Роль игровых технологий в развитии речи дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кравченко Валентина Алексеевна

Конспект занятия по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы

Тема: «Мышиное царство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igrovyh_tehnologiy_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игровых технологий в развитии речи дошкольников»

Конспект занятия по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы

Тема: «Мышиное царство»

Автор: воспитатель Кравченко Валентина Алексеевна

Цель:

  1. Развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук;
  2. развивать речь;
  3. закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  4. воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, формировать дружеские взаимоотношения.

Словарная работа:

Озорство, князь, казначей, домоправительница, гостеприимство, обогащение, крепёжные верёвочки, код, Ярославская губерния.

Активизация: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная, музей, достопримечательность, с уважением относятся, ухитрился проникнуть, легенда, бублики – сушки, слизала, бежим, медком, шторм, матрос.

Материал:

демонстрационный –

  1. выставка книг «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке»;
  2. игрушка «Мышка»;
  3. иллюстрации с мышками, изготовленными из разных материалов;
  4. макет корабля, на нём 5 мышат – матросов;

раздаточный -

  1. раздаточный для стола № 1:

мелкий конструктор, лестницы, флажок, верёвочки для завязывания морских узлов, кольца для сборки якорной цепи, якорь, заготовки из полной бумаги для бинокля, спасательные круги и крепёжные верёвочки;

  1. раздаточный для стола № 2:

ёмкость с перемешанными горохом и фасолью; ёмкость с перемешанными семечками и фасолью; бублики – сушки и верёвочка; пластилиновые кружочки – «колбаски»; мышка и сыр;

  1. раздаточный для стола № 3:

разрезные картинки «Кот» и «Мышка»; лист бумаги с контурным изображением мышки и карандаши; мягкая маленькая игрушка «Кот» и клубок толстых ниток; дидактическое пособие «Научим пришивать пуговицы»; рубашки с пуговицами;

  1. раздаточный для стола № 4:

разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета; крупные бусины и плотная нитка для бус; пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»;

для дополнительного задания:

лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;

Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам».

Предшествующая работа:

  1. чтение художественной литературы;
  2. чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;
  3. пальчиковая гимнастика;
  4. нанизывание предметов на тонкую проволоку, на верёвочку;
  5. собирание различных видов мозаик;
  6. игры с пирамидками;
  7. застёгивание пуговиц разной величины, кнопок, крючков;
  8. завязывание верёвочек, тесёмок, ленточек разной длины;
  9. выкладывание из палочек (спичек) разных предметов;
  10. сортировка различного материала;
  11. штриховка;
  12. игры с мелким и крупным конструктором;
  13. игры с конструктором «Лего».

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом перед воспитателем).

Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей. Им хочется посмотреть, как вы подросли и чему научились. Но это ещё не все гости, к нам приедут ещё и необычные гости, попозднее.

А пока отгадайте загадку:

Маленькие ножки, боится кошки.

Живёт в норке, грызёт корки.

    (Мышка)

 

Вспомните и скажите, в каких сказках живёт мышка?

(«Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке»).

 Оказывается такой маленький зверёк, а такой нужный.

Вспомните, какую роль сыграла мышка в сказке «Репка»?

(мышка помогла вытащить репку).

Скажите, а какая мышка бывает, подберите слова – признаки. Кому передадут мышку, тот и назовёт слово – признак.

(дети передают по кругу игрушку – мышку. Называют при этом: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная и т.д.).

Я вам хочу рассказать легенду о мышке. Как иначе можно сказать про легенду?

(Сказание, история).

Итак, внимание. Плывут по Волге пароходы  - причаливают. Едут туристические автобусы – останавливаются. Идут туристы – задерживаются. Где, где? Да в городе Мышкине Ярославской губернии. В этом городе много достопримечательностей, а также есть музей мыши. Жители этого города с уважением относятся к мыши. Легенда рассказывает о том, что в давние времена охотился в этих лесах князь, притомился и задремал на высоком солнечно – сосновом волжском берегу. Проснулся потому, что мышь позволила пробежать по его лицу. Рассердиться не успел – рядом змея оказалась. Мышь, спасаясь от змеи, то ли от отчаяния, то ли намеренно по князю пробежала – жизнь ему спасла!

 А музей – чудо как хорош! Там есть мышь домоправительница строгая в очках, вяжет, настоящая английская леди. Есть и Фёдор – казначей российский.

 А вокруг огромное  мышиной царство: и сидят, и стоят по одному, парами, семьями.

Мыши изготовлены из разных материалов: из лоскутков, стекла, фарфора, папье-маше, мыши – аппликации на фартуках, расписные деревянные доски с изображением мыши. Есть мыши – иностранцы – подарены другими странами: из Польши, Германии, из стран Прибалтики. Есть в продаже глиняные, расписные свистульки, купишь такую мышку, посвистишь и почувствуешь весёлое озорство! (Показ иллюстраций).

Вот такая легенда.

Теперь пришло время узнать, что же за необычные гости к нам приехали?

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

 

Догадались, кто это? (Показ иллюстрации «Кораблик с мышками – матросами»).

Эти гости может из того самого города Мышкина? А может, из какого другого? Но гости есть гости и мы должны им оказать гостеприимство.

Вначале давайте им покажем, что умеют наши пальчики. Они такие же быстрые, как Мышки.

Эта ручка – мышка,

Эта ручка – кошка.

Пять маленьких мышек

Забрались в кладовку,

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

На сыр забирается первая мышка,

В сметану ныряет вторая мышка,

А третья - с тарелки всё масло слизала,

Четвёртая - в миску с крупою попала.

А пятая мышка медком угощается.

Все сыты, довольны (изображают мимикой мышку).

Вдруг кот просыпается, (испуг, выпускают когти).

«Бежим», - пропищала подружкам малышка

И спрятались в норку проказницы мышки!

(все пальчики прячутся в норку левой руки).

Рассаживаю мышек по одной на каждый стол и  предлагаю детям занять свои места.

Дети, я предлагаю полакомиться мышкам сыром. Но ответьте, сыр, какой формы? По размеру и по толщине одинаковый?

(Ответы детей).

Пока мышки будут у нас гостить, мы позаботимся, чтобы обратное путешествие для них было безопасно: а для этого надо проверить оснащение корабля, запас продуктов, ведь в море всё может случиться: непогода, шторм. Поэтому мы сейчас займёмся выполнением работ.

У вас на столах лежат задания, которые надо выполнить.

Те, кто сидит за первым столом, должны выполнить оснащение корабля:

Стол № 1:

  1. выложить корабль (лодочку) из мелкого конструктора, установить лестницу, закрепить флажок;
  2. здесь верёвочки для завязывания морских узлов;
  3. из этих колец надо собрать якорную цепь, прикрепить к нему якорь;
  4. из этих заготовок плотной бумаги сделать корабль;
  5. спасательные круги привязать крепёжными верёвочками.

 

 Стол № 2: 

  1. Вам необходимо заготовить продукты для наших мышек – матросов: рассортировать в эти мисочки горох и фасоль;
  2. а в эти мисочки разделить семечки и фасоль;
  3. чтобы бублики – сушки не рассыпались в пути, их надо нанизать на  верёвочку;
  4. из пластилиновых кружочков – надо сделать для мышек «колбаски»;
  5. уточнить: какая мышка доберётся до сыра.

Стола № 3:

  1. защитить мышек от кошки и кота: собрать из разрезных картинок «Кота» и «Мышку»;
  2. закрасить изображение мышки, чтобы спрятать её от кошки (лист бумаги с контурным изображением мышки и карандаши);
  3. маленький котик хотел охотиться за мышками и запутался в нитках клубочка (игрушка «Кот» и клубок толстых ниток);
  4. пришить матросам – мышкам пуговицы (дидактическое пособие «Научим пришивать пуговицы»);
  5. застегнуть на рубашке пуговицы для мышек.

Те, кто из вас сидит за столом № 4:

  1. привязать к каждому шарику подходящую по цвету нитку для украшения корабля (разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета);
  2. приготовить подарки для девочек – мышек: крупные бусины нанизать на  плотную нитку, сделать бусы;
  3. зашнуровать сапожки и отремонтировать дорожку (пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»).

Для дополнительного задания:

лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;

Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам».

(Дети выполняют свою работу, воспитатель оказывает индивидуальную работу, напоминает о качестве, о мышатах – матросах, получают дополнительное задание).

Работу заканчиваем, наводите порядок на своём рабочем месте.

Молодцы, все справились с заданием. А теперь настало время для гостей рассказать стихи.

(Показ пальчикового театра).

Пушистой серой мышке звонил усатый кот:

- Ну, как у вас делишки? Как жизнь у вас идёт?

А мышка отвечает: Простите, милый кот,

Вчера у нас в подъезде установили код.

Попробуйте, Василий, его вы угадать,

А после приходите… Я очень буду рад!

(Магнитный театр)

Эй, мышка, не зевай!

Поскорее убегай!

Убегай из этих мест,

А то кошка тебя съест!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...

«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.

Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с ОНР

О важной роли дидактических игр в развитии речи дошкольников с общим недоразвитием речи....