Конспект занятия "Составление рассказа о зиме", с опорой на теневой план
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Смирнова Светлана Викторовна

Развитие связной речи младших дошкольников, формирование умения составлять рассказ с опорой на теневой план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление рассказа о зиме с опорой на теневой план

средняя группа

Цель: Совершенствование речи как средства общения дошкольников.

Задачи:

  1. Формировать умение составлять рассказ с опорой на теневой план.
  2. Развивать умение правильно подбирать прилагательные к существительным,
  3. Упражнять в отчетливом произношении слов и словосочетаний.
  4. Активизировать в речи антонимы (чистый – грязный, холодный - горячий).

Оборудование:

Гам. Запись «Времена года».

Коробочка, а в ней чашечка со снегом.

Прозрачный стаканчик, воронка, вата – для опыта.

Теневой план для составления рассказа о зиме.

Ход:

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: Восклицает стоя у окна:

- Ой, что я вижу. 

Тем самым привлекая внимание детей к улице. Что я вижу за окном, а что видите вы?

Дети: ответы.

Воспитатель: Так какое время года за окном?

Дети: За окном зима.

Воспитатель: Верно! Сегодня, когда я шла в детский сад, Зима передала для вас эту замечательную коробочку. Вам интересно узнать, что в ней?

Дети: Да.

Воспитатель: Угадайте. Он белый, холодный, мокрый?

Дети: Снег.

Словесное упражнение «Все наоборот» (антонимы)

Воспитатель: Правильно! Давайте сыграем в игру. Я буду говорить вам слова, а вы наоборот, например я говорю - холодный, а вы говорите – горячий. (сухой – мокрый, твердый – мягкий, легкий - тяжелый).

Эксперимент «Можно ли есть снег»

Воспитатель: Молодцы! Знаете, я часто наблюдаю за тем, как ребятки на улице едят снег. Как вы думаете, можно его есть?

Дети: Нет, можно заболеть. Снег грязный и холодный.

Воспитатель: Ребята, на вид снег кажется белым и чистым, как же узнать, что он на самом деле грязный?

Дети: Поставить в теплое место, чтобы он растаял.

Воспитатель: Все верно, а потом процедим воду через ватку и увидим, какой был снег.

Ставят снег в теплое место.

Словесная игра «Добрые слова» (прилагательные)

Воспитатель: Пока снег тает, мы с вами тоже приготовим для Зимы подарочек. Наберем целую коробочку добрых слов о  ней. Справиться с заданием я помогу вам при помощи вопросов.      

Коробочку передают по кругу и говорят в нее.

Воспитатель: Если часто идет снег, то зима какая? (снежная)

Воспитатель: Если дует ветер, то зима какая? (ветряная)

Воспитатель: А если стоит мороз? (морозная)

Воспитатель: А если светит солнце? (солнечная)

Воспитатель: Если зимой холодно, то какая она? (холодная)

Воспитатель: Если зимой тепло? (теплая)

Воспитатель: Молодцы, целую коробочку набрали добрых слов о Зиме, пойду домой, передам ей ваш подарочек.

Воспитатель: Ой, совсем забыла, она еще просила составить про нее рассказ. Поможете?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня на доске висит план из теней, которые напоминают знакомые вам предметы. Посмотрите, все предметы узнаете? Этот план поможет вам составить рассказ о Зиме.

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим, что обозначает каждая схема. (Рассмотрели)

Зрительная гимнастика

Воспитатель: Давайте дадим глазкам отдохнуть и приступим к составлению рассказа.

Закружились, завертелись

Белые снежинки,

Вверх  взлетели белой стаей

Легкие пушинки,

Чуть затихла злая вьюга

Улеглись повсюду,

Заблистали, словно жемчуг,

Все дивятся чуду.

Рассказ воспитателя

Воспитатель: Послушайте, какой рассказ я придумала.

Физ. минутка «Не боимся мы пороши»

Не боимся мы пороши.                                                              (Шагать на месте).

Ловим снег – хлопок в ладоши.                                              (Хлопки в ладоши).

Руки в стороны, по швам.                                                           (Руки в стороны).

Снега хватит нам и вам.                                    ( Кивки головой, руки на поясе).

Мы теперь метатели –                                                               (Шагать на месте).

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!                      (Размахнуться одной рукой- бросок).

Прямо в цель летит снежок.                                                          (Другой рукой).

Самостоятельное составление рассказа детьми с опорой на схемы.

Воспитатель: А теперь подойдите к схеме, по которой вы решили составить свою часть рассказа. (Составляют дети)

Продуктивная деятельность

Продолжение эксперимента со снегом в течении дня.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы ребята, ваши добрые слова и рассказ я обязательно передам Зиме.

Я хочу вас поблагодарить от себя, мне приятно было сегодня с вами играть:

- понравилось как …отвечал на вопросы, никого не перебивал

- …говорила четко, ясно, не торопясь

- …интересно рассказал о зимних играх

- …верно называла слова наоборот

 - …быстро подбирал слова признаки.

- …быстрее всех ответила, почему нельзя есть снег.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями и пойдем, посмотрим, растаял наш снег или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема:Составление описательногорассказа "Пришла Зима"...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок

Развитие связной,  диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД в старшей группе по теме: "Составление рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу"

Конспект речевого развития детей, направленный на совершенствование грамматического строя речи....