КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ( 1-3 ГОДА)
картотека по развитию речи (младшая группа)

Рогожнева Марина Викторовна

Вашему вниманию предлагаются пальчиковые игры и игры с различными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА ( 1-3 ГОДА)

«ИГРА КРУТИСЬ КАРАНДАШЬ»

ЦЕЛИ: Сделать массаж ладоней ребенка

МАТЕРИАЛЫ: карандаш с ребристой поверхностью.

ХОД ИГРЫ: Раздать малышам карандаши и предложить им покатать их по столу вперед-назад. Предварительно показать детям, как это делается. ( Сегодня мы будем с вами не рисовать карандашами, а катать их по столу вот так вперед-назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой). Научить детей сначала катать карандаш одной рукой, затем другой.

НЕ БОЮСЬ КОЛЮЧЕК

ЦЕЛЬ: сделать массаж ладоней

МАТЕРИАЛЫ: бигуди-липучки не большого размера

ХОД ИГРЫ: Раздать малышам бигуди и предложить их потрогать.  Обратить внимание детей на то, что  бигуди на ощюпь колючие. « Посмотрите какие бигуди колючие, потрогайте их, а теперь повторяйте за мной « Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!» Предложить детям покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следить за тем, чтобы за время выполнения движений ладони детей были прямыми и напряженными.

НЕПОСЛУШНЫЕ ШАРИКИ

ЦЕЛЬ: сделать массаж ладоней ребенка, развить ловкость движений пальцев и кистей рук

МАТЕРИАЛЫ: небольшие шарики: резиновые, пластмасовые, деревянные с гладкой либо ребристой поверхностью ( бусины, крупа, горох и т.д.)

ХОД ИГРЫ: Раздать детям шарики и предложить их покатать по столу ладонями ( в перед, назад, в сторону, по кругу). Объяснить детям что во время игры шарики не должны выкатиться из-под ладоней.   «Вот Вам маленькие шарики. Давайте поиграем с ними- покатаем их по столу. Только шарики не послушные не потеряйте их!» Затем попросить детей покатать шарики между ладонями. Когда дети научаться катать шарики между ладонями, можно предложить крупу, при этом они будут накрывать ладонями сразу несколько крупинок.

СПРЯЧ В ЛАДОШКАХ

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы пальцев и кистей  рук.

МАТЕРИАЛЫ: кусочки поролона и резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно взять в руки ( по кол-ву детей)

ХОД ИГРЫ: Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно : « Вот Вам губки. Спрячте их так, чтобы их ни кто не увидел и не нашел,  зажмите покрепче в ладошке». Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе, если предмет виден, ведущий забирает его себе.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

ЦЕЛЬ: развивать соотносящие, хватательные движения рук

МАТЕРИАЛЫ: листы бумаги

ХОД ИГРЫ: Раздать детям листы бумаги и предложить детям сделать из него осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите детям, ка это делается, затем предложить сделать это самостоятельно. Когда листочки будут готовы, организуйте игру « ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ». Показать детям, как листья падают и кружатся с деревьев. Затем вместе с детьми собрать листья  в кучку ( можно использовать веник, либо метелочку). По окончании игры предложить детям вместе навести порядок!

КОТЕНОК

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подрожать движению взрослого.

МАТЕРИАЛЫ: маленькие резиновые игрушки-пищалки ( котята по количеству детей)

ХОД ИГРЫ: Раздать детям игрушки и предложить сжать их в кулочке. В это время прочесть двустишие:

Ты. Котенок не пищи,

Лучше маму поищи!

Игру повторить несколько раз.

Игру можно проводить с разными игрушками-пищалками.

ВЕТРОК

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы пальцев и кистей рук

МАТЕРИАЛЫ:  небольшие резиновые игрушки по количеству детей

ХОД ИГРЫ: Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух. « Вот так дует ветерок, давайте сделаем вместе!»

 Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам детей. Затем раздайте груши и предложите им сделать ветерок. Можно предложить детям  сдуть со стола кусочек бумаги, перешко, пушинку, направив на эти предметы струю воздуха

ЯМКИ

ЦЕЛЬ: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

МАТЕРИАЛЫ: Тесто ( пластилин),  изюм ( фасоль, горох), поднос, карандаш

ХОД ИГРЫ Предложить детям размять в руках кусок мягкого тесто( пластилина), затем положить его на поднос и сделать в нем ямки, надавливая на него прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать  нескольками пальцами(2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложить детям положить изюм.

ПИРОЖКИ

ЦЕЛЬ: развивать силу рук, соотносящие  движения рук

МАТЕРИАЛЫ:  кусочки теста ( они должны помещать в ладошке у ребенка), тарелка , куклы

ХОД ИГРЫ: Возьмите кусочек теса и начните его перекладывать из одной руки в другую, имитируя движения, которые используются при лепке пирожков. Свои действия комментируйте песенкой

Я , пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Исипеку два пряничка,

Кушай, кушай, мамочка

Вкусные два прянечка!

Я ребяток позову

Пирожками накормлю!

Положите пирожок на пластмассовую тарелку. Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирожки. При необходимости помогите детям, взяв ладоши малыша в свои руки, и сделав пирожок вместе. Затем предложить детям угостить кукол пирожками.

 

«ЛАПКИ-ЦАРАПКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.

ХОД ИГРЫ: 

Кошечка Мурка, Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.)

А в лапках — цап-царапки. (Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.)

Игру можно повторить несколько раз.

 «ПТИЧКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь.

ХОД ИГРЫ: Предложите малышам повторить ваши движения.

Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями.)

Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе)

Давайте покормим птичек — насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими)

Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью

—Наелись птички и улетели. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игру можно повторить несколько раз.

«ЧЕЛОВЧЕК»

ЦЕЛЬ: Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.

ХОД ИГРЫ: Предложите малышам поиграть. — Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.

Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ — топают ножки. Человечек идет по дорожке.

Предложить детям повторить движения.

Игру можно повторять несколько раз.

«МЫ ТОПАЛИ»

ЦЕЛЬ: Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.

ХОД ИГРЫ: Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложить детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитать стихотворение: Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, И ножки все оттопали! Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложить малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

 «МОТОРЧИК»

ЦЕЛЬ: Развивать согласованные движения пальцев обеих рук; учить подражать движениям взрослого.

ХОД ИГРЫ: Дать детям машины и предложить поиграть: «Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики». Показать малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз.

«МОЯ СЕМЬЯ»

ЦЕЛЬ: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

ХОД ИГРЫ: Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши запомнят движения, проведите игру с группой детей. «Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!» Повторить игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

«СПОКОЙНОГО СНА»

ЦЕЛЬ: Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

ХОД ИГРЫ: Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

Этот пальчик хочет спать, (Загните мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать, (Загните безымянный палец.)

Этот рядом прикорнул, (Загните средний палец.)

Этот пальчик уж заснул, (Загните указательный палец.)

А другой давненько спит... (Загните большой палец.)

Кто у нас еще шумит? (Погрозите пальчиком

другой руки.)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста (2 - 3 года). «Солнышко и дождик»

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста (2 - 3 года).«Солнышко и дождик»...

Картотека игр способствующих развитию моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координ...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

"Развитие мелкой моторики рук детей в возрасте 3-4 года"

Развитие мелкой моторики рук детей в возрасте 3-4 лет.Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Мелкая моторика рук &ndash...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей младшего возраста (2-3 года)

Дидактические игры по математике  в младшей группе...

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста 3-4 года Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова

Цель диагностики: выявление развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н.В....