Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Строканова Ольга Владимировна

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Тема. Знакомство с ударением.

Программные задачи:

«Речевое развитие:

1. Дать понятие об ударении.

2. Учить правильно, ставить ударение.

3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.

4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.

5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова

«Познавательное развитие»:

1. Закреплять знания о гласных звуках;

2. Закрепить навыки печатания слов;

3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением»

Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Тема. Знакомство с ударением.

Программные задачи:

«Речевое развитие:

1. Дать понятие об ударении.

2. Учить правильно, ставить ударение.

3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.

4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.

5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова

«Познавательное развитие»:

1. Закреплять знания о гласных звуках;

2. Закрепить навыки печатания слов;

3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

«Физическое развитие»: 1. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.

Оборудование: предметные картинки, папки для звукового анализа, маркерные доски, звенящий кубик (молоточек,

Ход НОД

I.Открытый вход в деятельность

Гимнастика ума:

Мурлычит. чирикает -. жужжит.

Ревёт -. воет -. фыркает -. каркает -.

Поёт -. пищит -. шипит -. .

Дети получают мяч, возвращают, называя существительное.

II. Мотивация на деятельность

Логопед:– Какие звуки называются гласными? 

– Назовите гласные звуки.  

– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.  

III. Расширение имеющихся знаний:

1. Работа над ритмом.

Игра «Повтори – не ошибись»

Простучать ритмический рисунок.  

! !, !! ,! !! … 

IV Знакомство с новым материалом.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.  

ПА – па – па, па – ПА – па.  

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов? 

Дети. Один слог звучит громче.  

Логопед:- Оказывается, когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем остальные, слог который мы произносим громче, чем остальные, называется ударным.

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром …

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

А. Шибаев

Логопед. Итак, сегодня мы познакомимся - с ударением.

Выделение ударного звука.  

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием, ударный слог выделяем с большей силой.  

Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.  

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук? 

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.  

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.  

V. Динамическая пауза

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем:

Крылья сложили назад.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

VI. Практическая работа

Смыслоразличительная роль ударения.  

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.  

а) Показать ирис.  

Логопед. Что это? 

– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.  

б) Логопед показывает ирис.  

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.  

Логопед:– Сравните схемы и буквенное написание.  

– Чем они похожи? 

– В чём отличие? 

– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.  

– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»

– Что же сделало ударение с одним и тем же словом? 

Дети. Изменило значение.  

Логопед.  

Я – травянистое растение 

С цветком сиреневого цвета, 

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету.  

Игра «Найдите ударение»

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, назовите ударный гласный.  

Слова: лиса, мыло, карета, молоко, веник, дети называют ударный гласный звук.  

Логопед: В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.

Например: Гвоздики - гвоздики

Ирис - ирис

Замок – замок

Стрелки – стрелки

VII. Открытый выход из деятельности.  

Логопед:– Какой гласный звук в слове называется ударным

– Как называются остальные? 

– Почему? 

– Может ли влиять ударение на смысл слова?

Принес задания. (синий конверт)

 Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения.

1. Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» - Исчезло«Чудно», родилось«Чудно».

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

2. Косит косец, а зайчишка Косит, Трусит трусишка, а ослик Трусит.

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

 - Что значит трусит? Бежит.

3. От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок.

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

 - Кто такой кок? (повар на корабле)

4. Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни!

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель.

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

 - Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором)

 - Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный)

Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают.

 - Как мы определяем ударный гласный звук в слове?

( мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове. )

 - Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)

 - Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)

 - А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог.

Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге:

Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром. .

Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие (обучение грамоте)»

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие (обучение грамоте)» в подготовительной группе Звук «М», буква «М»....

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе...

Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Конспект открытого занятия по образовательной области "Речевое развитие" обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе

Конспект НОД был использован от автора Нищева Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного рвозраста" парциональная программа в ДОУ для детей подготовительной к школе группы за 2021-2022 учебный...

Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия  «Уроки Тётушки  Совы»Интеграция ...