Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с использованием мнемотаблицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кабищева Татьяна Александровна

Конспект образовательной деятельности предназначен для педагогов детей старшего дошкольного возраста, целью которого является развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу, а также закрепление знаний по лексической теме «Осень».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Автошка»

Конспект НОД по речевому развитию

в старшей группе

«Составление описательного рассказа на тему: «Осень»

с использованием мнемотаблицы»

                                                    Воспитатель:

Кабищева Татьяна    Александровна

г. Димитровград

2025 г.

Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу, обогащение словаря по лексической теме «Осень»

           Программное содержание

1.Учить детей составлять рассказ на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицы.

2.Учить связно, последовательно и полными предложениями отвечать на поставленный вопрос.

3.Развивать умение подбирать определение, активизировать употребление в речи прилагательных.

4.Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Методы и приёмы: психогимнастика, игровая мотивация, загадки, мнемотаблица, образец рассказа.

Оборудование: картинки-схемы, мнемотаблица, видеозапись музыкальной разминки «Капельки прыг-прыг», компьютер.

Предварительная работа: наблюдения в природе признаков осени, экскурсии в парк «Айболит», заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений об осени, рассматривание иллюстраций на тему «Осень», прослушивание аудиозаписи произведения  П.И.Чайковского «Времена года».

Ход НОД:

1.Организационный момент.

- Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Итак, начнем наше занятие.

Воспитатель: «Ребята сегодня я по электронной почте получила необычное письмо, оно пришло к нам из далёкой Африки от Бармалея и его друзей. Хотите его прочитать?»( Да)

                                                           

Воспитатель зачитывает письмо: «Дорогие далёкие друзья, недавно мы узнали, что есть такое время года – Осень. Но про неё мы ничего не знаем.  Очень хочется узнать про неё всё.

Воспитатель: Ребята, как используя компьютер можно ответить на это письмо? (Ответы)

Воспитатель: «Чтобы нашим друзьям было интересно, нам нужно постараться сегодня выполнить трудные задания и составить рассказ об Осени по схемам, записать его на камеру и отправить видео письмо. Вы согласны?» (ДА)

Воспитатель: «Устанавливаем камеру и начинаем. Послушайте загадку:

«Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен Ёлочек - я?» (Осень)

-Ребята, а вам нравится время года осень? Чем нам осень нравится? (Ответы)

2. Основная часть

Воспитатель: «Сегодня я принесла Вам картинки-схемы, которые помогут рассказать об осени,  признаках осени..

Вот первая картинка-помощник. Отгадайте, что на ней изображено.

Что за шарик золотой

По небу катается

По небу катается

людям улыбается (Солнце)

На доску выставляется схема солнца.                                               

Воспитатель: «А какое солнце осенью?»

Дети: «Солнце осенью бледное, не яркое».

Воспитатель: «А часто мы его видим?»

Дети: «Нет, потому что его часто закрывают тучи».

Воспитатель: «Дети, а что можно сказать про осеннее небо?»

Дети: «Осенью небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами. Небо осенью бывает пасмурное, серое,  хмурое, очень часто идёт дождь». (Схема дождя)

Воспитатель: «А к чему приводит нехватка света и тепла?»

Дети: «Если солнце мало светит, то листья  меняют свой цвет, они опадают на землю, начинается листопад». (Схема листопад, голое дерево)

-Пойдёмте прогуляемся и сделаем разминку под музыкальное сопровождение «Осень»

Мы гулять идём                             Дети топают ногами

Листья сыплются дождём,             Поднимают и опускают руки

Под ногами шелестят                    Трут ладонями друг о друга, сначала медленно

И шуршат, шуршат, шуршат                Постепенно Убыстряя темп

Ветер листья поднимает                         Поднимают и опускают руки

И под ноги опускает

Гонит ветер нас долой

Отправляемся домой                               Дети садятся на стульчики

Загадка: «Рук нет, а строить умеет» .О ком мы будем говорить? (О птицах) 

(Вывешивается схема птицы)

Воспитатель: «Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?»

Дети: «Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Воспитатель: «Скажите, а почему перелётные птицы улетают в тёплые края?»

Дети: «Многие птицы боятся холода, летом они питаются мошками, жучками, а осенью их нет».

Воспитатель: «Ребята, а каких зверей можно встретить в лесу осенью?»

 Дети: «Осенью можно встретить зверей, которые остаются на зиму: зайцы, волки, лисы.

Воспитатель: «А кто ребята на зиму уходит в спячку?»

Дети: «В спячку уходит медведь, ёжик, барсук».

Воспитатель: «Как готовятся встретить суровую зиму звери?»

Дети: «Звери меняют свои шубки, запасают корм, утепляют свои жилища».

Воспитатель: «Как может помочь человек, зимующим птицам и зверям?»

Дети: «Можно их подкармливать, нельзя пугать, разорять жилища, к ним надо бережно относиться.» (Схема Диких животных)

Воспитатель: «Ребята, как люди готовятся к зиме?(собирают урожай, варят варенье, компот, солят огурцы, помидоры)

Воспитатель: «А как меняется их одежда?(одевают более тёплую одежду)

Я предлагаю вам поиграть  в игру.

«Мяч бросай- осеннюю одежду называй» (игра в кругу с мячом).

Воспитатель: «Что будешь делать если пойдёт дождь?»

Ребёнок: «Надену резиновые сапоги, чтоб не промокнуть».

Ребёнок: «Возьму зонт, чтоб дождь меня не замочил».

Ребёнок: «Надену дождевик»

Воспитатель: «Если подует сильный ветер?»

Ребёнок: «Надену куртку с капюшоном»

Ребёнок: «Повяжу шарф.

Воспитатель: «Если станет пасмурно?

Ребёнок: «Надену яркий плащ, чтоб улучшилось настроение.

Воспитатель: «Как одеты люди осенью?

Дети: «Люди одеты осенью тепло».

Воспитатель: «А почему же они так одеваются?»

Дети: «На улице стало прохладно, часто идут дожди».

Воспитатель: «Какое настроение у людей осенью?»                                                      

Дети: «Осенью бывают хмурые и ясные дни, поэтому настроение у людей разное».

Музыкальная разминка «Капельки прыг-прыг»

 (показ видео музыкальной разминки)

Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать мой рассказ об осени: «Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Всё чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди. Солнце светит мало, и не греет. Листья на деревьях становятся разноцветными, начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Звери в лесу готовятся встретить суровую зиму по-разному. Кто прячется под листвой, в норках, а кто засыпает на всю зиму в берлогах. Звери утепляют свои жилища, меняют шубки на более тёплые. Люди тоже меняют свою одежду на тёплую».

Воспитатель: «Теперь послушаем несколько ваших рассказов».

Рассказы детей с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель: «Какой вам понравился больше? Почему?»

3. Рефлексия

Воспитатель: «Вот какая удивительная осень у нас в нашем родном крае. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались составить красивый рассказы. У нас получился интересный видеофильм, который мы отправим  нашим далёким друзьям и будем ждать ответа».

Литература:

1. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. М., 2009.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.                                                        -5-

3. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М., 2000.

5. Волкова Ю.С. Название: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера: 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы".

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:"Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы"....

Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».

Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа про куклу"

С помощью дидактического упражнения "Рассказываем вместе" помочь уяснить план описания куклы....

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обучать описывать картину....