    Воспитатель МДОУ д/с №43 «Ласточка».

    Клундук  С.П.

    План:

    1. Изобразительная деятельность в жизни детей.
    2. Нетрадиционные способы рисования.
    3. Советы родителям для совместного рисования с ребёнком.

    И в десять лет, и в семь, и в пять
    Все дети любят рисовать.
    И каждый смело нарисует
    Всё, что его интересует:
    Далекий космос, ближний лес,
    Цветы, машины, пляски, сказки…
    Все нарисуем! Были б краски,
    Да лист бумаги на столе,
    Да мир в семье и на Земле!
    В.Д. Берестов.

    Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…

    Рисование для ребёнка – это своего рода, экспериментирование с различными материалами и их свойствами, благодаря которому малыш приобретает бесценный опыт. Чтобы поддержать интерес у ребёнка к изобразительной деятельности желательно использовать не только традиционную технику рисования, но и нетрадиционную. В процессе изобразительной деятельности у ребёнка складывается эстетическое отношение к изображаемому объекту, формируется эстетическая оценка.

    Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

    Давайте будем учиться рисовать, главное – это разбудить фантазию. А рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, ладошкой, соломкой, свечкой, листиком от дерева и т. д.

    Несколько интересных способов рисования.

    Кляксография.

    hello_html_m37e4fc59.jpg

     В центре листа надо капнуть кляксу. Затем наклонить лист в разные стороны или подуть – каждый поворот даёт новое изображение. (может получится красивое раскидистое дерево)

    Фотокопия. 

    На листе бумаги наносится рисунок с помощью свечи. Затем покрыть краской. Произойдёт удивительный фокус: изображение, сделанное свечкой, проявится.

    Размытый рисунок. 

    Лист бумаги смачиваем водой и по мокрому листу рисуем. Подсохнет – снова смачиваем. Хорошие темы для этого рисования: времена года, животные.hello_html_433b6992.jpg

    Волшебная бумага. 

    hello_html_fe32412.jpg

    На лист бумаги нанести ярке пятна краски. После высыхания натереть поверхность свечой без «просветов». Покрыть рисунок тушью, смешанным с шампунем. После высыхания приступить к рисованию («процарапывания») палочкой.

    Волшебная ниточка.

    hello_html_2e31e6a4.jpg

     Опустить нить в краску для пропитывания. Нить аккуратно уложить на лист бумаги и накрыть другим листом. Держим верхний лист, а ниточку вытягиваем. На каждый новый цвет нужен новый лист.

    Мятая бумага. 

    Рисуйте что хотите, только прежде как следует измять бумагу. Ломанные линии создадут эффект объёмности.

    Пальцевая живопись. hello_html_m66bcdb5d.jpg

    Рисуем пальцами. На каждый пальчик своя краска. Так же можно рисовать ребром руки, всей ладошкой, ногой.

    Набрызг.

    hello_html_m27e8fb88.jpg

     На кончик щётки набрать краски, пальцем проводить по ворсу, брызги разлетятся и сложатся в причудливой форме.

    Аппликация с дорисовыванием. На листе наклеиваем обрезок цветной бумаги неопределённой формы. Дети дорисовывают красками и карандашами этот бесформенный кусочек.

    Монотопия.Лист сложен пополам. На одну сторону нести яркие пятна и накрыть второй половиной, прогладить ладошкой и раскрыть.hello_html_4f510578.jpg

    Мыльные пузыри. Создаём в стакане мыльные пузыри, добавив краску. Сверху накрываем листом бумаги. Изображение поднимаем вверх, а не в сторону (космические темы).

    Печатанье.

    hello_html_m495c02bb.png

    Печатать можно кусочками картошки, моркови. Проведя вилкой, создаётся рельефный узор.

    Цветные ладошки.

     hello_html_7eeb912a.jpg

    Опустите всю ладонь в тарелочку с гуашью или раскрасьте ее кисточкой. Оставьте отпечаток на бумагу. Что у вас получилось? Медуза, гусь, жар-птица, осьминожка или индеец Джо?  

    Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет вашим детям и вам самим ощутить незабываемые положительные эмоции.

    Если вы рисуете вместе с малышом, то попытайтесь работать на его уровне.  Он рисует треугольники, вы квадраты, а то ребенок расстроится, пока он просто ставил точки, вы уже нарисовали шедевр, это занизит его самооценку, и не какие разговоры о том, что, мама просто уже большая, не помогут. Но повторяю, эти правила, для совместной работы. Если вы рисуете сами по себе, то покажите ему свои способности, ребенок должен знать, что умеет его мама.  Можно рисовать на камушках, деревяшках, на всем, что не жалко.

    Экспериментируйте с материалом, основой, инструментами для рисования. Это все идет только на пользу формирующемуся сознанию. Рисуйте мелками на асфальте. Между прочим, это одно из любимых занятий маленьких детей. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.

    Обсуждаем шедевр ребенка. Попросите сначала, малыша самому рассказать про свой рисунок, никогда не ругайте его, но и не нахваливайте без повода. Пусть на рисунке, совсем ничего не понятно, ведь дети рисуют символически, и каждый свой рисунок проживают. Для них это не рисунок, а событие, которое происходит сейчас, в то время пока он создает рисунок. Обычно дети очень расстраиваются, когда родители не отгадывают то, что он нарисовал, поэтому лучше сначала спросить его комментарии, или сказать - я тут вижу круг желтого цвета, расскажи мне про него. А если бегемот ребенка совсем на него не похож, то всегда можно найти, за что похвалить, и что прокомментировать. Примеры: Твой бегемот розового цвета, он, наверное, очень добрый и веселый. Какая добрая улыбка у солнышка, даже мне теплее стало! Старайтесь хвалить без конкретики, избегайте общих фраз, типа – молодец, как красиво. Рассмотрите детали, и прокомментируйте их. А ругать ребенка за его работу нельзя ни в коем случае, это табу!

    Собирайте рисунки ребенка, устраивайте выставки, все это вдохновляет ребенка, повышает его самооценку. Можно собирать рисунки в отдельные папки по темам, а темы придумать не сложно: зима, лето, герои мультфильмов, домашние животные, моя семья, транспорт. Очень помогает ребенку, если и вы нарисуете картинки, по той же теме, что и ребенок. Ребенок рисует танк, мама самолет, ребенок рисует рыбку, мама аквариум.

    Когда в 4-5 лет ребенок начнет нервничать, что его рисунки не такие, как у Тани или Вани, что он не сможет нарисовать так, как на образце, самое время рассказать ему, что у каждого своего стиля. И если бы все рисовали одинаково, то было бы неинтересно, разные рисунки, тем и интересны, что в них отражается мир, таким, каким ты его видишь сам.

    Теперь вашему ребёнку не страшно взять в руки карандаш, и отобразить на бумаге свои чувства, отношения к окружающему, друзьям.

    Удачи Вам и вашему ребенку!

    Рисуйте от души и для хорошего настроения!




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль фонематического восприятия в развитии речи дошкольника.

    Существует прямая зависимость  между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми,  испытывающими тр...

    Роль игровых технологий в развитии речи дошкольников

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группыТема: «Мышиное царство»...

    Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

    Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление  и коррекция различных нарушений в ра...

    Проект "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников"

    Проект в старшей группе ДОУ "Организация подвижной игры при ознакомлении с ОБЖ как средство развития речи дошкольников".Цель: Формирование и развитие речевых навыков через подвижную игру....

    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...