Формирование связной речи дошкольника посредством театрализованной деятельности
учебно-методический материал по развитию речи

Росянова Ирина Ивановна

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно.

                                                                                                     Е. А. Антипина

 

      В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на

психическое развитие ребенка: формирование мотивационно – потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т.д. (Л.А. Венгер, О.А. Карабанова, Д.Б. Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно – ролевую игру (в определении Д.Б. Эльконина), которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С. Выготский, Т. Рибо).

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт эмоциональ­но-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значи­мых для его развития сферах жизни. Одна из целей образования сегодня - воспитание физически развитых, любознательных, активных, эмоционально отзывчивых детей, овладевших сред­ствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Но не все дети способны эффективно общаться с окружающими, так как в настоящее вре­мя увеличивается количество детей с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлодар қаласы әкімдігі Павлодар қаласы білім беру бөлімінің «Павлодар қаласының № 96 сәбилер бақшасы «Радуга» үйлесімді даму Орталығы» мемлекеттiк қазыналық коммуналдық кәсiпорны

Государственное казенное коммунальное предприятие «Ясли-сад № 96-Центр гармонического развития «Радуга» отдела образования города Павлодара, акимата города Павлодара

«Формирование связной речи дошкольника посредствам театрализованной деятельности»

                             Воспитатель: Росянова И.И.

                                              г. Павлодар 2015

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно.

                                                                                                     Е. А. Антипина

        В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на

психическое развитие ребенка: формирование мотивационно – потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т.д. (Л.А. Венгер, О.А. Карабанова, Д.Б. Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно – ролевую игру (в определении Д.Б. Эльконина), которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С. Выготский, Т. Рибо).

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Одна из целей образования сегодня - воспитание физически развитых, любознательных, активных, эмоционально отзывчивых детей, овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Но не все дети способны эффективно общаться с окружающими, так как в настоящее время увеличивается количество детей с нарушением речи.

Учитывая значение речи и коммуникативных навыков в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности детей, пришла к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе методов, способствующих самовыражению ребенка, его самореализации в различных видах творчества и самоутверждению в группе сверстников. Новизна моей работы заключается в создании системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность так как она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Данная работа нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и выходить из сложных ситуаций, формирование у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы. Учитывая, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в своей практике использую именно игровые методы и приемы воспитания. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Большое значение игре в жизни дошкольника придавал и А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

       В ней отражаются впечатления, полученные от окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое, радостное настроение ребенку.

Одно из эффективных педагогических средств в разностороннем развитии ребенка, как личности, отводится театрализованным играм. Важное значение имеет игра в развитии связной речи детей. Как известно, речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, мною была поставлена цель – формирование связной речи посредствам театрализованной деятельности.

Для работы с детьми разработала, систематизировала и апробировала театрализованные игры и упражнения, направленные на развитие умения передавать свои замыслы, чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом, способствующие развитию координации речи и движений, включающие тактильные контакты, которые помогают ребенку почувствовать, что вокруг него есть другие люди, принимающие его, желающие с ним играть и общаться.

Работая над проблемой развития речи дошкольников посредством театрализованных игр, были изучены труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Акулова О., Антипина А. Е., Ушакова О. У., Гессен С. И. и др.

А. С. Макаренко говорил, что: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...». Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Вначале ребенок словом только обозначает свои действия, таким образом, осмысливая их. Затем он пользуется словом, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. И. М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Игра-драматизация — это импровизация на основе литературного текста, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия. В дальнейшем эта игра переходит в театрализованную.

Задача дошкольного образования — по мнению философа и педагога С. И. Гессена — состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Это самоценное действие. Под игрой-драматизацией понимается сюжетно-ролевая игра, развитие которой идет по законам театрального искусства и с использованием средств данного вида творчества. Педагог является организатором и участником игры.

Дети в игре (особенно сюжетно-ролевой) не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Для них важен сам процесс игры. В игре-драматизации так же важен процесс — процесс «оживления» сказки.

Этапы игры-драматизации включают в себя знакомство со сказкой, освоение материала сказки по эпизодам, проигрывание всей сказки целиком, показ сказки зрителям, сочинение писем героям сказки.

В играх-драматизациях дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игра приобретает особо яркую эмоциональную окраску, если заранее подготовлены соответствующие декорации, маски, костюмы или хотя бы детали их. Очень важно включение в педагогический процесс элементов драматизации. Здесь можно выделить несколько этапов.

  • Включение элементов драматизации, пластических упражнений в разнообразные виды деятельности (рассматривание картинок, игрушек, рисование, слушание художественных произведений).
  • Организация ряженья.
  • Разыгрывание взрослым инсценировок по мотивам сказок, импровизации с вовлечением детей (ребенок может просто держать в руках игрушку - персонаж, действовать с нею в соответствии с ролью или по-своему).
  • Разыгрывание драматизации по мотивам сказок.
  • Игры-драматизации, в которых ребенок импровизирует, выбирая сюжетный ход и слова роли.

Характерное для игры - драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Тематика и содержание театрализованной игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Система работы по развитию театрализованных игр.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я планирую свою деятельность таким образом, чтобы  создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону, перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации.

Система этой работы в первую очередь включает в себя упражнения по развитию звуковой культуры речи, которые проводились, начиная со второй младшей группы. Наряду с образовательной деятельностью проводилась индивидуальная работа, включающая в себя артикуляционную гимнастику и различные игры на звукоподражание: «Кто в домике живет?», «Кто, как кричит?», «Угадай, кто это?» и т. д. Цель данных игр - отработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата.

Важнейшим из ведущих методов считаю - игровой метод. Ведь игра соответствует природе ребёнка: играя, ребёнок познаёт новые образы, приобретает умения и навыки, развивает фантазию. Ещё В. Сухомлинский говорил, что «духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Одним из методов обучения в этом направлении являются дидактические, словесные и подвижные игры. Целью, которых было первоначальное знакомство ребенка с предметами, их свойствами и обучению родному языку. Использовались словесные игры: «Чего не стало?», «Назови что покажу», «Что растет в огороде и в саду?» и т. д. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайка серенький сидит» и т. д.

Художественная литература формирует чувство языка, художественный вкус, умение слышать выразительность речевой интонации. Предлагаю детям дикционные упражнения, пословицы, поговорки, скороговорки, что обогащает речь детей, расширяет их словарный запас. Использую пальчиковую гимнастику, которую провожу в игровой форме с использованием речитатива. Так же провожу артикуляционную гимнастику для активации мышц языка, губ, выполняют упражнения «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», и другие.

Для снятия мышечного напряжения использовала следующие упражнения: «Запрыгни в круг», «Не перепутай движения» и т. д.

Пантомимы: «Одеваемся на улицу», «Моем посуду», «Лепим снежки» и др. Артикуляционную гимнастику: «Почистим зубки языком», «Достанем кончиком языка нос» и др.

Для развития выразительной мимики: использую упражнения «Солёный чай», «Сердитый дедушка», «Испугались», «Удивились» см. Чтобы развить выразительность и воображение предлагала ситуации «Лисичка подслушивает», «Кто я?», «Отгадай кто мы?».

Для развития дикции использовала скороговорки. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

 В старшем дошкольном возрасте мы делали упор на развитие самостоятельности детей в организации театрализованных игр, учили понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли.

Работая над игрой - драматизацией я использовала следующий план:

  1. Чтение сказки.
  2. Беседа по содержанию.
  3. Повторное рассказывание сказки.
  4. Обсуждение ролей.
  5. Чтение сказки по ролям.
  6. Пересказ сказки по цепочке с опорой на предметные картинки.
  7. Игра «Изобрази животное из сказки».
  8. Игра «Скажи как......
  9. Подбор костюмов, масок к сказке.
  10. Драматизация сказки.

F:\развитие речи\Ирина\media\image7.jpeg

Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.

     Результативность системной деятельности по формирование связной речи дошкольника по средствам театрализованной деятельности представляем на следующих диаграммах по следующим показателям.

Из результатов диагностики видно, что

  • Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
  • Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
  • Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Заключение

 На основании этих результатов  можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии  детей. Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей),  улучшился грамматический строй речи  (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях), появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т.п.). Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок,  умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности, становятся смелее, эмоциональнее). Повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают  в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.
Данный проект подтвердил, что выдвигаемая ранее мной гипотеза, оказалась верной.  Необходимо способствовать развитию речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы, видам театра.

           

Использованная литература

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1991.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.
  3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001.
  4. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова. - Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4, с.
  5. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [текст] /А. Е. Антипина.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - с. 3-6
  6. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. М: Просвещение, 1991 г.- 113 с.
  7. Гербова, В. Занятия по развитию речи в средней группе / В. Гербова. Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - с. 78-80.
  8. Гессен, С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию [текст] / С. И. Гессен.- М: Школа-Пресс, 1995., гл. III, - 91с.
  9. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. / О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999. - 363с.
  10. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения [текст] / А. С. Макаренко.- М: Просвещение, 1977.-1т.с.-157с.
  11. Маханева, М. Д. « Театрализованные занятия в детском саду» / М. Д. Маханева. - М: ТЦ- Сфера, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы, сове...

Проект "Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Актуальность проекта Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. ...

Проект "Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Проект "Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"...