Занятие по речевому развитию в подготовительной группе «Волшебный сундучок».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кудакаева Галия Зуфаровна

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Волшебный сундучок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_volshebnyy_sunduchok.docx208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по речевому развитию в подготовительной группе

тема «Волшебный сундучок»

        

Тема: «Волшебный сундучок»

Цель: Дать представления о легендах и сказках башкирского народа и их признаках.

Задачи:

Обучающие задачи: 1. Познакомить с понятиями «легенда» и «сказка».

2. Помочь детям определять особенности легенд и сказок башкир.

3. Познакомить детей с малыми жанрами фольклора коми.

Развивающие задачи: 1. Развивать речевое творчество, выразительность речи.

2. Развивать у детей умение различать легенды и сказки.

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать патриотические чувства.

2. Прививать любовь к наследию коми народа.

Ход занятия:

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята!

Что такое Башкортостан? (Это республика, в которой мы живём.)

- Да. А как называют называют народ республики.

- Что такое сказки? (Это рассказ, где есть чудеса.)

- Какие русские народные сказки вы знаете? («Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.)

- Правильно! Молодцы! Кто знает, что такое легенда?

- Есть много русских народных сказок и легенд. Но есть ещё и башкирские легенды и сказки.

Проблема. Сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос, что такое легенды и сказки, в чём их сходство и отличие, и познакомимся с некоторыми легендами и сказками башкир.  

- Каким образом мы ответим на этот вопрос? (Узнаем, что такое сказки легенды башкир).

- В какой последовательности мы это сделаем? (Сначала определим, что такое сказки и легенды, затем выявим их сходства и различия.)

Ребята, а поможет нам в этом ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.

- Ну, что заглянем в него? (Да.)        

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- Ребята, послушайте внимательно, что я вам прочту!

Зимой ест, а летом спит.

Дедушка мост построил без ножа и топора.

Зимой спит, а летом шумит.

Ребята, внимательно слушали? (Да.)

- А что я зачитала? (загадки.)

- Как вы догадались? (потому что это вопрос и на него надо ответить.)

- Правильно, это загадки! ЗАГАДКА – это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.

- А вы отгадали загадки?  

Воспитатель читает детям коми загадки. 

Зимой ест, а летом спит (печь).

Дедушка мост построил без ножа и топора (лёд на речке).

Зимой спит, а летом шумит (речка).

- Молодцы! Правильно!

- Заглянем ещё раз в наш сундучок? (Да!)

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- Послушайте, что здесь написано.

Воспитатель читает детям башкирские пословицы.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Весной – проспишь, осенью – загорюешь.

Не только весенний, но и летний день год кормит.

Лето запасает, зима поедает.

- Ребята, что я прочитала? (это пословицы).

- Как вы догадались? (Пословица чему-то учит человека.)

- Правильно! ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение, поучение. Пословицы не сочиняют, они рождаются сами.

- Чему учат данные пословицы? (Весной и летом надо трудиться, чтоб осенью и зимой не голодать.)

- Правильно! Данные пословицы учат нас трудиться, а не лениться.

- Ещё раз скажите, как называются эти изречения? (Пословицы).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1809111/0e19f95a-543c-4e23-b4f2-8d377e43add0/s1200

- Молодцы! Что же ещё есть в нашем сундучке?  

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

- Слушаем внимательно!

Воспитатель читает детям  башкирскую сказку «Сарбай».

Первичный синтез.

- Кто главные герои этой сказки?

- Какой была собака Сарбай?

- Какими были Мужик и его жена?

- Каким был Волк?

- Что стало с героями?

- Ребята, что я прочитала? (Это сказка.)

- Как вы догадались? (В этой сказке есть чудеса.)

- Правильно! СКАЗКА - это вымышленный рассказ, небывалую или несбыточную историю.

- А что в данной сказке небывалое? (В данной сказке герои разговаривают)

- Сколько главных героев в сказке? (несколько). Какие? (Сарбай. Волк).

- Правильно! Значит в сказке есть главный герой или герои. И сказка-это

почти всегда вымысел.

 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01e9/00030f28-b65f54ad/img25.jpg

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

А вот ещё один листок. Послушайте, что здесь написано.

Воспитатель читает детям башкирскую легенду «Происхождение башкирского народа».

-Кто были главными героями легенды?

-Что с ними  случилось?

- Кто помог найти им благодатную землю?

- Что я прочитала? Это, ребята, легенда.

ЛЕГЕНДА – это сказание (от слова сказывать) об историческом событии, которое передавалось из уст в уста. Легенда рассказывает о происхождении башкирского народа..

- Есть ли в данной легенде волшебство? (Да! Нет!) Почему?

В некоторых легендах есть преувеличение, но не волшебство, не путайте.         - Ребята, чем сказка и легенда похожи? (Есть немного волшебства).

- А чем отличаются?

Легенды чаще всего правдивы.

Легенда.

Сказка.

Главное – это историческое событие, которое имело место.

Главное – вымышленное событие.

Главный герой – один.

Главных героев чаще несколько.

Правдива.

Чаще вымысел.

Преувеличение и есть волшебство.

Волшебство – основа сказки.

 

- Давайте ещё раз повторим, что такое сказка?

- Что такое легенда?

- Чем они отличаются?

- Давайте вспомним, что мы нашли в волшебном сундучке? (Загадки, пословицы, сказки и легенды.)

- Правильно! Как это всё можно назвать одним словом?

- Давайте, посмотрим, что есть ещё в нашем сундучке.

Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.

Всё это относится к фольклору. Фольклор – Это наука, изучающая обряды, обычаи, а также произведения народного творчества (загадки, пословицы, сказки и легенды).

4. Рефлексия.

- Что мы делали на занятии?

- Как у нас это получилось?

- Что было сложным, а что лёгким?

- Скажите, что такое сказка?

- Что такое легенда?

- какое главное отличие легенд от сказок? (Легенды, чаще правдивы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по математическому развитию в средней группе "Волшебный сундучок"

Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте для поготовительной группы, квест-игра с презентацией....

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА"

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА"...

Конспект интегрированного итогового занятия по математическому и речевому развитию в средней группе «Волшебный сундучок Королевы Математики».

Конспект интегрированного итогового занятия по математическому и речевому развитию в средней группе «Волшебный сундучок Королевы Математики»....

Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие на волшебные острова"

Тема занятия: «Путешествие на волшебные острова»Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительная группаЦель занятия: Формирование умения выполнять разные задани...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в младшей группе «Волшебный сундучок сказок»

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-пе...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Волшебное путешествие».

Цель: Способствовать развитию речи как средства общения. Задачи:Образовательные: Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать реч...