Методика обучения рассказыванию по картине
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Бобер Лилиана Сергеевна

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огор­чения и слезы. Когда мы показываем детям красочную картину с простым, понятным содержанием, то даже молчаливые, застенчивые дети, недавно пришедшие в детский сад, вступают в раз­говор. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно, картина используется как по­собие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_rasskazyvat_po_kartinke.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения рассказыванию по картине

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Когда мы показываем детям красочную картину с простым, понятным содержанием, то даже молчаливые, застенчивые дети, недавно пришедшие в детский сад, вступают в разговор. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С помощью картины воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. Так, например, по картине можно познакомить детей со средствами передвижения, которых нет там, где живут дети; по картинам дети составляют первые представления о диких зверях и т.д.

Но картина не должна подменять или заслонять живой действительности.

В познании действительности детьми дошкольного возраста на первом месте стоит непосредственное ознакомление с окружающим на экскурсиях, а также посредством наблюдений в самом детском саду, путем рассматривания предметов и действий с ними в игре и в труде. В жизни ребенок видит предметы и явления в самых разнообразных условиях, в многочисленных связях и взаимоотношениях с другими предметами и явлениями, в непрерывном движении или изменении.

Но часто возможности детского сада в смысле наблюдения бывают ограничены местом или временем. И вот тогда воспитатель показывает детям картину, на которой дети увидят и внимательно рассмотрят то, с чем необходимо их ознакомить.

С какой бы целью ни обращался воспитатель к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Методика занятий.

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Так, например, малыши, видя в картине тарелку, которую художник нарисовал в перспективе, думают, что это нарисована лодочка; дети не умеют еще устанавливать взаимосвязи между изображенным, определять переживания персонажей картины. Следовательно, нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения. Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей.

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой; вопросы воспитателя подводят детей к выводам о взаимоотношениях действующих лиц, о взаимосвязях действий и условий; благодаря вопросам воспитателя дети приучаются видеть главное и детали, имеющие существенное значение. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными; с этой целью полезно вопрос сопровождать показом той части или той детали картины, о которой идет речь.

Занятия по картине проводятся таким образом. Когда дети займут свои места, воспитатель вывешивает картину так, чтобы всем детям она была хорошо видна. Первые минута-две проходят в молчаливом созерцании картины, которое может прерываться негромкими возгласами детей, выражающими свои первые впечатления и чувства. Затем воспитатель предлагает всем детям посмотреть на одну из частей картины: «Дети, посмотрите вот сюда» — и задает вопросы о действующих лицах, о том, что они делают, какие они. Когда исчерпано содержание этой части картины или когда рассмотрели одну группу действующих лиц, нужно перейти к рассмотрению следующей части картины. Такая постепенность способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями. Это может быть в том случае, если дети почувствуют заинтересованность воспитателя картиной. В такой беседе вполне уместны краткие ответы детей наряду с развернутыми.

В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.

В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи — обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине. Это возможно в том случае, когда в картине ярко выражена сюжетная ситуация.

В качестве примера такого типа картин можно назвать картины: «Шар улетел», «Подарки маме в день 8 Марта», «Новенькая», «В гости к бабушке».

При составлении детьми рассказа по картине применяются те же приемы обучения рассказыванию, что и на других занятиях по рассказыванию: указания или образец рассказа воспитателя.

Список использованной литературы

Залужская, М.В. Подготовительная к школе группа в детском саду / М.В. Залужская. - М.: Просвещение, 2005. - 368 с.

Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада / Я.И. Ковальчук. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

Русскова Л.В. Методические рекомендации к программе к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Русскова Л.В. - М.: Просвещение, 1986.- 309 с.

Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И.Соловьева.- М.: Просвещение, 1966.-176с.

Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя дет. сада / О. Н. Урбанская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.

Холмовская В.В. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Холмовская В.В. – М.: Просвещение, 1986.-143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"

рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...

Методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста.

Развитие связной монологической речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В докладе представлена методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста...

Методика обучения рассказыванию по картине

Методика обучения рассказыванию по картине...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

Методика обучения рассказывания по картине...

Методика обучения рассказыванию по картине

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи....

методика обучения рассказыванию по картине дошкольников

методика обучения рассказыванию по картине дошкольников презентация...