ОД "Рассказывание по картине "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Черных Елена Викторовна

Тема: "Рассказывание по картине "Кошка с котятами"

Вид деятельности: речевая

Форма организации детской деятельности: речевая ситуация

Цель:  Формирование умения составлять повествовательный рассказ по картине.

Программные задачи:

Образовательная: закреплять умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине в соответствии со структурой повествовательного рассказа: завязка, кульминация, развязка; формировать умение рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, и придумывать концовку с помощью опорных картинок; закреплять умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово.

Развивающая: развивать у детей умение воображать предшествовавшие и последующие события; развивать умение определять величину, цвет, отличительную особенность выбранного животного.

Воспитательная: воспитывать у детей  умение слушать и оценивать рассказы друг друга.

Интеграция ОО: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_rasskazyvanie_po_kartine_koshka_s_kotyatami.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Черных Елена Викторовна

Воспитатель первой

                                                                                       квалификационной категории                        

 МБДОУ Полтавский

детский сад      «Родничок»    

Полтавского района Омкой области

                                                                                 

Образовательная деятельность по

Речевому развитию детей

Возрастная группа: подготовительная                                                                                                                      Тема: «Рассказывание по картине « Кошка с котятами»»                                                                                 Вид деятельности: речевая

Форма организации детской деятельности: речевая ситуация

Цель:  Формирование умения составлять повествовательный рассказ по картине.

Программные задачи:

Образовательная: закреплять умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине в соответствии со структурой повествовательного рассказа: завязка, кульминация, развязка; формировать умение рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, и придумывать концовку с помощью опорных картинок; закреплять умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово.

Развивающая: развивать у детей умение воображать предшествовавшие и последующие события; развивать умение определять величину, цвет, отличительную особенность выбранного животного.

Воспитательная: воспитывать у детей  умение слушать и оценивать рассказы друг друга.

Интеграция ОО: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Ход    образовательной деятельности (ОД):

Этапы работы

Методы и приемы

Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности

В: Ребята! В детском саду объявили конкурс  на лучшее составление рассказа по картине. Нам предложили использовать картину, название которой вы найдете отгадав загадку.

В доме с бабушкой живет,

Тихо песенки поёт. Любит рыбку и мышей,

Нянчит деток- малышей

 И мурлычет у окошка

Наша ласковая……

В:.  Я принесла картину, которая называется, как бы вы назвали?                                                                                          Дети: « Кошка с котятами»

В: Ребята, в этой картине нужно придумать начало и последующие события. Лучший рассказ  будет награжден золотой монетой.

Объявление

Постановка детьми целей предстоящей деятельности

Воспитатель Что нужно cделать, чтобы поучаствовать в конкурсе ?                                                                                    Дети: Придумать интересные истории.                                                                 В: Критерии: Лучшим рассказом будет считаться  только тот, который будет иметь начало, середину и конец . В середине рассказа должны быть описания кошки и котят.                                                                                          

Совместная работа по нахождению средств деятельности


В:Послушайте,как правильно нужно составлять рассказ по картине.                                                                                                                          Начало: (вступление рассказа)Начать рассказ можно по- разному. На картине это не видно, поэтому вам нужно будет представить, что было бы до того, как котята попали в дом.                                                              1. Примерный набор дополнительных картинок в помощь ребенку.                                                                                   ( Купили в магазине; нашли на улице; Подарили на день рождения; были у бабушки в деревне…пустая карточка)     Карточки выставляются в 1 линию на мольберте. Это начало рассказа.  ( Два ребенка выбирают карточку одну и составляют свой рассказ)                                                                                                                        Д: 1 Однажды Миша увидел котенка у своего друга и попросил папу сходить в  зоомагазин и купить кошку с котятами  2.У соседки бабушки, в деревне была кошка с котятами. Она планировала переехать жить в город. А кошку не знала куда деть. Мы попросили , чтоб соседка  подарила Ане на день рождения эту семейку.   3.Берет пустую карточку и придумывает свой рассказ.                                                                                                                                                                                               2Середина рассказа( кульминация)- это то , что изображено на картине.
В: А на картине мы видим(Выдаются вырезанные картина из сюжета) Кто это? Какой он? Что делает?

Нам нужно выбрать животного и описать его по структуре согласно вопросов:

( спит , лакает молоко, играет с клубочком, мама наблюдает, пустая карточка)

(Карточки выставляют на мольберт

во вторую линию)- это середина рассказа .Каждая  история имеет свое продолжение.                                 В: -  Представьте , что может произойти с тем животным, которого вы выбрали?
Ребенок:

На картине мы видим маму кошку.
-В: Что можем рассказать о кошке? Какая она? Окрас шерсти у неё?  
-Р: мама кошка наблюдает за своими котятами….
- В: Посмотрите на котят. Выберите картинку по которой вы сможете составить рассказ в середине.

(Вызываю 4 ребенка, они договариваются по какой картинке будут составлять рассказ)



1). Р : Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике, возле мамы

кошки лежали 3 котенка, самый озорной, дымчатый котёнок с красным носиком- Мурзик, прыгнул на лавку, опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Дымчатый котёнок, с белым брюшком, стал играть с ними  и все запутал. Серый Мурзик положил хвостик на розовый клубок, а белые лапки на жёлтый клубок и стал наблюдать за рыжим котёнком , как он лакает молоко. А в это время мама кошка наблюдала за  своими котятами и тихонько.

2)Р:Я назову кошку-Люся. Мордочка у неё усатая. Шерсть у кошки мягкая, пушистая, серая  с черными полосками .Хвост длинный, полосатый, а кончик черный. Лапки у кошки впереди- белые, а сзади лапки белые с розовыми пучочками и острыми коготками. На голове пушистые острые ушки. Кошка- Люся – большая, а детки котята- маленькие.

Глаза у кошки большие, зеленые, внимательные. Я думаю, что она очень любит своих котят.  

3) Р:Мне понравился рыженький котенок, с белыми ножками и белыми пятнышками на кончиках ушей, и белой мордочкой. Рыжик подошёл к тарелочке с молоком, чтоб его полакать.

4)Р:А котёнок, который похож на маму- серый с черными полосками, свернулся возле маминого животика комочком и сладко спит.Он устал после игр. Мамина шерстка тепло греет бочок серого котенка. У котят ушки маленькие, остренькие, но чуткие, они все слышат.

Музыкальная  видео-физминутка «Котята и варежки»
В: Каждая история может иметь продолжение. И вам надо представить , что может произойти с выбранным вами животным. А помогут вам в этом дополнительные картинки. Мы их разместим в 3 ряду

( запутался в нитках, поймал мышку, разбил вазу, убежал на улицу)

В: 3.Конец (развязка, заключение) рассказа.

Давайте подумаем и выберем картинки, чем может закончится история?  Бабушка вернулась домой и поругалась за разбитую вазу…..

 В: Я подумала и решила, что мы теперь сможем записать аудио рассказы для конкурса.

Но сначала послушайте, какой рассказ по картине составила я.

 В : «Однажды бабушка поставила на лавку корзину  

 с клубочками ушла. На коврике лежала кошка с котятами. У неё было 3 котёнка. Все котята очень разные. Они маленькие, а кошка большая. Серый котенок, с черными полосками, спал на коврике рядом с мамой- кошкой. Рыжий- лакал молоко. А озорной дымчатый, прыгнул на лавку, опрокинул корзину с нитками. Клубки покатились по полу. Он все клубочки и запутал. Мама-кошка смотрела на своих котят и тихонько мурлыкала».

   В:Ребята, кто желает рассказать Я предлагаю пройти в наш свою историю и записать ее на конкурс?

Дополнительные картинки

Мольберт в три линии

Выдаются вырезанные карточки из сюжета

Карточки выставляют на мольберт

Во вторую линию

во

Видеопроектор

3 ряд линии мольберта

Работа по подгруппам

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

        (индивидуальная работа)                                                                                         В:1) (по 2 ребенка) рассказывают  свои рассказы опираясь на  карточки- начало истории

2) Середина- описание по картине котят и кошки         3) конец истории

4) Полные рассказы я записываю на аудио пленку .

                                                                                                                                         

Индивидуальная работа по3 линиям. И критериям

Рефлексия

В: - Как вы считаете все ли рассказы можно отправить на конкурс?

-Как вы думаете, у всех ли получилось составить рассказ? Почему?

- мне очень понравились рассказы……детей

-как  вы можете …. себя оценить в своей работе  сегодня?

 Все записанные на диктофон рассказы , я отнесу на конкурс.

 Результат вашей работы я прошу оценить  в нашей лесенке успеха!

 Все молодцы, всем спасибо!

Список литературы

1.  Комплексная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.                                                                                                                   2. Реализация содержания образовательных областей в дошкольной образовательной организации. Методические рекомендации  / Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н.,Чернобай Т.А.- БОУДПО «Институт развития образования Омской области»/;

3. . Реализация содержания образовательных областей в дошкольной образовательной организации :речевое и физическое развитие Методические рекомендации  / Чернобай Т.А, Артёмова Е.В.- БОУДПО «Институт развития образования Омской области», 2022/;

  3.  Реализация содержания образовательных областей в дошкольной образовательной организации. Методические рекомендации выпуск2 /Артемова Е.В, Зенова М.,Чернобай Т.А- БОУДПО «Институт развития образования Омской области»/;

 4.«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». / А.Я.   Ветохина. – М.: Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020/

 5.  «Жизнь вокруг нас». Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития.

 6.Развитие познавательной активности детей дошкольного возрастав экспериментальной деятельности . Парциальная программа «Любознайка»(3-7 лет) / Г.П. Тугушева. – ООО- « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»/.

 7.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н.В.Нищева- СПБ.: ООО- « Издательство «Детство- Пресс»/.

 8.Планирование  образовательного процессаДО: современные подходы и технология. Учебно- методическое пособие- СПБ.:ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»/.

 9.  Рыбы, какие они? Книга для воспитателей и родителей. / Т.А. Шорыгина. – Издательство: Гном и Детство/.

 10. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Г.М. Бондаренко. – М.: Просвещение.

 11.  «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение/

 12.  Комплексные  занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста  по разделу «Социальный мир». / О.Ф. Горбатенко. – Волгоград:Учитель/.

  13.   Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята» подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята» подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать выс...

Конспект занятия по развитию речи «Здесь котята - акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Конспект  занятия по развитию речиТема: «Здесь котята - акробаты,            Здесь и клоуны – котята»...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать вы...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята»

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята&ra...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. ...