Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)

Возрастная группа - подготовительная к школе

Тема занятия  «Уроки Тётушки  Совы»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,

 «Речевое развитие» - учить свободно общаться со взрослыми и детьми.

«Познавательное развитие» - расширять представления об окружающем мире.

«Физическое  развитие» - развивать выразительность движений, снятие мышечного напряжения, смена видов деятельности.

«Социально – коммуникативное развитие» - формировать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь.

Цель: обобщение элементарных представлений по подготовке к обечию грамоте..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Организационный момент.

Цель: установление контакта, создание положительного настроя на занятие

Задачи:

  1. Заинтересовать и привлечь внимание детей к совместной деятельности
  2. Активизировать мыслительную деятельность
  3. Поддержать интерес к дальнейшей работе

Дети играют в групповой комнате в дидактическую игру « Говорящие слова»

Ответы детей.

   «Звоночек звенит, заливается,

И ребята вокруг меня собираются».

-Как думаете, зачем звенит звонок?

-Да, детей зовет  заниматься в саду, в школе.

-  Вы пойдете в гимназию, лицей. и вам нужно познакомиться .

- Я предлагаю поиграть в игру «Имена»

 -Передаёте сердечко, Вы называете свое полное имя и на первую букву своего имени называете то, что любите больше всего

Например ,«Меня зовут Елена и я люблю ежевику» и т.д.

Воспитатель привлекает внимание детей, включает аудиозапись звонка и дети собираются вокруг воспитателя.

Дети передают сердечко друг другу, знакомясь.

Основная часть:

Цель: обобщать представления детей закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.

Задачи:

  1. Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.
  2. Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.
  3. Закреплять навыки чтения слов
  4. Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Что за музыка звучит?

-Сегодня в детский сад пришло письмо.

-Как выдумаете ,от кого оно?

- Да, от т.Совы из Лесной школы.

«Мои дорогие юные друзья! Я, я,тётушка  Сова, хочу узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте, вас ждут интересные задания, которые вам предстоит выполнить. Хочу  быть  уверена, что вы готовы к  школе. Если всё правильно выполните, то узнаете какие  оценки будете получать в школе. Желаю вам удачи!»

-Т.Сова приготовила вам задания ,с которыми вы, надеюсь, справитесь.

Последовательность обозначена на столах и у каждого есть свой номер

 Задание №1. «Отгадай загадки».

Цель: упражнять детей в умении разгадывать загадки, развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.

1Один мягкий и свистит

         Другой, твёрдый и шипит

              Третий вовсе запоёт

               Хоть кто его                      произнесёт…(звук).

-Какими бывают звуки?

- Какие бывают согласные?

-Каким цветом на схеме обозначается гласные звуки?

-Согласные?

2.Чёрные птички

На белой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает…(буквы)

- Чем отличаются буквы от звуков?

 - Да, буквы мы пишем, а звуки произносим и слышим.

 3. Сначала я никак не мог

 Прочесть с двух букв

 Свой первый…(слог)

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу,

Если буквы  в ряд сложу,

То его потом прочту…(слово)

 -Буквы во что объединяются?

-Да, в слоги.А слоги…в слова.

                      5. Много слов я соберу

        Меж собой их подружу

              Понятным будет изложенье

То получу я …(предложение)

-Молодцы! Справились с заданьем.

Задание № 2. «Составь слово»

Цель: Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.

- Присядем за столы.

- Будем работать в парах .Вам необходимо собрать слова по слогам.

- Прочитайте слова.

 «Названья предметов на слоги делите

И сколько в слове том частей – скорее вы скажите!»

-Я предлагаю вам посчитать, сколько слогов с в словах

-Как можно посчитать?

-Сколько гласных букв, столько и слогов?

-На какой звук падает ударение?

-Давайте позовем слово…

Задание № 3 «Составь предложение»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять предложения из слов,  пользуясь схемой.

            «Здесь ветер сильно погулял,
       И слова все разбросал,
           Вы их вместе соберите,
              И предложение прочтите»

  1. МНЕ КУПИЛИ ПОРТФЕЛЬ.
  2. СКОРО Я ВОЙДУ В ШКОЛУ.
  3. Я БУДУ УЧИТЬСЯ.
  4. Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ.
  5. ПОКА Я ДОШКОЛЬНИК.
  6. Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ДЕТСКИЙ САД.

-Ребята, вам необходимо из слов составить предложение и прочитать его. Можете помогать друг другу.

- Посмотрите , что это?

-Да, схемы предложений.

- Ребята, а кто скажет, что же такое предложенье?

-Что означают эти чёрточки?

- Почему здесь ставится вертикальная палочка?

- А, что означает эта точка?

- Нужно подобрать схему слова к предложению и прикрепить на мольберт.

- Какие ещё знаки могут стоять в конце предложения?

- Теперь нужно расставить предложения в правильной последовательности и прочитать рассказ.

-А кто сможет пересказать?

- Когда вы пойдете в школу?

-А какое сейчас время года?

              Физ.минутка.

Цель: снятие мышечного напряжения.

«Весна»

«Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.  (Потягивание.)

Тепло на крыльях принесла. (Короткие взмахи руками-крыльями)

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой (Ходьба. Приподнять повыше подбородок)

Расцвел подснежник голубой.  (Руки в стороны)

Он весь пушистый, серебристый (Приседания)

На солнце маленький стоит. (Прыжки)

Посланец он весны надежный, (Наклоны туловища)

Он не боится холодов.

 Ещё кораблик смастерили,

(Соединить ладони перед грудью)

В ручеёк пустить решили.

(Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)

Вот как весело играть и в весенний день гулять!»

Задание №4. «Прочитай по первым и последним буквам слова»

Цель: закрепление навыков чтения, развитие внимания.

 -Присядем за столы.

- Ребята, что нужно сделать в этом задании?

- -Но чтобы буквы у нас  были красивые, нужно, чтобы пальчики хорошо потрудились и размялись. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

 Пальчиковая  гимнастика

                «Школа»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

«Скоро в школу мы пойдем    (пальчики идут по парте)
И портфель с собой возьмем,  (большими и указательными пальцами рисуют                                        в воздухе портфель)  
Ручку, книжку, карандаш, (загибают пальчики)
Мы в портфель положим наш( пальцами изображают портфель)
Будем мы читать, писать (ладошки перед собой)
И учиться все на пять» (показать ладошки с разжатыми пальцами)
-Прочитайте.

- К какому времени году они относятся?

Задание№ 5 «Подбери рифму к слову» ( презентация)

Цель: умение подбирать созвучные  в окончании слова.

 -Я вам предлагаю поиграть в рифмы.

- А что такое рифма, кто помнит?

-Да, это созвучие в окончании двух и более слов .наиболее часто такие созвучия употребляются в стихотворной речи.

- Читаем на слайде предложение и выбираем название картинки  -рифмы.

 -А кто придумает свои рифмы.

- Наши глаза были в напряжении, смотрели телевизор , нужно сделать гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз «Чудеса».

Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников, предупреждение утомления,.

                     «Чудеса»

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса(Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.  ( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.  (  Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз,  ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем,  (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

Звучит музыка из м/ф «Уроки тётушки Совы».

Воспитатель привлекает внимание к аудиозаписи.

Воспитатель читает письмо.

Дети стоят полукругом. Отгадывают загадки.

Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

Работа за столами.

Работа стоя ,вокруг стола, мольберта.

Дети повторяют движения  по тексту Физ. минутку проводит ребёнок подготовительной группы.

Работа за столами индивидуально.

Напоминание о безопасности работы за столами

Дети повторяют за ребёнком  движения пальчиковой гимнастики.

По желанию дети рассаживаются на пол или на стулья, для просмотра презентации.

Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению гимнастики для глаз.

По желанию ее проводит ребёнок подготовительной группы.

Рефлексия
(Заключительная часть.)

Цель: активизировать словарный запас, обобщение полученных знаний.

Ответы детей.

-Ребята, как вы думаете , вы справились  с заданиями Т.Совы?

-Что вам было легко? Тяжело?

-Продолжите предложение..

«Сегодня я узнал…

«Было трудно….

«Теперь я могу….

« У меня получалось…

-Т.Сова приготовила вам ожидаемый вами подарок .На какие же оценки вы будете учиться..  Давайте посмотрим.

-Да еще и отправила своего лесного помощника к вам.

 - Я вам тоже желаю тоже хороших оценок школе .Спасибо за работу!

Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)

Возрастная группа - подготовительная к школе

Тема занятия  «Уроки Тётушки  Совы»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,

 «Речевое развитие» - учить свободно общаться со взрослыми и детьми.

«Познавательное развитие» - расширять представления об окружающем мире.

«Физическое  развитие» - развивать выразительность движений, снятие мышечного напряжения, смена видов деятельности.

«Социально – коммуникативное развитие» - формировать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь.

Цель: обобщение элементарных представлений по подготовке к обечию грамоте..

Задачи

Образовательные:

1.Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.

2.Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.

3.Закреплять навык чтения слов.

Развивающие:

1.Развивать фонетический слух и внимание.

         2.Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять предложения из слов,  пользуясь схемой.

3.Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Формировать навыки совместной работы в паре, работы у доски.
  2. Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.
  3. Воспитывать навыки совместной деятельности;

Методы и приемы:

1 Словесный: худ. слово, беседа, загадки, словесная игра, анализ ситуаций.

2. Наглядный: мультимедийная презентация, демонстрация, показ.

3. Оздоровительный: пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физ.минутка.

4. Практический: самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, работа в тетрадях

Предварительная работа:

С детьми: игровые упражнения  и дидактические  игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, выделять голосом ударнуй звук,  составлять из слов предложения, из предложений рассказ; упражнения на умение подбирать к слову родственные слова; разгадывание ребусов и кроссвордов;  чтение слоговых  таблиц, слов, коротких предложений и текстов; разучивание пальчиковой гимнастики  «Скоро в школу мы пойдем» и физ. минутки к занятию; работа в тетрадях по печатанию букв и слов;

С родителями: ширма для родителей « Как привить ребёнку любовь к чтению», памятка «Общение со сверстниками».

С педагогами: консультация «Как хорошо уметь читать» (из опыта работы)

Материалы и оборудование:  игрушка сова, схемы предложений, наборами  слов -пазл, простые карандаши,  предложения (разрезные),аудиозапись звонка, презентация ,ИТК, сюрпризы для детей,мольберт,

 Словарь:

Активный: весна, слово, школа.

Пассивный: слог, предложение, рифма.

                                                                             

                                                                                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 «Колокольчик»

г. Рубцовск Алтайского края

658213, г. Рубцовск, пр. Ленина, 37

e-mail ds.kolokol4ik@yandex.ru, тел.: 8(38557) 9-90-70

Конспект ОД

По образовательной области «Речевое развитие »

(обучение грамоте)

Тема: «Уроки тётушки Совы»

(подготовительная к школе группа)

   

                                                                                                                                                                                                               Подготовила:                                                                                                                                                                                                                Воспитатель                                                                                                                                                                                                                  Пильникова Е.В.

2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация) на 2014-2015 учебный год (подготовительная к школе группа)

1.  Пояснительная запискаСодержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».

Цели:§  Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.§  Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён г...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие (обучение грамоте)»

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие (обучение грамоте)» в подготовительной группе Звук «М», буква «М»....

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа Тема: «Моё любимое время года».

Цели:Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о ме...