Конспект открытого занятия по образовательной области "Речевое развитие" обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Байыр-оол Алдынай Юрьевна

Конспект НОД был использован от автора Нищева Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного рвозраста" парциональная программа в ДОУ для детей подготовительной к школе группы за 2021-2022 учебный год 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

Конспект открытого занятия

по образовательной области «Речевое развитие»

«Обучение грамоте детей дошкольного возравста»

 в подготовительной к школе группе по теме:

«Звук [ф] и буква ф»

Составитель:

Байыр-оол А.Ю.

Учитель-логопед

с. Сарыг-Сеп 2022 г

Модель НОД

Образовательная область: Речевое развитие

НОД: Обучение грамоте детей

Возраст группы: Подготовительная группа

Тема: «Звук [ф] и буква ф»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Ознакомление со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф.

Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ф.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Воспитательные задачи: формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Раздаточный материал: цветные кружки, магнитные буквы, предметные картинки, тетради по числу детей, контейнер с карандашами, звуковая линейка, карточки-шифровки, волшебный мешок.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.

Планируемый результат: развивать у детей связную речь, уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Содержание организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

- Кто показывает фокусы? – (фокусник).

К нам в гости пришли фокусники Фома и Филя. У них случилась

неприятность. Они потеряли шнурок от волшебного мешочка. С их помощью,

они показывают свои фокусы. И не могут их найти. Давайте ребята поможем

Фоме и Филе их найти. А чтобы их найти нужно, выполнить задания.

Развитие мимики:

- Фома и Филя удивились, когда узнали, что ключик потерялся. (показать

удивление)

- Затем они огорчились. (показать огорчение)

- Потом они обрадовались, когда узнали, что им мы поможем его найти. (показать радость)

II. Игра «Подними кружок». Развитие фонематического восприятия.

Педагог предлагает детям встать около стульчиков и раздает им кружки.

- Послушай стихотворение, какой звук встречается чаще всего.

Фиолетовый фломастер

Всё неправильно раскрасил

Флаг, жираф, фонтан – всё это

Фиолетового цвета.

(звук Ф)

- Давайте произнесем звук [ф] все вместе.

- Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] – гласный, или согласный?

Дети: согласный.

- Звук [Ф], согласный, так как воздух встречает преграду (верхние

зубы и нижняя губа).

- При произнесении звука [Ф], например Фома верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «недрожит». Твёрдый звук [Ф].

 (обозначаем фишкой синего цвета)

– А в слове Филя, какой звук [фь]? (согласный, глухой, при произнесении звука [Фь] губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; мягкий звук Фь;

(обозначаем фишкой зелёного цвета)

- А теперь возьмите по одному синему кружку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].

Для упражнения требуется следующий материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, н; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон, кофта, сова, фарфоровый, могучий.

- Молодцы! Вы были очень внимательными и не допустили ошибок.

Педагог убирает кружки.

III. Упражнение «Кто скорее? ». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

-А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если их произнести быстро вместе. Кто скорее сообразит, тот получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.

Например: Ф, а. Что получится?

1 й ребенок: Фа.

- Правильно, молодец! Получай фишку. Дальше Ф, о. Что получится?

2-й ребенок: Фо.

- Молодец! Получи фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата.

IV. Физминутка.

- А сейчас Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

V. Определение места звуков [ф, ф'] в слове.

- А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые

им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце

слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук [Ф] в этом слове

находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы

определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце

слова.

Ряд слов: филин, шкаф, жираф, фото, Марфа, фигура, фея, фонарь.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек)

VI. Работа по букварю.

- Посмотрите на картинку в верхней части страницы.

Фиолетовый фломастер

Всё неправильно раскрасил

Флаг, жираф, фонтан – всё это

Фиолетового цвета

- Назовите в каких словах есть звук [Ф]. А теперь посмотрите возле буквы Ф есть синий и зелёный кружок, что они обозначают.

- Давайте составим букву из элементов: палочки и двух кружочков.

Чтение слогов и слов.

- Давайте рассмотрим картинки и надписи под ними.

ПУФ – это мебель, на нём можно сидеть.

У Кати муфта. Муфта — это одежда.  В муфту прячут от холода руки.

Тут Пиф.

Там Ниф-Ниф, Наф –Наф, Нуф-Нуф.

Кто такой Пиф?

Дети: это собака.

Кто такие Ниф, Наф, Нуф?

Дети: это поросята.

VII. Работа в тетради.

- Что вы видите в верхней части страницы. Раскрасьте буквы. Какой карандаш вам понадобится? Почему? А теперь раскрасьте флаг и футболку.

 Пальчиковая гимнастика «Облака».

В синем небе облака,                           Попеременно ритмично хлопают в

Белоснежные бока.                                   ладоши и стучат кулачками.

Это - зайка,                                       Загибают большие пальцы на обеих руках.

Это – кот,                                  Загибают указательные пальцы на обеих руках.

А вот это – бегемот,                       Загибают средние пальцы на обеих руках.

Над рекой – высотный дом,       Загибают безымянные пальцы на обеих руках.

А за домом - снежный ком,       Загибают мизинец пальцы на обеих руках

Можно целый день сидеть,          Попеременно ритмично хлопают в ладоши и

В небо синее глядеть,                     стучат кулачками.

Где летают облака,

Белоснежные бока.

- Давайте напишем букву Ф в воздухе. Теперь посмотрите, как я пишу эту букву на доске. Напишите эту букву в тетради.

IX. Игра «Шифровка»

- Я приготовила карточку. Какой буквы не хватает. (финики, фото, фомка)

X. Окончание занятия. Оценка работы детей.

- Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук [Ф].

- Вспомните слова со звуком [Ф]. Расскажите про звук Фь. Вспомните слова со звуком [Фь]. Фома и Филя хотят Вас отблагодарить за помощь и говорят: «Досвидание».