Методическая разработка Подготовительная группа №7 ГБДОУ №2 «Великие люди нашего города»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Людмила Иосифовна

Методическая разработка

«Великие люди нашего города.

Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов»

Тип проекта: информационно-творческий

Срок: 2 недели.

Участники: дети, воспитатель.

Цель проекта:

- воспитание юного читателя и петербуржца;

- развитие речи познавательно-творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа.

2. Расширять представление детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина, И.А. Крылова.

3. Продолжать учить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.

 4. Познакомить детей с историческими местами и памятниками города Санкт-Петербурга, связанными с именами А.С. Пушкина, И.А. Крылова.

Развивающие:

1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память

2. Развивать интеллектуальные способности и логическое мышление детей при разгадывании загадок, кроссвордов и ребусов.

3. Развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык писателей.

4. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию, умение давать моральную

оценку поступкам героев художественных произведений.

5. Содействовать обогащению словарного запаса детей при подборе эпитетов и метафор.

6. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через Практическую деятельность

7. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной

речевой и творческой деятельности.

8. Развивать умение слушать, воспринимать и узнавать произведения классической музыки. 9. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русской литературе через произведения великих людей.

2. Содействовать воспитанию культуры речи детей.

3. Воспитывать у детей доброжелательность, отзывчивость, верность, ответственность за Данное слово и свои поступки, находчивость, справедливость, инициативность.

4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, добросовестность, настойчивость при

выполнении творческих работ.

5. Воспитывать гордость за проживание в культурной столице страны городе Санкт-

Петербурге.

Актуальность:

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

В. Г. Белинский

   Дошкольный возраст это - период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Чтобы современный ребёнок был подготовлен к жизни, необходимо прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Детская книга это -один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров.

Формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины.

    Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

    Глубокий след в детской литературе оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина. Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, расширяют словарный запас ребёнка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества. Наша великая страна Россия никогда не смогла бы стать духовным центром земной цивилизации не будь в ней таких величайших гениев, как Александр Сергеевич Пушкин.

Поэтому тема проекта «Великие люди нашего города - Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов»

является актуальной.

Проблема:

Трудности формирования у детей активного интереса к нашему городу, который является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;

чувства гордости за своё отечество; уважения к великим согражданам.

Слабо развиты связная и выразительная речь, познавательно-творческие способности детей.

Планируемые результаты:

1. Сформирован у детей живой интерес к родному городу, его достопримечательностям и

великим людям России.

2. Повышение эффективности работы по развитию связной и выразительной речи детей.

3. Развитие умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык А.С. Пушкина и мораль в баснях И.А. Крылова.

4. Обогащение словарного запаса детей.

3. Использование детьми в своей речи сравнений, метафор, эпитетов и других средств

образной выразительности.

4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять

загадки, разгадывать кроссворды и ребусы.

5. Применение полученных знаний, умений и навыков и творческой деятельности.

I этап Подготовительный»

1. Опрос родителей и детей: «Какие книги читают дома? Есть ли в домашней библиотеке Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова? Знают ли памятники А.С. Пушкину и И.А. Крылову в г. Санкт-Петербурге?»

2. Изучение литературы о жизни и творчестве А.С. Пушкина, об исторических местах и памятниках города Санкт-Петербурга, связанных с именем писателя.

3. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг сказками A.C. Пушкина, иллюстраций и репродукций по сюжетам сказок А.С. Пушкина, иллюстраций и

фотографий с изображением исторических мест и памятников города Санкт-Петербурга,

санных с именем поэта.

4. Обогащение развивающей среды:

- в книжный уголок внесение портрета А.С. Пушкина и И.А. Крылова, сказок поэта, басен, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций В.М. Конашевича, В.М. Назарука и А.Б. Лебедева с изображением героев сказок А.С. Пушкина;

- мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балле», «Сказка о царе Салтане»; басня «Лисица и ворона», «Мартышка и очки»;

- в уголок Петербурговедения иллюстрации и фотографии с изображением исторических мест и памятников города Санкт-Петербурга, связанных с именем А.С Пушкина; семейные Фотоальбомы «В гостях у А.С. Пушкина»; дидактические игры.

в игровую зону элементы костюмов героев сказок А.С. Пушкина;

в уголок ИЗО раскраски с изображением сюжетов и героев сказок А.С. Пушкина, материалы для творческих работ, репродукции портретов А.С. Пушкина Кипренского О.А. и Тропинина В.А., и картин по сказкам А.С. Пушкина;

Музыка - портреты композиторов Петра Ильича Чайковского, Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского-Корсакова; аудиозаписи альбома «Времена года» П.И. Чайковского, увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», оперы П.А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане», оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Золотом петушке.

II этап «Информационно-творческий»

Познавательное развитие:

1. ПОД: «Детство А.С. Пушкина».

Речевое развитие:

1. ПОД: «Заучивание наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога

использованием зарисовок.

ПОД: «Заучивание наизусть стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» с использованием мнемотаблицы

ПОД: <<Творческое рассказывание «Сказки А.С. Пушкина на новый лад 2. Интегрированная деятельность с детьми с использованием игровых технологий «Памяти

А.С. Пушкина».

3. Конкурс чтецов.

4. Рассказывание сказок А.С. Пушкина и И.А. Крылова, применяя зарисовки и мнемотаблицы.

5. ТРИЗ «Придумывание загадок по сказкам А.С. Пушкина и морали в баснях Крылова».

6. Дидактические игры по сказкам А.С. Пушкина: «Найди рифму», «Что сначала, что потом»,

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...», «Из какой сказки строки?»

«Иллюстрация к какой сказке?», «Путаница», «Сложи и угадай сказку», «Из одной ли мы сказки?», «Чудесный мешочек (назвать из какой сказки вещь

7. Дидактические игры по Петербурговедению: «Кто больше?» (назвать исторические места

и памятники города Санкт-Петербурга, связанные с именем А.С. Пушкина), «Послушай,

узнай и назови (назвать достопримечательность в г. Санкт-Петербурге, к которой относится отрывок из произведения А.С. Пушкина), «Сложи и угадай», «Четвёртый лишний»,

Продолжи

8. Разгадывание загадок, кроссвордов и ребусов.

9. Чтение художественной литературы: отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» «Люблю тебя, Петра творенье»; сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

10. Показ воспитателем театра на фланелеграфе по сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке.

11. Показ воспитателем настольного театра по сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и о

работнике его Балде».

12. Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Игра-драматизация по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане (отрывки).

2. Спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Обыгрывание сюжетов из сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о

работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане».

4. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

Художественно-эстетическое развитие:

Приобщение к искусству:

1. Сравнение репродукций портретов А.С. Пушкина Кипренского О.А. и Тропинина В.А. 2. Рассматривание репродукции картины Михаила Врубеля «Царевна-лебедь».

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина художников-

иллюстраторов В. Конашевича, А. Лебедева, В. Лагуна.

Изобразительная деятельность:

1. Аппликация: «Сказочные дворцы» (сквозное вырезывание).

2. Вырезывание героев сказок А.С. Пушкина для теневого театра Конструктивно-модельная деятельность: театр своими руками; макет «У лукоморья дуб зелёный»; строитель «Постройте избушку и

детства» (музыка и слова Н.Б. Караваевой).

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем

дошкольном возрасте

2. Консультация для родителей «Куда можно сходить в выходной день».

Ш этап «Заключительный»

Результаты проекта:

  1. Созданные в группе условия способствовали формированию у детей образного представления о творчестве А. С. Пушкина, искреннего интереса к истории родного города.
  2. Речь детей стала яркой, выразительной и эмоционально окрашенной.
  3.  Дети с удовольствием читают стихи А.С. Пушкина, обыгрывают сюжеты его сказок,
  4. играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывают загадки, ребусы и кроссворды.
  5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Подготовительная группа №7 ГБДОУ №2

«Великие люди нашего города»

Воспитатель; Доленко Л.И.

Апрель 2023г.

Проект

«Великие люди нашего города.

Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов»

Тип проекта: информационно-творческий

Срок: 2 недели.

Участники: дети, воспитатель.

Цель проекта:

- воспитание юного читателя и петербуржца;

- развитие речи познавательно-творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа.

2. Расширять представление детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина, И.А. Крылова.

3. Продолжать учить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.

4. Познакомить детей с историческими местами и памятниками города Санкт-Петербурга, связанными с именами А.С. Пушкина, И.А. Крылова.

Развивающие:

1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память

2. Развивать интеллектуальные способности и логическое мышление детей при разгадывании загадок, кроссвордов и ребусов.

3. Развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык писателей.

4. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию, умение давать моральную

оценку поступкам героев художественных произведений.

5. Содействовать обогащению словарного запаса детей при подборе эпитетов и метафор.

6. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через Практическую деятельность

7. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной

речевой и творческой деятельности.

8. Развивать умение слушать, воспринимать и узнавать произведения классической музыки. 9. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русской литературе через произведения великих людей.

2. Содействовать воспитанию культуры речи детей.

3. Воспитывать у детей доброжелательность, отзывчивость, верность, ответственность за Данное слово и свои поступки, находчивость, справедливость, инициативность.

4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, добросовестность, настойчивость при

выполнении творческих работ.

5. Воспитывать гордость за проживание в культурной столице страны городе Санкт-

Петербурге.

Актуальность:

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

В. Г. Белинский

Дошкольный возраст это - период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Чтобы современный ребёнок был подготовлен к жизни, необходимо прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Детская книга это -один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров.

Формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины.

Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

Глубокий след в детской литературе оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина. Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, расширяют словарный запас ребёнка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества. Наша великая страна Россия никогда не смогла бы стать духовным центром земной цивилизации не будь в ней таких величайших гениев, как Александр Сергеевич Пушкин.

Поэтому тема проекта «Великие люди нашего города - Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов»

является актуальной.

Проблема:

Трудности формирования у детей активного интереса к нашему городу, который является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;

чувства гордости за своё отечество; уважения к великим согражданам.

Слабо развиты связная и выразительная речь, познавательно-творческие способности детей.

Планируемые результаты:

1. Сформирован у детей живой интерес к родному городу, его достопримечательностям и

великим людям России.

2. Повышение эффективности работы по развитию связной и выразительной речи детей.

3. Развитие умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык А.С. Пушкина и мораль в баснях И.А. Крылова.

4. Обогащение словарного запаса детей.

3. Использование детьми в своей речи сравнений, метафор, эпитетов и других средств

образной выразительности.

4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять

загадки, разгадывать кроссворды и ребусы.

5. Применение полученных знаний, умений и навыков и творческой деятельности.

I этап Подготовительный»

1. Опрос родителей и детей: «Какие книги читают дома? Есть ли в домашней библиотеке Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова? Знают ли памятники А.С. Пушкину и И.А. Крылову в г. Санкт-Петербурге?»

2. Изучение литературы о жизни и творчестве А.С. Пушкина, об исторических местах и памятниках города Санкт-Петербурга, связанных с именем писателя.

3. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг сказками Пушкина, иллюстраций и репродукций по сюжетам сказок А.С. Пушкина, иллюстраций и

фотографий с изображением исторических мест и памятников города Санкт-Петербурга,

санных с именем поэта.

4. Обогащение развивающей среды:

- в книжный уголок внесение портрета А.С. Пушкина и И.А. Крылова, сказок поэта, басен, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций В.М. Конашевича, В.М. Назарука и А.Б. Лебедева с изображением героев сказок А.С. Пушкина;

- мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балле», «Сказка о царе Салтане»; басня «Лисица и ворона», «Мартышка и очки»;

- в уголок Петербурговедения иллюстрации и фотографии с изображением исторических мест и памятников города Санкт-Петербурга, связанных с именем А.С Пушкина; семейные Фотоальбомы «В гостях у А.С. Пушкина»; дидактические игры.

в игровую зону элементы костюмов героев сказок А.С. Пушкина;

в уголок ИЗО раскраски с изображением сюжетов и героев сказок А.С. Пушкина, материалы для творческих работ, репродукции портретов А.С. Пушкина Кипренского О.А. и Тропинина В.А., и картин по сказкам А.С. Пушкина;

Музыка - портреты композиторов Петра Ильича Чайковского, Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского-Корсакова; аудиозаписи альбома «Времена года» П.И. Чайковского, увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», оперы П.А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане», оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Золотом петушке.

II этап «Информационно-творческий»

Познавательное развитие:

1. ПОД: «Детство А.С. Пушкина».

Речевое развитие:

1. ПОД: «Заучивание наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога

использованием зарисовок.

ПОД: «Заучивание наизусть стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» с использованием мнемотаблицы

ПОД: <<Творческое рассказывание «Сказки А.С. Пушкина на новый лад 2. Интегрированная деятельность с детьми с использованием игровых технологий «Памяти

А.С. Пушкина».

3. Конкурс чтецов.

4. Рассказывание сказок А.С. Пушкина и И.А. Крылова, применяя зарисовки и мнемотаблицы.

5. ТРИЗ «Придумывание загадок по сказкам А.С. Пушкина и морали в баснях Крылова».

6. Дидактические игры по сказкам А.С. Пушкина: «Найди рифму», «Что сначала, что потом»,

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...», «Из какой сказки строки?»

«Иллюстрация к какой сказке?», «Путаница», «Сложи и угадай сказку», «Из одной ли мы сказки?», «Чудесный мешочек (назвать из какой сказки вещь

7. Дидактические игры по Петербурговедению: «Кто больше?» (назвать исторические места

и памятники города Санкт-Петербурга, связанные с именем А.С. Пушкина), «Послушай,

узнай и назови (назвать достопримечательность в г. Санкт-Петербурге, к которой относится отрывок из произведения А.С. Пушкина), «Сложи и угадай», «Четвёртый лишний»,

Продолжи

8. Разгадывание загадок, кроссвордов и ребусов.

9. Чтение художественной литературы: отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» «Люблю тебя, Петра творенье»; сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

10. Показ воспитателем театра на фланелеграфе по сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке.

11. Показ воспитателем настольного театра по сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и о

работнике его Балде».

12. Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Игра-драматизация по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане (отрывки).

2. Спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Обыгрывание сюжетов из сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о

работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане».

4. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

Художественно-эстетическое развитие:

Приобщение к искусству:

1. Сравнение репродукций портретов А.С. Пушкина Кипренского О.А. и Тропинина В.А. 2. Рассматривание репродукции картины Михаила Врубеля «Царевна-лебедь».

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина художников-

иллюстраторов В. Конашевича, А. Лебедева, В. Лагуна.

Изобразительная деятельность:

1. Аппликация: «Сказочные дворцы» (сквозное вырезывание).

2. Вырезывание героев сказок А.С. Пушкина для теневого театра Конструктивно-модельная деятельность: театр своими руками; макет «У лукоморья дуб зелёный»; строитель «Постройте избушку и

детства» (музыка и слова Н.Б. Караваевой).

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем

дошкольном возрасте

2. Консультация для родителей «Куда можно сходить в выходной день».

Ш этап «Заключительный»

Результаты проекта:

  1. Созданные в группе условия способствовали формированию у детей образного представления о творчестве А. С. Пушкина, искреннего интереса к истории родного города.
  2. Речь детей стала яркой, выразительной и эмоционально окрашенной.
  3. Дети с удовольствием читают стихи А.С. Пушкина, обыгрывают сюжеты его сказок,
  4. играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывают загадки, ребусы и кроссворды.
  5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Великие люди нашего города. А.С.Пушкин»

Конспект занятия по Петербурговедению "Великие люди нашего города. А.С.Пушкин" с использованием mimio/...

Проект «Великие люди нашего города. Александр Сергеевич Пушкин»

Задачи проекта:Коррекционно-образовательные:1. Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа.2. Расширять представление детей о жизни и творчестве А.С Пушкина.3. Продолжать...

Методическая разработка для группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Наша одежда"

Материал (планирование работы) разработан для группы "Особый ребёнок", неговорящих. Для детей с особенностями развития метод неоднократного повторения материала для усвоения и закрепления зн...

Великие люди нашего города

В нашем городе жили и работали многие великие люди.: это и композиторы, и писатели , и учёные. Сегодня мы поговорим о трёх писателях, имена и произведения которых вам хорошо знакомы. Это Иван Андрееви...

Проект по развитию речи подготовительной к школе группы «Расскажем детям о великих людях нашей страны»

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по изучению достижений отечественной науки и искусства; воспитание у детей патри...

Конспект по Петербурговедению "Великие люди нашего города - А. С. Пушкин"

Цель: Закрепить знания детей о великом русском поэте....