Конспект ООД развитие речи в старшей группе "Поздняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карпова Елена Игоревна

Занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Поздняя осень». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Поздняя осень».

Выполнила: воспитатель Карпова Елена Игоревна.

Программное содержание:

Цель: создать условия для систематизации знаний об осени.

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;

- учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными, подбирать признаки к слову «погода»; количественных прилагательных с существительными.

Развивающие задачи:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объёму предложения;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Воспитательные задачи:

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Тип занятия: занятие закрепления раннее приобретенных знаний.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: письмо; мяч; картинки с изображением перелетных, зимующих птиц; сюжетные картинки с изображением листопада, лес поздней осенью; раздаточный материал: белый лист А4, силуэты зайцев (белый, серый).

Предварительная работа: чтение детям рассказов об осени, разучивание стихотворений, беседы о признаках осени, наблюдение в природе за осенними явлениями, просмотр презентаций: «Зимующие и перелетные птицы», «Как звери готовятся к зиме».

Методы и приемы работы с детьми:

наглядные: метод: демонстрация наглядных пособий (иллюстрации);

словесные: метод: беседа; прием: вопросы, объяснение;

практические: метод: элементарный опыт.

Ход ООД

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Звучит музыка.  Дети становятся полукругом.

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.

Воспитатель: 

– Нам пришло письмо. Посмотрим от кого же оно? «Детский сад №150 г. Иркутск, детям старшей группы №7. Обратный адрес: Лесная поляна.

«Здравствуйте. Пишут вам лесные зайчата. Мы не знаем, пора ли нам менять серые шубки на белые? Кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу?»

Воспитатель:

– Очень интересный вопрос задали зайцы. Вы хотите помочь им принять правильное решение?

Дети: 

– Очень хотим.

II. Основная часть.

Воспитатель:

– Дети, зайцам очень повезло, мы с вами уже много знаем об осени и сможем помочь им принять правильное решение. Присаживайтесь на стулья.

Воспитатель:

– Каждое утро, прежде чем отвести вас в детский сад, родители узнают какая погода будет сегодня. Прогноз погоды – это предполагаемая температура воздуха, направлении ветра, возможные осадки. Для чего нам необходимо знать какая погода будет?

Дети отвечают.

Воспитатель:

– Верно. Предлагаю вам сыграть в игру.

1. Игра «Погода осенью» (игра с мячом).

Воспитатель:

– Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью?

Когда идет дождь – дождливая.

Когда дует ветер – ветреная.

Когда светит солнце – солнечная.

Холодно – холодная.

Пасмурно – пасмурная.

Сыро – сырая.

Хмуро – хмурая.

Ясно – ясная.

Воспитатель:

– Молодцы! Вы правильно назвали, какая погода бывает осенью. Присаживайтесь.

Воспитатель:

– Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: 

– Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

– Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает, а ноябрь осень заканчивает.

2. Беседа «Осень».

Воспитатель:

– А теперь, ребята, посмотрите на картинку, что изображено на ней?

(Картинка с изображением «Листопад»).

Дети отвечают.

Воспитатель:

– А почему такое явление природы назвали листопадом?

Дети отвечают.

– А почему у деревьев опадают листочки?

Дети:

– Осенью становится холоднее, солнце светит реже. Листья опадают.

Воспитатель:

– Представьте себе, что вы клёны, подул ветер, и вы закачались.

3. Физкультминутка «Ветер тихо клён качает».

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон:

Зашумел ветвями клён.

Воспитатель:

– Ребята, мы поговорили о том, как деревья подготовились к зиме, а сейчас я предлагаю вспомнить о птицах. Скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: 

– Птицы бывают зимующими и перелетными.

Воспитатель:

– А какие птицы изображены на картинке? (картинка с изображением «Птицы улетают на юг»).

– Как вы думаете, почему птицы улетают на юг? А все ли птицы улетают?

(Рассуждения детей).

– Почему зимующие птицы остаются у нас зимовать?

(Рассуждения детей).

4. Игра «Сосчитай птиц».

Воспитатель:

– Я вам буду называть птицу, а вы мне посчитаете птиц и в конце подсчета подведете итог.

Один воробей, два воробья, пять воробьев.

Один голубь, два голубя, пять голубей. И т.д.

Воспитатель:

– Верно. Молодцы! Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и птицы, и животные.

Какие изменения происходят в жизни зайца?

5. Элементарный опыт (игра «Хорошо-плохо зайцу»).

Воспитатель:

– Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет. Пройдите к столу. (На столах: лист А4, силуэты зайцев).

Воспитатель:

– Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно? Это для зайки плохо или хорошо?

Воспитатель:

– А теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать зимой? Это плохо для зайки или хорошо?

(Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег).

Воспитатель:

– Как мы зайцам сообщим, что наступила осень, и им пора менять серую шубку на белую?

Дети: 

– Мы напишем зайцам письмо.

Воспитатель:

– Ребята, писать вы еще не умеете. Мы будем использовать картинки. Подумайте и скажите, что мы напишем зайцам про осень? 

(Картинки на тему «Осень»).

Дети: 

 Осень наступила. Деревья голые. Уже выпадает снег. Исчезли насекомые. Улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Пора менять шубки на белые.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итога.

Воспитатель:

– Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот эти доказательства мы отправим зайцам в письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Осенний урожай ".

Занятие по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимна...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Золотая осень»...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Осень наступила»

обучение детей составлению рассказа из личного опыта....

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...