Конспект занятия. Составление рассказа по картине «Синичкина столовая»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сысолина ТатьянаИвановна

Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

Образовательные: расширять представление детей о зимующих птицах; уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»; закреплять представление о том, чем питаются птицы и как переносят зимнюю стужу.

Развивающие: развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения; развивать внимание, память.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно; формировать навыки сотрудничества, через работу в парах умение договариваться, самостоятельность.

Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период; вызывать желание помогать птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sinichkina_stolovaya.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому направлению развития детей № 1 «Колокольчик»

МБДОУ «Детский сад № 1 «Колокольчик»

Конспект занятия

Составление рассказа по  картине «Синичкина столовая»

Подготовила: Сысолина Т.И

Тема: «Составление рассказа по  картине «Синичкина столовая»

Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине. 

Задачи:

Образовательные: расширять представление детей о зимующих птицах; уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»; закреплять представление о том, чем питаются птицы и как переносят зимнюю стужу.

Развивающие: развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения; развивать внимание, память.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно; формировать навыки сотрудничества, через работу в парах умение договариваться, самостоятельность.

Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период; вызывать желание помогать птицам.

Оборудование и материалы: мешочек, игрушка птички,  сюжетная картина «Синичкина столовая», мнемосхема, телевизор, компьютер, мольберт, мяч, карточки с картинками птиц в конвертах, письмо с раскрасками.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная подготовка: знакомство с зимующими птицами, чтение художественной литературы.

Методы и приемы работы с детьми: беседа, вопросы, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.

Ход занятия:    

Организационный момент

Ребята сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!», «Добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

Да, ребята, как хорошо, когда каждое утро – доброе. Хорошо, когда люди друг другу желают добра, здоровья, счастья.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята посмотрите у меня  «волшебный мешочек». Давайте посмотрим, что в нем лежит. (Ребёнок ощупывает предмет и называет это – птица).

Скажите, о чём мы сегодня будем говорить?          (о птицах)

Ребята вы не хотите ли  сходить  в лес в гости к птицам.        (да)

Воспитатель: Тогда закрываем глаза. «Покружись, покружись, в зимнем лесу окажись!»  (Звучит музыка).

Открываем глазки. Вот мы вами и оказались в зимнем лесу. (Дети садятся на стульчики)

Презентация: слайд 2.

Основная часть.

Воспитатель: (читает стихотворение) «Зимний лес»  С. Комогорцева

Зимний лес в объятьях тишины

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым снегом.

Как он нынче сказочно хорош

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож

На хрустально - ледяное царство. 

Воспитатель: Ребята,  лесу так тихо и не слышно птичьих голосов. Как вы думайте почему?

Дети: Сейчас зима и перелетные птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остались у нас зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним зимующих птиц, как они называются, но для то нужно отгадать загадки.

Отгадывание загадок:

1. Розовые яблоки с ветки покатились,

В стайку красногрудых птичек превратились,

Птичек красногрудых сможете назвать?

Ведь мою загадку просто отгадать                                      (снегири) 

2. И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку.                                                                   (синица)

3. Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой …                                                                (сорока).

4.Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.                                     (дятел).

5. Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.                                                (сова).

6.Корку хлебную таскает,

Птиц других не подпускает.

Крепко держит оборону,

Громко каркая?                                                              (ворона)

7.Я ловлю весь день жучков,

Уплетаю червячков,

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,    

- Чик – чирик! Не робей, я бывалый…                       (воробей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу. Пока мы по лесу гуляли, немного замёрзли. Давайте поиграем в игру «Один – много» (с мячом).

Ход игры: Воспитатель называет слова в единственном числе, а ребенок, мячом, отвечает во множественном числе: кормушка – кормушек, семечка – семечек, хост – хвостов, клюв – клювов, ворона – ворон, ягода – ягод, перо – перьев,  гнездо – гнезд, дятел – дятлов,  шишка – шишек, сало – соло.

Физминутка:  «Птички»

Птички в гнездышках сидят  (дети сидят, скрестив руки)

Во все стороны глядят           (повороты головой)

Полетать  они хотят,             (летают машут руками)

Все тихонько полетели, полетели,

И тихонько на свои места все полетели и сели.

Составление рассказа по картине «Синичкина столовая»

Воспитатель: Давайте посмотрим на картину и составим по ней рассказ. Как бы вы её назвали?           «Синичкина столовая»

Составляем рассказ по схеме:

1. Какое время года на картине? Почему вы так думаете? (Ответы детей)

2. Кто изображен на картине?

3. Какая она по размеру?                                     (маленькая)

4. Какого цвета у нее животик?                           (желтый)

5. А спинка, какого цвета?                                 (зеленовата – синея)

6. Ребятки, а чем покрыто тело птички?              (перьями)

7. Чем питается синица?                                       (семечки, хлебные крошки, соло)

8. Какая это птица зимующая или перелетная?   (зимующая)

На картине изображена зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. На ветку рябины прилетела  птичка - синичка. Она маленькая. У нее синя шапочка на голове, грудка у синички желтая. У неё маленький острый клюв, короткий хвост, острые коготки. Тело птицы покрыто перьями. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало. Синица, зимующая птица. Свое имя синичка получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»

Воспитатель: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).

Пальчиковая игра «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Работа в паре: Дидактическая игра «Кто из птиц лишний?»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующих птиц, развивать внимание, память.

Воспитатель: Сейчас мы с вами разобьемся на пары, и для этого я приготовила половинки круга по цветам: зеленый, красный, желтый, синий,  (половинки круга лежат на подносе) у кого по цвету совпал круг, значит, получилась пара. (Столы обозначены, кружками: зеленый, красный, желтый, синий).  Дети подходят к своему столу. 

Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор.

Ответ детей: Мы выбрали эту карточку, потому что все птицы перелетные, а (дятел, синица, сова, снегирь) зимующие птицы.

Воспитатель: Ребята давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко. 

Словесная игра  «Назови ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Я буду называть слова, вы отвечайте мне ласково: птица – птичка, синица – синичка, воробей – воробышек,  снегирь – снегирек,  голубь – голубка, голубок, спина – спинка, стая – стайка, хвост – хвостик,  сова – совушка, птенец – птеньчик, галка – галочка.

Воспитатель: А сейчас проверим, кто из вас внимателен. Посмотрите внимательно и назовите «Какой птицы не стало?»  что делала, где сидела (воробей, сова, ворона).

Дети: воробей сидел на снегу около ели, сова сидела на ветке дерева, ворона летит.

Итог занятия:

Воспитатель: Нам пора возвращаться в наш детский сад. Закройте глазки, произнесите волшебные слова: «Покружись, покружись, в детском саду окажись».

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети: Рассказывали по картине, отгадывали загадки о зимующих птицах.

1. Ребята, у кого сегодня  мы  в гостях? (зимующие птицы.)

2. Каких птиц вы увидели?

3. Как нужно помогать птицам в зимнее время?

Сюрприз для детей.                  (Стук в окно, на окне конверт с раскрасками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"

Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....

Конспект занятия. Составление рассказов из личного опыта" Много у бабушки с нами хлопот"

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста..Формирование любви, заботы, доброты....

Конспект занятия "Составление рассказа о зиме", с опорой на теневой план

Развитие связной речи младших дошкольников, формирование умения составлять рассказ с опорой на теневой план....

Конспект занятия составление рассказа по картине

Составление рассказа по картине "Зимние забавы"...

Конспект занятия "Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Закрепления умения составлять рассказ по сюжетной картине....

Конспект занятия "Составление рассказа "Скворечник"

Конспект логопедического занятия по развитию речи Тема: составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин....

Конспект занятия "Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи...