Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с использованием мнемотаблицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности предназначен для педагогов детей старшего дошкольного возраста, целью которого является развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу, а также закрепление знаний по лексической теме «Осень».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Автошка»
Конспект НОД по речевому развитию
в старшей группе
«Составление описательного рассказа на тему: «Осень»
с использованием мнемотаблицы»
Воспитатель:
Кабищева Татьяна Александровна
г. Димитровград
2025 г.
Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу, обогащение словаря по лексической теме «Осень»
Программное содержание
1.Учить детей составлять рассказ на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицы.
2.Учить связно, последовательно и полными предложениями отвечать на поставленный вопрос.
3.Развивать умение подбирать определение, активизировать употребление в речи прилагательных.
4.Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Методы и приёмы: психогимнастика, игровая мотивация, загадки, мнемотаблица, образец рассказа.
Оборудование: картинки-схемы, мнемотаблица, видеозапись музыкальной разминки «Капельки прыг-прыг», компьютер.
Предварительная работа: наблюдения в природе признаков осени, экскурсии в парк «Айболит», заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений об осени, рассматривание иллюстраций на тему «Осень», прослушивание аудиозаписи произведения П.И.Чайковского «Времена года».
Ход НОД:
1.Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Итак, начнем наше занятие.
Воспитатель: «Ребята сегодня я по электронной почте получила необычное письмо, оно пришло к нам из далёкой Африки от Бармалея и его друзей. Хотите его прочитать?»( Да)
Воспитатель зачитывает письмо: «Дорогие далёкие друзья, недавно мы узнали, что есть такое время года – Осень. Но про неё мы ничего не знаем. Очень хочется узнать про неё всё.
Воспитатель: Ребята, как используя компьютер можно ответить на это письмо? (Ответы)
Воспитатель: «Чтобы нашим друзьям было интересно, нам нужно постараться сегодня выполнить трудные задания и составить рассказ об Осени по схемам, записать его на камеру и отправить видео письмо. Вы согласны?» (ДА)
Воспитатель: «Устанавливаем камеру и начинаем. Послушайте загадку:
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Но не касаюсь сосен Ёлочек - я?» (Осень)
-Ребята, а вам нравится время года осень? Чем нам осень нравится? (Ответы)
2. Основная часть
Воспитатель: «Сегодня я принесла Вам картинки-схемы, которые помогут рассказать об осени, признаках осени..
Вот первая картинка-помощник. Отгадайте, что на ней изображено.
Что за шарик золотой
По небу катается
По небу катается
людям улыбается (Солнце)
На доску выставляется схема солнца.
Воспитатель: «А какое солнце осенью?»
Дети: «Солнце осенью бледное, не яркое».
Воспитатель: «А часто мы его видим?»
Дети: «Нет, потому что его часто закрывают тучи».
Воспитатель: «Дети, а что можно сказать про осеннее небо?»
Дети: «Осенью небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое, очень часто идёт дождь». (Схема дождя)
Воспитатель: «А к чему приводит нехватка света и тепла?»
Дети: «Если солнце мало светит, то листья меняют свой цвет, они опадают на землю, начинается листопад». (Схема листопад, голое дерево)
-Пойдёмте прогуляемся и сделаем разминку под музыкальное сопровождение «Осень»
Мы гулять идём Дети топают ногами
Листья сыплются дождём, Поднимают и опускают руки
Под ногами шелестят Трут ладонями друг о друга, сначала медленно
И шуршат, шуршат, шуршат Постепенно Убыстряя темп
Ветер листья поднимает Поднимают и опускают руки
И под ноги опускает
Гонит ветер нас долой
Отправляемся домой Дети садятся на стульчики
Загадка: «Рук нет, а строить умеет» .О ком мы будем говорить? (О птицах)
(Вывешивается схема птицы)
Воспитатель: «Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?»
Дети: «Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.
Воспитатель: «Скажите, а почему перелётные птицы улетают в тёплые края?»
Дети: «Многие птицы боятся холода, летом они питаются мошками, жучками, а осенью их нет».
Воспитатель: «Ребята, а каких зверей можно встретить в лесу осенью?»
Дети: «Осенью можно встретить зверей, которые остаются на зиму: зайцы, волки, лисы.
Воспитатель: «А кто ребята на зиму уходит в спячку?»
Дети: «В спячку уходит медведь, ёжик, барсук».
Воспитатель: «Как готовятся встретить суровую зиму звери?»
Дети: «Звери меняют свои шубки, запасают корм, утепляют свои жилища».
Воспитатель: «Как может помочь человек, зимующим птицам и зверям?»
Дети: «Можно их подкармливать, нельзя пугать, разорять жилища, к ним надо бережно относиться.» (Схема Диких животных)
Воспитатель: «Ребята, как люди готовятся к зиме?(собирают урожай, варят варенье, компот, солят огурцы, помидоры)
Воспитатель: «А как меняется их одежда?(одевают более тёплую одежду)
Я предлагаю вам поиграть в игру.
«Мяч бросай- осеннюю одежду называй» (игра в кругу с мячом).
Воспитатель: «Что будешь делать если пойдёт дождь?»
Ребёнок: «Надену резиновые сапоги, чтоб не промокнуть».
Ребёнок: «Возьму зонт, чтоб дождь меня не замочил».
Ребёнок: «Надену дождевик»
Воспитатель: «Если подует сильный ветер?»
Ребёнок: «Надену куртку с капюшоном»
Ребёнок: «Повяжу шарф.
Воспитатель: «Если станет пасмурно?
Ребёнок: «Надену яркий плащ, чтоб улучшилось настроение.
Воспитатель: «Как одеты люди осенью?
Дети: «Люди одеты осенью тепло».
Воспитатель: «А почему же они так одеваются?»
Дети: «На улице стало прохладно, часто идут дожди».
Воспитатель: «Какое настроение у людей осенью?»
Дети: «Осенью бывают хмурые и ясные дни, поэтому настроение у людей разное».
Музыкальная разминка «Капельки прыг-прыг»
(показ видео музыкальной разминки)
Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать мой рассказ об осени: «Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Всё чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди. Солнце светит мало, и не греет. Листья на деревьях становятся разноцветными, начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Звери в лесу готовятся встретить суровую зиму по-разному. Кто прячется под листвой, в норках, а кто засыпает на всю зиму в берлогах. Звери утепляют свои жилища, меняют шубки на более тёплые. Люди тоже меняют свою одежду на тёплую».
Воспитатель: «Теперь послушаем несколько ваших рассказов».
Рассказы детей с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель: «Какой вам понравился больше? Почему?»
3. Рефлексия
Воспитатель: «Вот какая удивительная осень у нас в нашем родном крае. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались составить красивый рассказы. У нас получился интересный видеофильм, который мы отправим нашим далёким друзьям и будем ждать ответа».
Литература:
1. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. М., 2009.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. М., 2003. -5-
3. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.
4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М., 2000.
5. Волкова Ю.С. Название: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера: 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы".
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:"Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы"....

Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».
Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа про куклу"
С помощью дидактического упражнения "Рассказываем вместе" помочь уяснить план описания куклы....

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Осень»
Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обучать описывать картину....
