Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зверева Татьяна Викторовна

Программное содержание: познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения, совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Задачи:

-уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека;

-развивать воображение детей,

-учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта;

-формировать подвижность мысли;

-учить рассказывать по схеме;

-воспитывать уважение к хлебу через художественное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_skazke.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по развитию речи

детей подготовительной к школе группы

на тему

«Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

(с элементами ТРИЗ-технологии)

Программное содержание: познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения, совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Задачи:

-уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека;

-развивать воображение детей,

-учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта;

-формировать подвижность мысли;

-учить рассказывать по схеме;

-воспитывать уважение к хлебу через художественное слово.

Предварительная работа: рассматривание схемы изготовления хлеба или работы хлебозавода.

Материалы: текст сказки, картинки хлебобулочных изделий, каравай, текст стихотворения, мяч.

Методические приемы: аналитическая беседа, словарная работа, беседа по впечатлениям, выразительное чтение, словесная игра, решение задачи (вариативность ответов).

Последующая работа в группе по закреплению материала:дидактическая игра «Дополни предложение», «Наоборот».

Взаимодействие с родителями: разместить в родительском уголке, на официальном сайте МАДОУ № 31 в разделе «Для вас, родители» в рубрике «О самом важном с 1 года до 7», в папке «6-7 лет» «Игры для дома» (Приложение 4), предложить родителям посетить магазин хлебобулочных изделий, продемонстрировать детям разнообразие видов хлеба.

Ход

  1. Организационный момент (игра «Я заметил»):

Воспитатель: Дети, а кто из вас самый внимательный и любознательный? Давайте поиграем в игру «Я заметил», и посмотрим, кто заметит предметы, мимо которых мы проходим ежедневно. Называя такой предмет, вы скажете, для чего он нужен.

Дети:

— Я заметил тетрадку. Она нужна, чтобы в ней писать.

— Я заметила цветок в горшке. Он нужен для красоты.

— Я заметила кубики, они нужны, чтобы с ними играть.

2. Чтение стихотворения:

Когда дети замечают хлеб, воспитатель берёт поднос с караваем, обносит детей, читая стихи С. Погорельского «Хлебушко».

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

3. Аналитическая беседа:

Воспитатель уточняет: Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.) Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.) Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)

Воспитатель приглашает детей занять место за столами и спрашивает: Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.) Хлеб — это предмет рукотворный или нерукотворный? Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб. Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный. Скучно стало одному караваю и он отправился искать своих родственников.

Воспитатель предлагаем детям назвать хлебобулочные изделия. Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные – все рукотворные, они кормят людей.

4. Физкультминутка:

Дети выполняют движения, следя за звуками, чётко произносят слова:

Я пеку, пеку, пеку (хлопки)

Деткам всем по пирожку (пружинки с поворотом),

А для милой мамочки (наклон вправо — влево)

Испеку я прянички (хлопки над головой).

5. Решение задачи (множество вариантов решения):

Воспитатель рассказывает детям условия задачи: «Долго пролежал наш хлеб, оказался плохим и поэтому не смог кормить людей. Скажите, дети, когда такое может быть? (Если хлеб чёрствый, засохший, непропечённый (сырой), подгоревший, пересоленный, бесформенный, грязный (упал на пол), размокший (попала вода).

Претерпев все беды и неприятности, наш хлеб стал хорошим, но его не используют. Почему? (Аквалангисты под водой; покупатель без денег в хлебном отделе; сытый человек; когда хлебный магазин не работает, а есть хочется и т.д.)

6. Игра «Угадай-ка»:

Воспитатель предлагает детям поиграть со словами! Нужно угадать, что получится, если…

ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА

ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ = СУХАРИ

ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС

ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД

7. Обращение к сказке:

Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что бывает «хлебный голос». Можно послушать мнение нескольких детей, их предположения. Если дети не знают, что это такое, воспитатель предлагает послушать сказку А. Ремизова «Хлебный голос» (Приложение 1).

8. Работа с текстом:

Воспитатель читает сказку, затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают. Педагог обобщает знания детей о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

8. Словесная игра «Вы мне, я – вам»:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру (с использованием мяча). Все встают в круг, у водящего в руках мяч. Водящий называет качество человека и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и называет антоним к этому качеству (веселый – грустный, добрый – злой, хороший – плохой, высокий – низкий, худой – толстый, ласковый – грубый и так далее).

9. Итог занятия:

Воспитатель предлагает детям по цепочке рассказать, что они делали сегодня на занятии. По ходу рассказа детей уточняет, что было интересно, что узнали нового, какие факты поразили детей, о чем дети могут рассказать родителям.

Приложение 1

А. Ремизов

Хлебный голос (литературная сказка)

Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках - и немалое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться. А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь и призвал к себе снох — и старшую, и середнюю, и младшую - и решил испытать, кому из них большухой быть.

— Какой,— говорит,- голос дальше слышен?

Старшая думала, думала,— какой голос?

- Да вот,—-говорит, — батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.

— Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к середней.— Какой голос дальше слышно?

— Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? — и к младшей:

— Какой голос дальше слышно?

— Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.

— Как так, говори, не бойсь.

— Хлебный голос дальше слышно.

— Какой такой хлебный?

— А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.

— Ну,— говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой. И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»

обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...

конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития

Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....

Конспект занятия по развитию речи у детей подготовительной группы Беседа о дружбе по художественным произведениям.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Познакомить детей ( новым художественным произведением С.Михалкова «Как друзья познаются»....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...