Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Моя семья» (с воспитанниками 4-5 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Байбулатова Наталья Гелмяновна

Цель: Закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по развитию речи на тему: «Моя семья»

(с воспитанниками 4-5 лет)

Цель: Закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

 Задачи:

Образовательные

  • уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные;
  • формировать умение отвечать на вопросы предложением;
  • упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных через игру «Скажи ласково»;
  • упражнять детей в подобное прилагательных через игру «Скажи словечко»;  
  • пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о членах семьи;
  • закреплять в активной речи ребенка название животных, птиц и их детенышей;
  • упражнять детей в подборе, прилагательных и глаголов.

Развивающие

  • развивать связную речь, память, эмоциональную отзывчивость и желание общаться;
  • развивать осознанное отношение к выполнению движений в соответствии с текстом.

Воспитательные

  • Воспитывать положительные  взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.

Методы и приемы: беседа, словесные методы, рассказ педагога и детей

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие

Предполагаемый результат: владеть понятием «Семья»; знать информацию о своей семье, профессии родителей; составлять рассказы о своей семье; проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, индивидуальные беседы с детьми на тему «Семья», чтение стихотворений М.Шварц «Семья», чтение сказок Л.Толстой «Три медведя», А.Толстой «Гуси – лебеди», Б.Гримм «Волк и семеро козлят»; сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья»; дидактические игры: «Чьи детки», «Поможем маме»; разучивание пальчиковых игр: «Моя семья», «Кто живет в семье».

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент.

- Ребята, поздоровайтесь с гостями. Посмотрите, а что это лежит на полу? (ответ детей: Перчатка.)

- Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка? (ответ детей: Её одевают на руки.)

- А зачем её одевают на руки? (ответ детей: Чтобы пальчики не замерзли.)

- А в какое время одевают перчатки?

- Ребята, эту перчатку кто-то потерял. В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет? (ответ детей: Пальчики.)

-  А у вас есть пальчики? (ответ детей: Да.)

- Приготовьте свои пальчики, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая игра:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

А этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

- Ребята, а про что эта игра? (ответ детей: Про семью.)

- Да, эта семья – действительно, самые близкие, самые родные люди и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

- Ребята, какие бывают семьи? (ответ детей: семья бывает маленькая: мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, дети, бабушка, дедушка.).

Игра «Какая у вас семья?» (ответы детей – большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая)

- Молодцы! Какие у всех разные семьи. 

- Ребята посмотрите на ладошку и найдите самый маленький пальчик.

- Скажите пожалуйста, как этот палец называется? (ответ детей: Этот пальчик называется мизинец. Он самый маленький, он малыш – сын или дочь)

(на мизинец прикрепить лицо ребенка)

- Когда я была маленькой дочкой,  мама меня ласково называла Наташенька. Я вам приготовила волшебную шкатулку, которую мы сейчас заполним ласковыми словами. Под каждым вашим стульчикам лежат две звездочки, возьмите одну и вспомните, как же вас ласково называет мама.

Словесная игра «Назови ласково»

- Молодцы.  Вот видите, как вас любят мамы, называют вас ласково.

- Ребята, давайте посмотрим на следующий пальчик, который рядом с малышом. Как он называется? (ответ детей: Этот пальчик без имени. Он так и называется безыменный. Этот пальчик мама.)

(на безымянный палец прикрепить лицо мамы)

- Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама.

- Как вы думаете, у кого еще есть мама? (ответ детей)

- Правильно, мамы есть и у птиц, и у животных.

- Давайте мы с вами поиграем в игру «Мама и детеныш»

Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какое-либо животное, а ребёнок, бросая мяч обратно, называет детёныша этого животного.

У зайчат мама … (зайчиха).
У лисят мама … (лиса).
У волчат мама … (волчица).
У медвежат мама … (медведица).
У бельчат мама … (белка).
У утят мама … (утка).
У цыплят … (курица).
У поросят … (свинья).
У теленка …(корова).
У жеребенка … (лошадь).

- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы.

- Теперь посмотрим на следующий пальчик. Как он называется? (ответ детей: Этот пальчик называется средний. Этот пальчик папа, он находится в середине.)

(на средний палец прикрепить лицо папы)

У вас всех есть папа? (ответ детей)

- Возьмите звездочку под вашими стульчиками и подумайте, какой ваш папа. Волшебную шкатулку мы сейчас заполним добрыми словами.

Игра «Скажисловечко»

У Софии, какой папа – красивый,……

У Карима, какой папа – сильный и т.д.

- Видите, как много хороших слов, вы сказали про своих пап.

- Давайте посмотрим на свою ладошку и найдем следующий пальчик. Как называется этот пальчик?  (ответ детей: Этот пальчик называется указательный. Этот пальчик бабушка.)

(на указательный палец прикрепить лицо бабушки)

- Ребята, а что вы делаете с бабушкой вместе? Чем занимаетесь? (ответы детей)

- Давайте встанем в круг и немного поиграем.

Физкультминутка «Бабушка»

Устала наша бабушка, (дети стоят в кругу)

Присела на порог. (приседают)

«Куда пропал, куда пропал, (берутся руками за голову)

Куда пропал внучек?» (и раскачивают из стороны в сторону)

Подумала, поохала, (встают)

Потом тихонько встала,

Пошла вокруг да около (идут по кругу друг за другом)

Искать внучка сначала

- Посмотрите на нашу ладошку, какой пальчик остался? (ответ детей: Самый большой пальчик. Этот пальчик дедушка.)

(на большой палец прикрепить лицо дедушки)

- Ребята у вас у всех есть дедушки?  

-  Илья приготовил нам стихотворение про своего дедушку

 «Мой дедушка волшебник» Сергей Батура

Мой дедушка – волшебник

Вы поглядите сами, –
Читает он газету с закрытыми глазами!
Потом рычит, как тигр, когда ложится спать.
Товарища для игр такого поискать!

- Какое хорошее стихотворение рассказал нам Илья.

- Я предлагаю вам пройти на свои рабочие места взять свои ладошки и прикрепить к большой ладошке, и получится у нас своя большая семья.

- Ребята, давайте вспомним, про кого мы сегодня говорили?

- Правильно, о семье. Давайте полюбуемся нашими ладошками, вот сколько добрых, ласковых слов сказали о своей семье. Я хочу пожелать, чтобы ладошки принесли в вашу семью много тепла и ласки.

-Давайте посмотрим на ладошку и вспомним название пальчиков?

- А вот волшебную шкатулочку с добрыми и ласковыми словами мы оставим и ей регулярно будем пользоваться. Спасибо вам за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

онспект организованной образовательной деятельности «Развитие речи» на тему: «Путешествие в мир любимых игрушек по стихотворениям А.Барто» Цель: повторить и закрепить ранее изученные стихотворения А. Барто. Задачи: развивать речь, мышление, память; ин

Конспект организованной образовательнойдеятельности «Развитие речи»на тему: «Путешествие в мир любимых игрушек по стихотворениям А.Барто»Цель: повторить и закрепить ранее изуче...