Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема. Знакомство с ударением.
Программные задачи:
«Речевое развитие:
1. Дать понятие об ударении.
2. Учить правильно, ставить ударение.
3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.
4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.
5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова
«Познавательное развитие»:
1. Закреплять знания о гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением»
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема. Знакомство с ударением.
Программные задачи:
«Речевое развитие:
1. Дать понятие об ударении.
2. Учить правильно, ставить ударение.
3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.
4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.
5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова
«Познавательное развитие»:
1. Закреплять знания о гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
«Физическое развитие»: 1. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.
Оборудование: предметные картинки, папки для звукового анализа, маркерные доски, звенящий кубик (молоточек,
Ход НОД
I.Открытый вход в деятельность
Гимнастика ума:
Мурлычит. чирикает -. жужжит.
Ревёт -. воет -. фыркает -. каркает -.
Поёт -. пищит -. шипит -. .
Дети получают мяч, возвращают, называя существительное.
II. Мотивация на деятельность
Логопед:– Какие звуки называются гласными?
– Назовите гласные звуки.
– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.
III. Расширение имеющихся знаний:
1. Работа над ритмом.
Игра «Повтори – не ошибись».
Простучать ритмический рисунок.
! !, !! ,! !! …
IV Знакомство с новым материалом.
Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.
ПА – па – па, па – ПА – па.
Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?
Дети. Один слог звучит громче.
Логопед:- Оказывается, когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем остальные, слог который мы произносим громче, чем остальные, называется ударным.
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром …
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
А. Шибаев
Логопед. Итак, сегодня мы познакомимся - с ударением.
Выделение ударного звука.
Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием, ударный слог выделяем с большей силой.
Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.
Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?
Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.
Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.
V. Динамическая пауза
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
VI. Практическая работа
Смыслоразличительная роль ударения.
Вывешиваются картинки: ирис – ирис.
а) Показать ирис.
Логопед. Что это?
– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.
б) Логопед показывает ирис.
Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.
Логопед:– Сравните схемы и буквенное написание.
– Чем они похожи?
– В чём отличие?
– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.
– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?
– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?
Дети. Изменило значение.
Логопед.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Игра «Найдите ударение».
Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, назовите ударный гласный.
Слова: лиса, мыло, карета, молоко, веник, дети называют ударный гласный звук.
Логопед: В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.
Например: Гвоздики - гвоздики
Ирис - ирис
Замок – замок
Стрелки – стрелки
VII. Открытый выход из деятельности.
Логопед:– Какой гласный звук в слове называется ударным?
– Как называются остальные?
– Почему?
– Может ли влиять ударение на смысл слова?
Принес задания. (синий конверт)
Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения.
1. Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» - Исчезло«Чудно», родилось«Чудно».
- Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
2. Косит косец, а зайчишка Косит, Трусит трусишка, а ослик Трусит.
- Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
- Что значит трусит? Бежит.
3. От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок.
- Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
- Кто такой кок? (повар на корабле)
4. Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни!
- Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель.
- Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )
- Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором)
- Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный)
Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают.
- Как мы определяем ударный гласный звук в слове?
( мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове. )
- Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)
- Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)
- А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог.
Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге:
Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром. .
Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте). Тема: «В поисках мамы для мамонтенка»
НОД направлена на закрепление звукового и слогового анализа слов....
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие (обучение грамоте)»
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие (обучение грамоте)» в подготовительной группе Звук «М», буква «М»....
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе...
Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"
Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)
Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...
Конспект открытого занятия по образовательной области "Речевое развитие" обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе
Конспект НОД был использован от автора Нищева Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного рвозраста" парциональная программа в ДОУ для детей подготовительной к школе группы за 2021-2022 учебный...
Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)
Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия «Уроки Тётушки Совы»Интеграция ...