Методы и приемы развития активной речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Салчак Азията Сергековна

Статья посвящена актуальной проблеме применения методов и приемов развития активной речи детей дошкольного возраста. В настоящей статье автор рассматривает применение разных групп методов и приемов в активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.С. Салчак

ФГБОУ ВО Тувинский Госудаственный

Университет

Кызыл, Россия

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме применения методов и приемов развития активной речи детей дошкольного возраста. В настоящей статье автор рассматривает применение разных групп методов и приемов в активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Ключевые слова: методы и приемы развития активной речи, активная речь, дети старшего дошкольного возраста, дошкольный возраст.

Salchak

Tuva State University

Kyzyl, Russian Federation

METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING ACTIVE SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

Annotation: The article is devoted to the actual problem of applying methods and techniques for the development of active speech in preschool children. In this article, the author considers the use of different groups of methods and techniques in enhancing the speech activity of older preschool children in a kindergarten.

Key words: methods and techniques for the development of active speech, active speech, older preschool children, preschool age.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в педагогике является работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Особенно продуктивным и важным в этом плане возрастным этапом является период раннего и дошкольного возраста. В течение этого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарь увеличивается.

Известные ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Специалисты делят речь на активную – то, что человек говорит, и пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

Для активизации речевой деятельности можно выделить:

  1. Методы активизации деятельности детей, которая способствует речевой активности.

Для этого при обучении детей можно использовать приём подражательной деятельности. С детьми проводится мимическая гимнастика и пантомимика. Традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица это: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмурить глаза и т. д. Проводятся эти упражнения индивидуально с зеркалом и в парах, сочетаясь с упражнениями на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).

Показ мимической гимнастики

Таким образом, эти методы и приёмы являются предпосылкой для активной речевой деятельности.

  1. Методы активизации компонентов речевого развития детей.

Учитывая, что активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседы имеют важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать.

Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения или разговор воспитателя с детьми. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано.

Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств, как на занятиях, так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей. Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.

Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является образовательная инфографика. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Метод образовательной инфографики позволяет педагогу более целенаправленно развивать активную речь детей, обогащать их словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи разные конструкции предложений, описывать предметы, составлять различные виды рассказов: описательные, по картинкам, по личному опыту, а также с элементами творчества.

  1. Методы активизации детской речи в разных видах деятельности.

Во всех видах игр – активизируется речь. Подвижные игры помогают пробудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей.

Следующий вид деятельности – изобразительная. На занятиях рисованием можно предложить детям разнообразный наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами, учить различать и употреблять слова, обозначающие признаки предметов и признаки действий. Так же можно заниматься с детьми комментированным рисованием, где дети учатся комментировать изображаемое, задавать вопросы, употреблять побуждение.

Таким образом, организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку деятельность бывает интересной и значимой для детей, а её успешность достигается с помощью речевых действий. Поэтому у каждого ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям.

Разнообразие методов и приёмов, используемых целенаправленно на активизацию речевой деятельности детей, обеспечивает эффективное речевое общение, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком.

Литература:

1. Е.А. Янушко Помогите малышку заговорить. М. – 2017

2. О.Е. Грибов Что делать если ваш ребенок не говорит. – М.: Айрис- пресс, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте.

Статья : "Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте"....

Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувс...

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"...