Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Задачи:

Образовательные:

-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;

-словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

-звуковая культура речи: учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

Развивающие:

способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.

Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.

Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Задачи:

Образовательные:

-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;

-словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

-звуковая культура речи: учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

Развивающие:

способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.

Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.

Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».

Ход занятия:

1. Организационно- мотивационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе сундук, в нем волшебная книга. Перед нами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.

Чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать!

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет

В деревне кур крадет. (Лиса)

Сегодня я вам расскажу русскую народную сказку про лису, которая называется «Лиса и кувшин», а потом вам придется ее пересказывать, слушайте внимательно. (Как мы слушаем сказку проговорить правила, напомнить про осанку).

2. Чтение сказки. (с показом картинок)

Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

— Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать — поиграл, да и будет!

Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!

Рассердилась лиса:

— Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.

Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой утянул.

3. Беседа по содержанию. (повесить иллюстрации)

Воспитатель: понравилась вам сказка?

-О ком я прочитала сказку? (Сказка была о лисе.)

-Кто пришел в поле? (В поле пришла баба.)

- Что делала баба в поле? (Жала рожь, т. е. срезать серпом под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля хлеба.)

-Что, кроме серпа, принесла баба в поле (Баба принесла кувшин (это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас).

- Что было в кувшине (В кувшине было молоко.)

- Кто нашел кувшин? (Кувшин нашла лиса.)

-Что сделала лиса? (Вылакала (выпила) молоко.)

-Как лиса достала молоко из кувшина (Всунула в кувшин голову.)

-Что случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)

- Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ласковым голосом.)

- Какие слова она говорила? («Отпусти меня, пошутил — и будет».)

-Кувшин ответил лисе? (Нет.)

- Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом? (Сердитым голосом.)

-Какие слова она говорила? («Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью (по хорошему, так я тебя утоплю».)

- Чем заканчивается сказка? (Лиса сунула голову в реку и утонула вместе с кувшином.)

-Дети, а как вы думаете, почему кувшин утонул? (Он наполнился водой и стал тяжелым.)

Воспитатель: Можно сказать, что кувшин утонул, как камень и потянул за собой лису.

Ребята, в сказке есть такое предложение: Побежала лиса к реке. А как можно сказать по-другому? Вместо слова «побежала» придумайте другое слово (синоним) (помчалась, понеслась, полетела). Молодцы, много интересных слов назвали.

Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

А потом их все разжала.

Растирать все лапки стала –

Раз, два, раз, два.

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Раз, два, раз, два.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

4. Пересказ.

Воспитатель: Внимательно послушайте сказку еще раз. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.

Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа двух детей.

Затем предлагает пересказать сказку: один – рассказывает, другой за лису.

После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.

А сейчас я предлагаю, чтобы вы мне пересказали сказку. Пересказ с помощью иллюстраций к сказке.

6. Рефлексия.

Воспитатель:

- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин».)

- Кто главные герои сказки? (Баба и лиса.)

Какой лиса оказалась в сказке (Хитрая, жадная.)

- Чему нас научила эта сказка (Жадность до добра не доведет. Прежде, чем что- то сделать, подумай)

- Похвалить детей за пересказ, выделить тех, кто особенно понравился.

- Ребята, сейчас я предлагаю каждому подойти и положить в сундук улыбающийся смайлик, если вам понравилась сказка, интересно было ее слушать и пересказывать, и грустный смайлик, если сказка вам была не интересна, ничего не запомнили. Можно использовать только один смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи для старших дошкольников пересказ сказки " лиса и козёл"

конспект нод для старших дошкольников по развитию речи...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки""

Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегирёву)

Цель: создать условия для связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....