«Матрешки-крошки»
проект по развитию речи (младшая группа)

Нерлих Галина Александровна

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.

Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Советского городского округа»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Почемучка»

Проект в группе раннего возраста

«Матрешки-крошки»

                                   Время проведения: 2 недели

                                                      Сроки реализации: 31.03.-11-04. 2021г.

                            Выполнила воспитатель

                                        Нерлих Галина Александровна

Актуальность: 

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.

Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.

Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.

Задачи:

·         формировать представления о русской народной игрушке;

·         вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

·         познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

·         развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек. Изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка. Платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки

 

Предполагаемый результат:

·         Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

·         Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

·         Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Подготовительный  этап:

·         Подбор методической литературы по теме;

·         Подбор материала, дидактических, подвижных игр;

·         Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций;

 

Основной  этап:

 

Непосредственно образовательная деятельность

Задачи приоритетной области:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Формировать представления о русской народной игрушке.

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой-матрешкой,  привлечь внимание детей к игрушке, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, развивать умение различать матрешек по размеру, умение различать цвета, правильно называть их. Развивать эстетическое восприятия.

Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.

Развивать  познавательные способности.

Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.

 

 

Задачи образовательных областей;

Речевое развитие:

Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений, повторять несложные фразы.

Развивать речевую активность. Активизировать словарь – матрешка-открывающаяся деревянная кукла. Сарафан – платье без рукавов; деревянная, бумажная, матрешка – веселая, радостная, грустная, ладошки, румяные щкчки; обогащать словарный запас детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки.

 

Художественно-эстетическое развитие

 

Закрепить навык нетрадиционного рисования красками; учить ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги;

воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом.

Физическое развитие

Подвижные игры, утренняя гимнастика

Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения; менять движения с изменением содержания песни; выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.

Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать активность. Воспитывать умение работать в группе, сообща. самостоятельность, активность.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Познавательное развитие

«В гости к нам пришла матрешка»

Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»

Конструктивная деятельность

«Домик для матрешки»

Развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.

 

Речевое развитие

«Матрешки» (Л. Олифирова)

Чтение «Матрешка» (В. Орлов)

Чтение «Матрешка» (Р. Карапетьян)

Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)

Приучить детей слушать произведение.

Чтение стихов, потешек «Матрешки»

Познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Социально-коммуникативное  развитие

 

Беседа «Знакомимся с матрешками».

Дидактическая игра «Разложи матрешек»

Игра «Веселый хоровод с матрешкой»

Настольная игра «Найди парные матрешки»

Пазлы «Сложи матрешку»

Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»

Дидактическая игра «Матрешка – коробочка»

Дидактическая игра «Матрешка с цветочками»

Игра «Цветные матрешки с карманами»

Познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку.

 

Продолжать развивать умение понимать слова «большая – маленькая».

Развивать игровую деятельность детей.

Умение находить одинаковые матрешки.

Упражнять детей составления целого предмета из двух частей.

Найти среди фигур такую же, как на матрешке, методом сравнения по признакам: цвету, форме.

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия предмета, расширение представлений о свойствах предмета, развитие воображения.

Развивать мелкую моторику рук.

 

Развивать сенсорные навыки, память, внимание, наблюдательность.

Физическое развитие

 

Подвижные игры

«К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».

Пальчиковые игры

«Матрешки»

Развивать умение детей согласовывать детей со словами. Вызывать чувство радости от совместных действий. Совершенствовать ходьбу, бег. Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве.

Развивать мелкую моторику пальцев рук

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»

Лепка «Угощаем матрешек».

 

Заключительный этап:

·         Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;

·         Выставка «Матрешки - крошки».

Продукт проекта:

·         Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»;

·         Пазлы «Сложи матрешку»;

·         Дидактическая игра «Разложи матрешек»;

·         Дидактическая игра «Найди парные матрешки»;

·         Дидактическое пособие «Цветные матрешки с карманами»;

·         Театр «Матрешки – платочки»;

·         Развивающая игра «Матрешка – коробочка»;

·         Дидактическое пособие «Матрешка с цветочками»;

·         Альбом «Матрешки».

Взаимодействие с родителями:

·         Консультация «Матрешка-сказка»;

·         Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;

·         Интересный гость «Игры с матрешкой»;

·         Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;

·         Развлечение «Веселые матрешки»;

·         Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».

В результате проведенной работы было отмечено:

·         Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);

·         Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;

·         На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;

·         Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;

·         70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.

 

Список литературы:

1.    Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

2.    Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

3.    Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

4.    Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

5.    Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

6.    Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

7.    Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

8.    Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме дидактической игры с элементами ФЭМП «Матрешки-крошки»

Закреплять знания детей о трех основных цветах игрушки – матрешки, знания детей понятий один-много; совершенствовать умение складывать обе половинки, соединяя детали рисунка так, чтобы передник, руки ...

Конспект занятия-дидактической игры с элементами ФЭМП в средней группе «Матрешки-крошки».

Перед игрой помещение группы хорошо проветрено, проведена влажная уборка. Игровая среда для игры подготовлена.Цель: Закреплять знания детей о трех основных цветах игрушки – матрешки, знания детей один...

Проект "Матрешки-крошки".

Цель проекта: воспитание любви и интереса к русской народной игрушке — матрёшке, как средству развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру....

Педагогический проект "Матрешки-Крошки"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников....

конспект образовательной деятельности "Матрешки-крошки"

Предлагаемый конспект разработан для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию....

Конспект дидактической игры «Матрешки-крошки», «Домино» во второй младшей группе

Конспект дидактической игры  «Матрешки-крошки», «Домино»...

конспект образовательной деятельности "Матрешки-крошки"

конспект занятия по сенсорному воспитанию на закрепление основных сенсорных эталонов....