открытое интегрированное занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маркина Лариса Николаевна

Расширять представления детей о зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

        «Школа № 2053»        

111674, г. Москва, ул. Покровская, д. 35            E-mail: 2053@edu.mos.ru              Тел.: 8-495-700-99-77

ОКПО 38322858,                       ОГРН 1127746075995,                 ИНН 7721749335;              КПП 772101001

Открытое интегрированное занятие

по речевому развитию

на тему «Зимующие птицы»

для детей подготовительной группы

Маркина Лариса Николаевна

воспитатель

г. Москва

Тема ООД: "Зимующие птицы".

Возраст обучающихся: 6-7 лет (подготовительная группа)

Образовательная область (главное направление развития):

речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Классификация ООД:

по дидактической задаче: закрепление приобретенных знаний

по содержанию знаний: интегрированная

по форме организации: нетрадиционная

Форма ООД: фронтальная

Цель ООД: расширять представления детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, кто как голос подает;

- Развитие умения правильно отгадать загадки;
- Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их;

Развивающие:

- Развитие памяти, мышления, воображения, мелкой моторики рук ;
- Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать ;

- Развивать зрительное и тактильное восприятие;

Воспитательные:

- воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать;
-создать благоприятную атмосферу на занятии.

Словарная работа: существительные- снегирь, синица, свиристель, корм, семена, зерно; прилагательные: арбузные, тыквенные, подсолнечные, желтогрудая, белобокая, чернокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, ухает.

Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, наблюдение за птицами.

Демонстрационный материал: картинка Сова; дерево с зимующими птицами; картины с изображением зимующих птиц; плакат «Зимующие птицы»; картинка «Строение птицы»;

«Разрезные картинки зимующих птиц»; конверт с загадками; аудиозапись с голосами птиц; емкости с семенами и зернами: арбуза, тыквы, подсолнуха, перловки, пшена; мяч.

  Дидактические игры:

«Назови ласково» с мячом.

«Разрезные картинки»

«Узнай птицу по словесному описанию»

Речевая игра «Какой, какая, какое?»

Методы обучения: практические: упражнение; наглядные: демонстрация           наглядных пособий; словесные: беседа; игровые: дидактическая, словесная игра,         художественно – творческая деятельность.

Раздаточный материал:

шаблоны «пряников»; ленточки, клейстер, в контейнерах насыпаны семечки и крупы.

   

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, встанем дружно вместе в круг

(дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг.

(Каждый ребенок показывает сначала на себя, затем на товарища)

Дружно за руки возьмемся

(Дети берутся за руки)

И друг другу улыбнемся.

(Улыбаются друг другу)

Поделитесь с гостями своим хорошим настроением.

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы?

- Какие признаки зимы вы знаете?

- Вам нравится зима? Почему?

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня к нам прилетела интересная птица. Кто это?

Дети: Это птица Сова.

Воспитатель: Я с вами согласна, это действительно сова, но сова не простая, а мудрая. Она очень любит загадывать загадки? А вы сможете их отгадать?

Дети: Да, сможем.

Воспитатель: Тогда будьте внимательны. Найдите среди картинок отгадку. (картинки с птицами на столе).

(Картинки с изображением птиц дети выставляют на доске)

  1. Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

  1. Окраской -  сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она? (Ворона)

  1. У этой птички клюв кривой

А гнезда вьет она зимой,

Из шишек семечки клюет,

Кто эту птичку назовет? (Клест)

  1. В теплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички – невелички

Называются… (Синички)

  1. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

  1. Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

Воспитатель: Сова удивилась, как хорошо вы смогли отгадать загадки. А как одним словом можно назвать всех этих птиц?

Дети: зимующие.

Воспитатель: почему их так называют?

Дети: потому, что остаются зимовать, не боятся холода.

Воспитатель: на нашей полянке выросло волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. (Дерево с зимующими птицами)

Назовите, какие птички живут на дереве?

Посчитайте, сколько птичек сидит на дереве (7). Сколько птичек под деревом? (1) Сколько всего птичек? (8) Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.

Игра «Назови ласково» с мячом.

Птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка,

воробей – воробышек, сова – совушка.

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением.

Воспитатель: ребята, что общего есть у всех птиц.

Дети: у них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями (показывают строение птицы)

На доске картинка «Строение птицы»

Воспитатель: но зимующие птицы ведь чем – то отличаются друг от друга. Чем?

Дети: они отличаются размером, окраской, по – разному подают голос, у каждой птицы есть свой любимый корм.

Речевая игра «Какой, какая, какое?»

Если у птицы белый бок, какая она? Белобокая.

Если у птицы желтая грудка, какая она? Желтогрудая.

Если у птицы черные крылья, какая она? Чернокрылая.

Если у птицы красная грудка, какая она? Красногрудая.

Если у птицы длинный хвост, какая она? Длиннохвостая.

У дятла клюв большой, а у синицы - …. (маленький)

У воробья туловище мелкое, а у вороны - …. (крупное)

Воспитатель: у каждой птицы есть свой голос и поют они каждый по – своему. Узнайте, кто как голос подает. (Аудиозапись с голосами птиц).

Как подает голос синица? тинь – тинь. Значит она, что делает? Тинькает.

Как подает голос воробей? Чик – чирик. Значит, что делает? Чирикает?

Физкультминутка «Воробьи»

Воробьи – воробушки, (Похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки! (Махи руками вверх - вниз)

Клюйте, клюйте крошки (Стучат кулачками перед собой один о другой)

У меня с ладошки! (Дуем на раскрытие ладони)

Нет, с ладошки не клюют (Развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают. (Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)

Как бы нам поладить, (Хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить.

Воспитатель: пока Совам к нам летела, все фотографии птиц рассыпала, вы поможете их собрать?

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

За столами собирают картинки и называют птиц.

Воспитатель: А, теперь, чтобы узнать насколько хорошо вы знаете птиц,

поиграем Игра «Узнай птицу по словесному описанию»

  1. Это красивая птица. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. (Синица)
  2. У это птицы красивое пестрое оперение. Крылья и брюшко у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий и длинный язычок. (Дятел)
  3. Голова, хвост, крылья у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
  4. У это птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги.

Ходит она большими шагами. Клюв крепкий большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети: Под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель: Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод? Почему?

 Дети: Голод. Голодная птица сильно страдает от холода. Если птичка сыта, то ей тепло под пухом и перьями. Зимой чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Воспитатель: Как мы можем помочь птицам?

Дети: Мы сделали кормушки и каждый день их кормим.

Воспитатель:

Ребята, а чем можно покормить птиц зимой? Что можно положить в кормушку?

(семена, зерна, крупы, хлебные крошки, сало несоленое)

Воспитатель:

У каждой птицы свой любимый корм. Узнаем, кто из птиц, чем питается.

Чем питается? (Картинка)

- Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебными крошками, любой крупой.

- Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).

- Ворона - вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, ягоды, особенно рябину.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять         Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.        Идут по столу указ. и сред. Пальчиками

Бабу снежную лепили,             «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,     «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,      Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.   Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.                                                                                                                

Все в снегу домой пришли.       Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.           «Едят» ложкой суп.

Воспитатель: Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

(На столах в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, пшена и перловки)

- Посмотрите, семена каких растений здесь насыпаны?

- Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.

- перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них разные семечки и крупы. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Наши пряники возьмем с собой на прогулку и развесим на деревья на нашем участке.

(Дети проходят за столы и приступают к работе)

3. Рефлексия:

- О каких птицах мы говорили? Назовите?

- Почему их так называем?
- Какая птица выводит птенцов зимой?

- Кто из этих птиц трещит?

-Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?

-Какой корм нужно класть в кормушку?

Воспитатель: Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц, а я прочитаю стихотворение:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы-

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по-прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

- Помните ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.

Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.

Молодцы! Мудрой Сове очень понравилось, как сегодня отгадывали загадки, играли в игры, и не забывайте кормить птиц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

    Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки "Колобок"

Цель: Познакомить со русской народной сказкой "Колобок". Закреплять умение наклеивать готовые формы. Развивать мышление, речь. Воспитывать любовь к народным сказкам.Занятие проходит в игровой форме. С...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Королевство Здоровья"

Цели занятия:Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни. Задачи: - формирование неречевого дыхания; - совершенствование артикуляционной моторик...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Игра - инсценировка по сказке «Теремок»

Конспект открытого интегрированного занятия поразвитию речи в младшей группеТема: «Игра - инсценировка по сказке «Теремок»...

Открытое интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зима в лесу».

Закреплять знания детей о временах года. Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой....

Открытое интегрированное занятие по развитию речи Весна

Конспект- презентация интегрированного занятия по развитию речи Весна (конструирование - оригами, рисование, обучение грамоте) для подготовительной группы...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»

Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить  избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания  о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...