КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему: «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ. НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ речевое развитие группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

на тему: «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».

образовательная область речевое развитие

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

  1. Организационная информация

Доминирующая

образовательная область

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».

Виды деятельности

детей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

  1. Методическая информация

Тема занятия

«Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

- Дидактическая игра

- чтение сказки

- объяснение

- вопросы к детям

- придумывание позитивного завершения сказки

- использование ИКТ, наглядного материала

- физминутка

- артикуляционная гимнастика

Формы работы на занятии

Чтение сказки, дидактическая игра, рассматривание сюжетных изображений.

Интеграция образовательных областей на занятии

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Возрастная группа

5-6 лет

Цель:

Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Задачи:

Обучающие : Продолжать знакомить со сказками разных народов. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Активизация и обогащение словаря детей.

Развивающие: Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним.

Воспитательные: Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Поощрять желания помочь, сопереживать. Воспитывать интерес к художественной литературе

Планируемые

результаты

Знакомство с нанайской сказкой «Айога». Что она о доброте, отзывчивости, умению исправлять свои ошибки. Обогащение словарного запаса.

Организация РППС

для проведения занятия

Иллюстрации к сказке Айога.

Нанайская сказка «Айога».

Дидактическая игра на ИКТ «Угадай сказку».

Обогащение словаря

Нанаец, стойбище, напёрсток.

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

предшествующие

режимные моменты

Знакомство со сказками детских писателей. Рассматривание дидактических картин на тему «Сказки»; беседы о добре и зле, о хороших и плохих поступках, о положительных и отрицательных качествах человека.

  1. Конспект занятия

Вводная часть

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Психогимнастика Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку» (детям предлагается набор предметных картинок в презентации, по ним дети должны угадать сказку. Например: ласточка, крот, скорлупа грецкого ореха, мышь. Дети называют сказку и автора.)

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: А сегодня мы познакомимся с новой поучительной сказкой «Айога». Это нанайская сказка о самовлюбленной девочке. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России.

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Основная часть:

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?

Дети: Айога.

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?

Дети: Да, мама поступила по справедливости.

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?

Дети: Айога.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»?

Дети: соседской девочке.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной

Давайте покажем, какой должен быть человек

Физминутка

Ходит осень по дорожке (шаги на месте)

Промочила в лужах ножки (подняться на носки)

Ходит осень, бродит осень, (повороты на право- на лево)

Ветер с клена листья сбросил (движения кистями вверх-вниз)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад ,

Просто чудный листопад! (прыжки на месте с хлопками в ладоши.)

Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста, а вам понравился конец этой сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: какой конец у этой сказки. (грустный, печальный)

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания

Воспитатель: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной. (Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.). Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас мы немного отдохнем и сделаем с вами артикуляционную гимнастику:

Упражнения «заборчик» и «Слоник»

Мы посадим лук и репку

И забор поставим крепкий

Зубки ты не разжимай

А дощечки посчитай!

Слоник слоник не качай ты головой

Дай мне лучше поскорее хобот свой

С хоботом твоим я подружусь

Говорить красиво звуки научусь!

Чередуем упражнения «заборчик» и «слоник» на счет раз и два. На счет раз- широко улыбнись и покажи зубки,

На счет два-вытяни губы вперед трубочкой.

Молодцы! Вы замечательно справились!

Самостоятельная/

продуктивная деятельность детей по закреплению нового знания

Заключительная часть

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

Воспитатель: с какой сказкой мы сегодня познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы сегодня узнали?

Какие новые слова вы сегодня услышали?

Дальнейшая разработка темы

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Нарисовать сказку «Айога» с хорошим концом и устроить выставку рисунков.

Длительность занятия:

25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми младшей группы №3 по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Дикие животные» (с использованием ИКТ)

Конспект по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Дикие животные" с использованием современных информационных компьютерных технологий. Данный конспект знакомит с обит...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе №9 На тему: «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»». (в рамках месячника по семейному воспитанию)

Знакомить детей со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Восп...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».

Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравн...

ООД по развитию речи. Обучение рассказыванию. Нанайская сказка "Айога" старшая группа

Занятие по развитию речи. Обучение рассказыванию нанайской сказки  "Айога"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон» ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»....