Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Силина Алёна Александровна

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemo_zima.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация»

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Составление описательного рассказа  “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

Цель: учить детей составлять описательный  рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»;

-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы

- упражнять детей в  образовании родственных слов;

- формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

- воспитывать внимание к речи педагога и других детей;

- воспитывать доброту, отзывчивость;

- развивать память, внимание, мышление детей;

Материал.

Мнемотаблицы к стихам о зиме, мнемотаблица к загадке, мнемотаблицы для составления предложений о зиме, мнемотаблица к рассказу «Зима», костьм Зимы.

План - конспект занятия.

  1. Орг. момент

Приходит в гости к детям Зима, загадывает загадку.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня … (Зима).

Да, дети я – Зима. Я приготовила для вас много игр, и заданий и если вы со всем справитесь, то я подарю вам  снежинки.

 Я знаю, что вы дети знаете обо мне много стихов, давайте их послушаем, а вспомнить их нам помогут схемы на снежинках.

  1. Дети рассказывают стихи о зиме, с опорой на мнемотаблицы.

Всё бело, бело, бело

Много снега намело

Вот весёлые деньки

Все на лыжи и коньки.

Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.

  1. Отгадывание мнемозагадки.

Она лёгкая, как пёрышко. Когда их много образуются целые сугробы.

Она холодная, как сосулька. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы.

Отгадывание загадки детьми.

  1. Игра на образование родственных слов “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
  1. Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  2. Есть слово длинное – снегопад.
  3. Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  4. Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  5. Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  6. Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  7. Есть слово – цветок – подснежник.
  8. Есть слово - птица - снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

  1. Физ. минутка. Снежная баба.

Мы бабу снежную лепили,  (Дети руками показывают круги)

Чтоб краше не было её.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали  (Дети руками показывают ком)

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером,   (Приседают)

На первый он уселся смело.

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.

Лицо украсили морковкой     (У носа пальцами вытягивают

И угольками вместо глаз.         форму  морковки)

Прорисовали ротик ловко.

Смотрели в профиль и анфас.

На голову ведро надели,

Украсили его пером,

Трудились дружно всем двором.

Метлу воткнули для порядка.

И всё теперь у нас в порядке.

  1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
  1. Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Солнце светит, но не греет.
  2. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  3. В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  4. Люди зимой делают кормушки для птиц.
  5. Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  6. Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  7. Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  8. В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

  1. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

  1. .Итог занятия
    Л.: Вот какая удивительная у нас зима!  Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познание с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прозрачный невидимка".

Непосредственно образовательная деятельность помогает формировать у детей элементарные представления о воздухе, его свойствах. Способствует развитию мыслительных процессов, умении делать простейшие вы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области Коммуникация с детьми младшего дошкольного возраста. «В гостях у медвежонка».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взорслым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. Предложенная нод, в виде игры-занятия, спо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»

Конспект  тематического занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста. В данном конспекте использованы такие виды работы с детьми как ориентировка на листе бумаги, работа с графами и сче...