Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием инновационной технологии палочек Кюизенера. «Птицы нашего края»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Доронина Татьяна Васильевна

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по развитию речи  с использованием инновационной технологии палочек Кюизенера.

«Птицы нашего края»

Интеграция образовательных областейпознавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Развитие познавательной и речевой активности. 

          Расширять и активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Образовательные задачи:

- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,

-формировать правильное звукопроизношение.

-формировать интерес к познанию окружающего мира родного края,

-закреплять знания о птицах

-учить вступать в диалог, грамматически правильной и связной речи,

- закреплять   у   детей   полученные   элементарные   математические   представления, посредством авторской методики Кюизенера

-  Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

- Закреплять представление детей о  размере (длине), числе и цвете.

Развивающие задачи:  -

- развивать воображение и самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитательные задачи:

- формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности,

- воспитывать бережное отношение к птицам, приобщать к правилам безопасного поведения в мире природы.

Материалы к занятию: посылка, ковёр, игрушка – Зайчик.  «Музыка летящего ковра – самолёта». Картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, вороны, синички, дятла. Наборы палочек Кюизенера.   Карточки со схемой кормушки. 

Мнемотаблица, картинка с изображением осеннего дерева, осенние листья.

Раздаточный материал: палочки X. Кюизенера.

Предварительная работа:

• наблюдение за птицами во время прогулок

• рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»

• Просмотр презентации «Зимующие птицы»

 

Организационная структура игрового занятия.

 

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 

Организационный этап-

1 минута

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационный этап 

 

22  минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический этап - 8 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный этап -  1 минута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости.

Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Сегодня в нашей группе светло и весело!

А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

 

Ребята, смотрите, нам пришла посылка. Посмотрим, что в ней?  Прочитаем от куда,  кто прислал? – Из осеннего леса, от зверей.

 –Открываем. Ой, зайчонок, здравствуй. Тебя прислали лесные звери?

Зайчик. – Да, я хочу пригласить вас в лес. И узнать  про зимующих птиц нашего края.

Воспитатель. – Хорошо, мы тебе про них расскажем. Дети, что ещё в посылке, посмотрим, ковёр самолёт. Вы когда ни - будь, видели, летали?  Помогайте мне его расстелить. Занимайте места. Зайчика берём. Меня возьмите. Всем удобно. А сейчас закрываем глазки, ручки чуть в стороны и летим.

Звук ковра-самолёта.

Приземляемся, открываем глаза, смотрите, мы с вами оказались в осеннем  лесу. Зайчик, садись под дерево, слушай,  мы тебе расскажем про зимующих птиц нашего края.

В. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (ОСЕНЬ).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Осень,  в сентябре какая? (ранняя)

 - Осень в октябре? (золотая, разноцветная.)

- Осень, в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

А что же осенью происходит в природе? (Листья опадают, становится холодно, дожди идут,  поздней осенью выпадает первый снег, птицы на юг улетают)

Ласточки, грачи, скворцы, утки. Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? (боятся холодов). Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернуться в родные края.

 А другие птицы остаются зимовать, не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они селятся ближе к людям, чтоб их подкармливали, такие птицы называются - зимующие.

Давайте, ребята, расскажем и покажем Зайчику, какие птицы останутся с нами зимовать, но для этого нужно отгадать загадки.

Загадки(одновременный показ картинки, прикрепляем картинку на дерево)

1. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей).

2. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).

3. «Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт (голубь)

4. Целый день без перерыва –

Кар-кар-кар,  - кричит сварливо (ворона)

5. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (дятел)

6. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).

Воспитатель.  Давайте прочитаем стихотворение про снегиря, с использование картинки. Мнемотаблица.

Стихотворение Н. Нищевой «Снегири»

Вот на ветках,

Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Воспитатель. Молодцы, ребята,

И все – таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. Чем можно подкармливать зимой птицы?

Крошки хлеба, семечки, ягоды рябины, синички любят кусочки сала.

Давайте и мы поможем птицам и сделаем им кормушки.

Зайчик.

Воспитатель. Тогда  мы отправляемся в обратный путь в детский сад.

 Садимся на ковёр – самолёт. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим, снова пролетаем над лесами, полями, слышим шум ветра.

Вот мы и вернулись в детский сад!

Занимайте свои рабочие места.

Мы с вами сделаем кормушки  из наших волшебных палочек.

Воспитатель: Перед тем как начать работать, ребята, давайте разомнем ручки.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Тук-тук-тук, тук – по стук,

Раздается где-то стук,

Молоточки стучат,

строят домик для галчат.

Вот с такою крышей,

вот с такими стенами,

вот с таким окном.

Воспитатель. Посмотрите, на доске показан образец, как  сделать кормушку из палочек Кюизенера.

-Какого цвета мы возьмём палочки для пола?

- Стен?

- Крыши?

-Найдите одинаковые пары палочек.

Сколько,  птицы прилетело к кормушке?

Дети приступают к строительству кормушки.

Молодцы, какие замечательные кормушки у нас получились!

-Похожи ли твои птички друг на друга?

-Сколько их?

-Сколько птиц можно накормить, если каждая клюёт по одной порции (порция - один квадратик)

Воспитатель. Молодцы.

В заключение  порадуем птичек нашего края – произнесём про них чистоговорку.

Ицы – ицы - ицы – зимующие птицы,

Бей – бей – бей – шустрый воробей,

Ока – ока –ока –сорока – белобока,

Рона – рона – рона – хитрая ворона,

Ница – ница – ница – желтогрудая синица,

Гирь – гирь – гирь – красногрудый снегирь,

Тел – тел – тел – дятел прилетел
 Ит – ит – ит – голубок летит,

 Ушка – ушка – ушка – птиц спасёт кукушка,

Ить – ить – ить – будем птичек мы кормить.

Ить – ить – ить – будем птичек мы любить.

Что сегодня на занятии вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудно?

Воспитатель — Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А теперь детвора,
Отдыхать  вам пора!

 

 

 

 

 

Встают в круг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают посылку, внимательно рассматривают содержимое, называют.

 

 

 

 

 

 

Помогают  воспитателю расстелить.

Занимают места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Рассказывают по опорным картинка.

 

Показ картинки птицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадывают загадки.

 

 

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на ковёр – самолёт.

 

 

 

 

 

Садятся за столы.

 

 

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Соединяем пальцы обеих рук от большого до мизинца.

Стучат друг об друг правой и левой рук.

Показ крыши над головой, стены и окна перед собой.

 

 

Рассматривают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произносят чистоговорку

в конце с разной интонацией.

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_starshaya_gruppa_ptitsy_nashego_kraya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по развитию речи  с использованием инновационной технологии палочек Кюизенера.

«Птицы нашего края»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Развитие познавательной и речевой активности.  

          Расширять и активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Образовательные задачи: 

- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,

-формировать правильное звукопроизношение.

-формировать интерес к познанию окружающего мира родного края,

-закреплять знания о птицах

-учить вступать в диалог, грамматически правильной и связной речи,

- закреплять   у   детей   полученные   элементарные   математические   представления, посредством авторской методики Кюизенера

-  Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

- Закреплять представление детей о  размере (длине), числе и цвете.

Развивающие задачи:  -

- развивать воображение и самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитательные задачи:

- формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности,

- воспитывать бережное отношение к птицам, приобщать к правилам безопасного поведения в мире природы.

Материалы к занятию: посылка, ковёр, игрушка – Зайчик.  «Музыка летящего ковра – самолёта». Картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, вороны, синички, дятла. Наборы палочек Кюизенера.   Карточки со схемой кормушки.  

Мнемотаблица, картинка с изображением осеннего дерева, осенние листья.

Раздаточный материал: палочки X. Кюизенера.

Предварительная работа:

• наблюдение за птицами во время прогулок

• рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»

• Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Организационная структура игрового занятия.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный этап-

1 минута

Мотивационный этап  

22  минуты

Практический этап - 8 минут

 

 

Рефлексивный этап -  1 минута.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости.

Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Сегодня в нашей группе светло и весело!

А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Ребята, смотрите, нам пришла посылка. Посмотрим, что в ней?  Прочитаем от куда,  кто прислал? – Из осеннего леса, от зверей.

 –Открываем. Ой, зайчонок, здравствуй. Тебя прислали лесные звери?

Зайчик. – Да, я хочу пригласить вас в лес. И узнать  про зимующих птиц нашего края.

Воспитатель. – Хорошо, мы тебе про них расскажем. Дети, что ещё в посылке, посмотрим, ковёр самолёт. Вы когда ни - будь, видели, летали?  Помогайте мне его расстелить. Занимайте места. Зайчика берём. Меня возьмите. Всем удобно. А сейчас закрываем глазки, ручки чуть в стороны и летим.

Звук ковра-самолёта.

Приземляемся, открываем глаза, смотрите, мы с вами оказались в осеннем  лесу. Зайчик, садись под дерево, слушай,  мы тебе расскажем про зимующих птиц нашего края.

В. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (ОСЕНЬ).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Осень,  в сентябре какая? (ранняя)

 - Осень в октябре? (золотая, разноцветная.)

- Осень, в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

А что же осенью происходит в природе? (Листья опадают, становится холодно, дожди идут,  поздней осенью выпадает первый снег, птицы на юг улетают)

Ласточки, грачи, скворцы, утки. Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? (боятся холодов). Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернуться в родные края.

 А другие птицы остаются зимовать, не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они селятся ближе к людям, чтоб их подкармливали, такие птицы называются - зимующие.

Давайте, ребята, расскажем и покажем Зайчику, какие птицы останутся с нами зимовать, но для этого нужно отгадать загадки.

Загадки(одновременный показ картинки, прикрепляем картинку на дерево)

1. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей).

2. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).

3. «Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт (голубь)

4. Целый день без перерыва –

Кар-кар-кар,  - кричит сварливо (ворона)

5. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (дятел)

6. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).

Воспитатель.  Давайте прочитаем стихотворение про снегиря, с использование картинки. Мнемотаблица.

Стихотворение Н. Нищевой «Снегири»

Вот на ветках,

Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Воспитатель. Молодцы, ребята,

И все – таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. Чем можно подкармливать зимой птицы?

Крошки хлеба, семечки, ягоды рябины, синички любят кусочки сала.

Давайте и мы поможем птицам и сделаем им кормушки.

Зайчик.

Воспитатель. Тогда  мы отправляемся в обратный путь в детский сад.

 Садимся на ковёр – самолёт. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим, снова пролетаем над лесами, полями, слышим шум ветра.

Вот мы и вернулись в детский сад!

Занимайте свои рабочие места.

Мы с вами сделаем кормушки  из наших волшебных палочек.

Воспитатель: Перед тем как начать работать, ребята, давайте разомнем ручки.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом» 

Тук-тук-тук, тук – по стук,

Раздается где-то стук,

Молоточки стучат,

строят домик для галчат.

Вот с такою крышей,

вот с такими стенами,

вот с таким окном.

Воспитатель. Посмотрите, на доске показан образец, как  сделать кормушку из палочек Кюизенера.

-Какого цвета мы возьмём палочки для пола?

- Стен?

- Крыши?

-Найдите одинаковые пары палочек.

Сколько,  птицы прилетело к кормушке?

Дети приступают к строительству кормушки.

Молодцы, какие замечательные кормушки у нас получились!

-Похожи ли твои птички друг на друга?

-Сколько их?

-Сколько птиц можно накормить, если каждая клюёт по одной порции (порция - один квадратик)

Воспитатель. Молодцы.

В заключение  порадуем птичек нашего края – произнесём про них чистоговорку.

Ицы – ицы - ицы – зимующие птицы,

Бей – бей – бей – шустрый воробей,

Ока – ока –ока –сорока – белобока,

Рона – рона – рона – хитрая ворона,

Ница – ница – ница – желтогрудая синица,

Гирь – гирь – гирь – красногрудый снегирь,

Тел – тел – тел – дятел прилетел
Ит – ит – ит – голубок летит,

 Ушка – ушка – ушка – птиц спасёт кукушка,

Ить – ить – ить – будем птичек мы кормить.

Ить – ить – ить – будем птичек мы любить.

Что сегодня на занятии вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудно?

Воспитатель — Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А теперь детвора,
Отдыхать  вам пора!

Встают в круг.

Открывают посылку, внимательно рассматривают содержимое, называют. 

Помогают  воспитателю расстелить.

Занимают места.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают по опорным картинка.

Показ картинки птицы.

Загадывают загадки.

Отгадывают загадки.

Рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

Садятся на ковёр – самолёт.

Садятся за столы.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Соединяем пальцы обеих рук от большого до мизинца.

Стучат друг об друг правой и левой рук.

Показ крыши над головой, стены и окна перед собой.

Рассматривают, отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Произносят чистоговорку

в конце с разной интонацией.

Высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием инновационных технологий в старшей группе

В рамках детского сада познание окружающего мира осуществляется разными путями, в том числе и через ознакомление с художественной литературой. На сегодняшний день остро стоит проблема организации осно...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием инновационных технологий по теме: По следам Колобка

Занятие по развитию речи с использованием инновационных технологий, направленной на развитие активной связной речи детей раннего возраста....

Конспект Открытой непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию с использованием инновационных технологий «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной к школе группе

Цель: совершенствовать устную речь детей.Задачи:Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего;Упражнять в умении...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием инновационной технологии сторителлинга для детей 5-го, 6-го года жизни на тему:"Путешествие зелёного листочка".

Данный учебный материал направлен на то, чтобы вызвать у детей интерес к составлению историй, развивать познавательную и творческую активность....