Конспект НОД в старшей группе по теме: "Составление рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Емельянова Оксана Михайловна

Конспект речевого развития детей, направленный на совершенствование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_teme.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Составление рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу».

Образовательное направление: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,

Интеграция: «Физическое», «Социально-коммуникативное»,

Обучающие задачи:

  1. Закрепить и расширить словарь детей по теме «ЗИМА»;
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, согласование существительных и прилагательных;
  3. Упражнять детей в умении рассказывать о времени года с использованием наглядных пособий, связано в логической последовательности;
  4. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление;
  2. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  3. Закреплять знания детей о зиме и использовать их в составлении рассказов;
  4. Способствовать развитию восприятия. внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;

Методы и приемы:

  • Словесный: беседа диалог, составление сказки, вопросы, пословицы о зиме, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, прослушивание музыки.
  • Метод ТРИЗ игра «Хорошо-плохо»
  • Наглядный: рассматривание мнемотаблиц
  • Игровой: дидактические игры, пальчиковая игра «Снежок»
  • Игровые упражнения («Составь словосочетание»)
  • Прием  «Радуга настроения»

Оборудование: мнемотаблица «ЗИМА» - снежинка большая, кубик из блестящего материала, мольберт, набор снежинок трех цветов на каждого ребенка, макет дерева.

Предварительная работа:

  • Экскурсии и наблюдения в природе;
  • Чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
  • Наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки зимы»;
  • Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме;
  • Рассматривание картин о зиме, альбомов, иллюстраций по теме «Зима», беседы о зиме и ее признаках, наблюдение за зимними признаками;
  • Рисование по теме «Зима»;
  • Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о зиме;
  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гости зиме».

СОДЕРЖАНИЕ:

1 ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

Воспитатель: Ребята. сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям и друг другу пожелаем «Здравия»

- Здравствуй друг, здравствуй друг

- Становись скорее в круг

- Мы по кругу пойдем

- И друзей себе найдем.

-Здравствуй белка, здравствуй еж

-До чего же день хорош!

-Зайка здравствуй, Волк привет!

-Здравствуйте звучит в ответ.

Воспитатель: - После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

-Ребята! Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (Ответы детей: Я знаю сказку «ТЕРЕМОК», мама мне читала «Заюшкина избушка», мне нравится сказка «Репка» и т.д.)  

-А сегодня, я вам расскажу необычную сказку, рассказывать мне ее будете помогать вы. Согласны? (Получив согласие детей, воспитатель рассаживает детей на ковре и используя разный интонационный фон речи начинает сказку)

2 ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ:

Сказка называется «Снежинка и злой колдун»

- Жила была снежинка. Была она…

Воспитатель просит детей составить словосочетание, дав описание снежинки

1 Игровое упражнение (составь словосочетание)

ответы детей (Снежинка волшебная, снежинка легка, белая, холодная и др.)

Воспитатель продолжает сказку:

- Снежинка была еще и любопытная. Она любила прыгать по веткам, кататься на еловых лапах, скользить по ледяным дорожкам. Но однажды поднялась сильная метель. Подул ветер, он подхватил нашу снежинку и очутилась она в замке злого колдуна. Он не отпускал снежинку, пока она не ответит на его вопросы. Злой колдун спросил, почему люди так любят зиму, чем она хороша?

Воспитатель обращается к детям:

-Как вы думаете, что ответила снежинка?

2 Дидактическая игра «Хорошо-Плохо»

Ответы детей: Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках. Природа зимой очень красивая, снежная и др.

Воспитатель продолжает сказку:

- Злой колдун поинтересовался у снежинки: - А почему же в мороз, люди кутаются в шарфы? Не выходят из дома?

Воспитатель опять обращается за помощью к детям- что на этот вопрос ответила снежинка? Как вы думаете?

Ответы детей: Зимой можно отморозить щеки, нос, часто бывает гололед, можно поскользнуться и удариться. На дорогах заносы, машины буксуют и др.

Воспитатель:

- Какую мы знаем пословицу? «Береги нос в большой мороз»

- Выслушал колдун снежинку и остался не доволен холодной зимой. В одно мгновение он превратил красавицу снежинку в ледяной кубик льда

Воспитатель показывает ребятам пособие.

- Расколдовать тебя снежинка смогут лишь те, кто расшифрует мои картинки-загадки. Лишь тогда ледяной кубик превратиться опять в ажурную снежинку.

Воспитатель: - Ребята! Мы сможем помочь нашей снежинке?

Получив согласие детей, воспитатель предлагает им сесть на удобные стулья и внимательно рассмотреть ледяной куб.

3 Работа с картинками по мнемотаблице на тему «Зима»

Дети последовательно рассматривают картинки составляя предложения. обсудив и рассказав о содержании рисунка, картинка прикрепляется на мольберт.

1 картинка «Снег»

2 картинка «Солнце»

(Работа с пословицей «Солнце светит, но не греет»)

4 Физкультурная минутка «Снежинка»

Детям предлагается всем вместе «построить» снежинку из общего количества детей.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения

- Белый снег пушистый

- В воздухе кружиться

- И на землю тихо

- Падает ложится

По окончании чтения, снежинка «построена». Воспитатель отмечает старания, совместные действия детей

5 Работа с картинками

3 картинка «Деревья зимой»

4 картинка «Птицы зимой»

5 картинка «Люди зимой»

6 картинка «Зимние забавы»

6 Пальчиковая гимнастика «Снежок»

- Раз, два, три, четыре, пять,

- Мы пошли во двор играть,

- Бабу снежную лепили,

- Птичек крошками кормили,

- С горки мы потом катались,

- А еще в снегу валялись.

- Все в снегу домой пришли,

- съели суп и спать легли.

7. Воспитатель мы расшифровали все картинки. У нас получилась таблица

 «Зима». Давайте составим интересный рассказ. Злой колдун услышит и думаю расколдует нашу снежинку.

-  Давайте уточним, что рассказывать надо слева на право используя все рисунки. Каждая картинка — это новое предложение (Дети составляют рассказы)

3 ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Воспитатель не заметно достает из ледяного куба шаблон большой снежинки.

Воспитатель: - Ребята! посмотрите. колдовство Злого колдуна исчезло. Наша снежинка может вновь отправляться в путешествие

- Спасибо Вам большое, за помощь. вы все вместе помогли закончить нашу сказку добром. Ведь в сказках Добро всегда побеждает зло.

4 ЧАСТЬ РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята вот и подошло наше увлекательное занятие к концу. Вам понравилось оно? Давайте каждый из Вас выберет снежинку и прикрепит ее к дереву, одев его в красивый, снежный, волшебный наряд. Но условие: Если Вам занятие понравилось, вы выбираете голубую снежинку. Если ничего не понравилось, то зеленую снежинку.

В ходе работы воспитатель интересуется у детей, что им понравилось.

Когда дерево будет украшено, воспитатель отмечает старание детей, хвалит их за творчество, за доброту и желание помочь другим.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект ноод в старшей группе по теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок» с использованием сказкотерапии

Конспект ноодв старшей группепо теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок»с использованием сказкотерапии...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...