«Использование мнемотехники на занятиях в развития связной речи дошкольников» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Бычковская Марина Николаевна

Педагогический час


Взаимодействие педагогов в детском саду
Уч.-логопед д/сNo3
Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»
Цель.
Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков
связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития связной
речи дошкольников.
2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи
дошкольников.
3. Активизировать навыки по генерированию идей, дидактических пособий для
речевого развития детей.
План:
1. Вступительное слово, старший воспитатель (8-10)мин.;
2. Деловая игра с педагогами (10-15) мин.;
3. Слово уч.-логопеду ( итоги мониторинга детей старших групп), видео презентация
на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи
дошкольников» (15-20)мин., информационные листы- памятки « Как работать с
мнемотаблицами»;
4. Литературная викторина: « Угадай» (10)мин.
5. Заключение, старший воспитатель (5-10)мин.
 
 

Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»

Цель.

 Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический час

Взаимодействие педагогов в детском саду

Уч.-логопед д/с№3

2020г.

Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»

Цель.

 Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития связной речи дошкольников.
  2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи дошкольников.
  3. Активизировать навыки по генерированию идей, дидактических пособий для           речевого развития детей.

План:

  1. Вступительное слово, старший воспитатель  (8-10)мин.;
  2. Деловая игра с  педагогами  (10-15) мин.;
  3. Слово уч.-логопеду ( итоги мониторинга детей старших групп), видео презентация  на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников» (15-20)мин., информационные листы- памятки « Как работать с мнемотаблицами»;
  4. Литературная викторина: « Угадай» (10)мин.
  5. Заключение, старший воспитатель (5-10)мин.

Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»

Цель:    активизировать знания  педагогов с методом мнемотехники ,  как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Задачи:

-раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

-предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема послужила созданию проекта.

  Задачи:

Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;

Повышение уровня речевой активности детей.

Развитие связной монологической речи.

Обогащение словарного запаса детей.

Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».



Предварительный просмотр:

Викторина для воспитателей

Вопросы.

  1. Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)
  2. Назовите характерные особенности связной речи:   содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится),

 точность (правдивое изображение окружающей  действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); 

логичность (последовательное изложение мыслей), 

ясность (понятность для окружающих); 

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

  1. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление  связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)
  2. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития  речевой  и познавательной активности? (Игра.)

  1. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)
  2. В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)

Непосредственное общение двух или нескольких человек? (ДИАЛОГ)

Вид речи, полностью или частично не связанный   с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте (МОНОЛОГ).

Форма речи характерная  для старших дошкольников? (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ)

 Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).

  1. Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала (РАССКАЗ).

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по  речевому развитию.

Педагогические технологии развития связной речи

- мнемотехника

- моделирование

- беседа

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание  по пейзажной картине

- творческий рассказ

- рассказ о будущих играх

- рассказывание по памяти

- составление сравнений

- составление загадок

- составление метафор

1. Что такое связная речь?

  1. Непосредственное общение двух или нескольких человек?

3.  Форма речи характерная  для старших дошкольников?

4.  Вид речи, полностью или частично не связанный   с речью собеседника?

5. Назовите основную функцию связной речи?

  1. В каких формах осуществляется связная речь?

  1. Назовите характерные особенности связной речи?

  1. Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала. Что это?

9.Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития  речевой  и познавательной активности?

9 вопросов

ОТВЕТЫ  : ( монолог-диалог,  игра, рассказ, коммуникативная, монолог, речь отражает все существенные стороны своего предметного содержания, диалогическая, диалог,  содержательность; точность; логичность; ясность; богатство).

Командам

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по  речевому развитию.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Формирование связной речи у старших дошкольников посредством мнемотехнике ( мнемотаблиц , мнемосхем ). » Учитель-логопед Бычковская М.Н.

Слайд 2

В соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного детства, ребёнок должен владеть связной речью. Связная речь-это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. М.М. Кольцова отмечает: «Связная речь у детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует чётко с планированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи». Вывод: Связная речь у дошкольников формируется при постоянной, систематической работе педагога, родителей. Виды занятий по развитию речи: пересказ; может быть последовательным, полным, выборочным, кратким, творческим. Кроме пересказов педагог обучает детей умению составлять рассказы. рассказ по сюжетной картинке; рассказ по серии сюжетных картинок; описательный рассказ по предмету; драматизация; творческий рассказ . Решить эти задачи помогает использование приёмов мнемотехники на занятиях.

Слайд 3

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет попал в поле зрения ребёнка. Что такое мнемотехника и мнемотаблицы. Мнемотехника – это система различных приёмов и методов, направленных на развитие памяти, путём образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры. Мнемотехнику в педагогике называют по разному: - предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), сенсорнографическими схемами (Воробьёва В. К. ), - блоками квадратами (Глухов В. П. ), - коллажем (Большева Т. В. ), - схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н. ). Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин).

Слайд 4

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример: Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку: К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путём образования ассоциаций . Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами. Целью обучения мнемотехнике является: Формирование связной речи старших дошкольников посредством мнемотаблиц (мнемосхем). Знакомить ребёнка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребёнку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы. Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Слайд 5

Мнемодорожки состоят из нескольких мнёмоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как иу мнемодорожки , только изображений больше, поэтому надо запомнить больший объем информации. Весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие . Какая польза от мнёмотаблиц для детей. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1.Развитие связной речи; учится выстраивать логические цепочки, увеличивает словарный запас, формировать умение составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний, развивать у детей умение с помощью мнёмотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки 2. Развивает память; - Воображение - Развивает образное мышление 3. Внимание

Слайд 6

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга . Левое , которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало. Что нужно для занятий. Для работы с мнёмотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы. То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно , а можно воспользоваться готовой . Это ВАЖНО! Для детей от 3 до 5 лет важно, чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зелёная, и т.п. Детям старше нужно давать черно – белые таблицы. Как заниматься по таблицам Этапы создания мнемотаблиц самостоятельно . 1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты. 2) Берём лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты. 3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата. 4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Слайд 2

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха На подносе У Фроси Ананас И абрикосы Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Слайд 3

Методика Т.А. Ткаченко Предложила обучать детей самостоятельному рассказыванию в такой последовательности: составление рассказов по демонстрируемому действию; по серии сюжетных картинок; По одной сюжетной картинке; На основе сравнения предметов; Составления описательного рассказа о предметах. Принципы составления и использования схем: Лист картона размером 45*30см разделён на 6 квадратов( по количеству характерных признаков предметов или объектов, о которых нужно рассказывать). Цвет. В прямом квадрате нарисовано красное, жёлтое, зелёное цветовые пятна. Важно , чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, так не происходит смешивания понятий цвет-форма. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная(кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги. ВЕЛИЧИНА. В квадрате нарисованы две игрушки контрастной величины, например, большой и маленькие мячи. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия, "большой-маленький", надо использовать понятия "высокий-низкий", " длинный-короткий ", " широкий-узкий", "толстый-тонкий". МАТЕРИАЛ. На эту часть листа наклеено 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки "под дерево". Они изображают соответственно металл, пластмассу дерево. ЧАСТИ ИГРУШКИ. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно ..

Слайд 4

Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причём закрывать нужно только на первых двух занятиях, чтобы в последствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек. 6. ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКОЙ. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и др . приёмы расширения глагольного словаря детей. Предметно –схематические модели Ткаченко Т.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Большева Т. В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Список использованной литературы: Ткaченкo Т. Испoльзoвaние схем в сoстaвлении oписaтельных paсскaзoв. //Дoшкoльнoе вoспитaние. – 1990. - №10. Ткaченкo Т.A. Oбучение детей твopческoму paсскaзывaнию пo кapтинaм: пoсoбие для лoгoпедa/Т.A. Ткaченкo. – М.:Гумaнитap. Изд. Центp ВЛAДOС, 2005. – 48 с.: ил. – (Библиoтекa лoгoпедa). Ткaченкo Т.A. Схемы для сoстaвления дoшкoльникaми oписaтельных и сpaвнительных paсскaзoв. Пpилoжение к пoсoбиям « учимся гoвopить пpaвильнo» - М.: Издaтельствo ГНOМ и Д, 2001. – 16с. (Пpaктическaя лoгoпедия.) Ушaкoвa O. Paзвитие pечи и твopчествa дoшкoльникoв. – М.: Сфеpa, 2003. Чoхoнелидзе Т. Учим стихи пo кapтинкaм. // Oбpуч. – 2006. - №3. Швaйкo Г.С. Игpы и игpoвые упpaжнения для paзвития pечи./Пoд pед. В.В. Геpбoвoй. – М.: Пpoсвещение, 1988. – 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...

Использование мнемотехники в НОД по развитию связной речи у старших дошкольников

Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли....

«Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ОНР»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОНР . Мнемотехника п...