Развитие речи в старшей группе "Осень золотая".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_konspekt.docx106.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе.

ТЕМА: «Осень золотая».

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

-образовательные :

уточнить и расширить представление об осени, ее приметах;

уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные,

-развивающие: развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; воспитывать привычку следить за речью в различных видах деятельности.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения, составление описательного рассказа

Оборудование:

конверт с письмом от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки.

Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры.

Ход занятия

Организационный момент:

Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.

И попрыгаем немножко. Раз, два, три.

Мы тихонько покружились.

И на землю опустились.

Поднялись и потянулись

И друг другу улыбнулись.

Основная часть:

 -  Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

- Тогда отгадайте мою загадку,

Всю зелень леса взяла и перекрасила,

Добрая волшебница все вокруг украсила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

Все вокруг искрится, все переливается,

Как же это чудо в природе называется? (осень)

- Молодцы с одной загадкой справились, а еще одну отгадаете?

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

- О каком времени года мои загадки?

- Правильно, это загадки об осени! И это письмо нам пришло тоже от Осени.

- Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,                                                                                                                 И зазолотились листья у берёзы».

- Ребята осень уже подходит к концу и уже совсем скоро наступит зима.

- И вот золотая осень хочет узнать хорошо ли вы запомнили все что происходило осенью.

- Ну что готовы рассказать, что вы узнали и запомнили про осень?

-  Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.

- В каком месяце началась осень? (в сентябре)

- А как называется последний месяц осени? (ноябрь)

- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)

- Сколько всего осенних месяцев? (Три)

Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

-  Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы с вами знаем об осени.

-  Какие перемены принесла осень в жизнь природы?

- Какое бывает  солнышко осенью?

- Какое бывает небо осенью?

- Сравните осенние денечки с летними.

- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?

- Что называют листопадом?

- В какую погоду листочков облетает больше?

- Много ли насекомых осенью?

-  Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)

 - Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)

- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский, сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

- Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

- листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают

- солнышко осенью (что делает?) – осенью светит меньше, уже не греет.

-дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.

- птицы осенью (что делают?) —  Птицы осенью улетают.

-урожай осенью с огорода (что делают?)  – урожай осенью убирают.

-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

- А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду)

- Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая, нарядная, теплая, холодная, красивая, солнечная, прекрасная…)

- Почему осень щедрая?

- Почему осень разноцветная (золотая)?

Ну а сейчас, давайте поиграем.

Проводится Игра «Да или нет».

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

- Давайте немного разомнемся и проведем физминутку:

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.                Повторяют за воспитателем:

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.                  кружатся, идут, приседают,

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:                          Бегут на носочках, выполняя                                                                                                  

 лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной,      взмахи кистями рук,

лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.            затем загибают пальцы в кулак

 Слов. игра «Скажи наоборот» :

Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели.

У дуба ствол толстый, а у березы

У клена листья большие, а у березы.

У березы ствол светлый, а у клена …

Осень ранняя – осень (поздняя)

Птицы прилетают – птицы (улетают)

Дождь начался – дождь (закончился)

Листья на деревьях – листья (на земле)

- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными.

Описательный рассказ по картинке.

- А теперь ребята я вам предлагаю посмотреть на картинки и составить свой рассказ.

- Попробуем?

- Что изображено на картинках? (Осень)

- Значит, рассказ наш будет об осени.

- Итак, я начну, а вы продолжите.

- «Ранняя осень – красивое время года» ребята кто хочет продолжить рассказ?

(1 картина – 1 сентября – начало осени, листья начинают желтеть…и т.д.

2 картинка – ветер сбросил листья с деревьев, становиться холоднее.

3 картинка  - наступил последний месяц осени – ноябрь – приходят холода, кое- где лежит снег.)

Итог и рефлексия.

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

- Молодцы ребята, я думаю что осень теперь знает,  что вы все - все знаете об осени и теперь ей будет не обидно попрощаться с нами и уступить место другому времени года.

- Но это еще не все осень передала вам свои подарки.

- Давайте посмотрим.

- Да это осенние листочки и вы сможете их раскрасить сами и сделать свой осенний листочек – как настоящие художники.

Раскраска Листья деревьев - распечатать в формате А4

Листья раскраски шаблоны - 75 фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях....

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Сафина Юлдуз Фаритовна воспитатель

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Выполнила: Сафина Юлдуз ФаритовнавоспитательМамадыш, 2012 год Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательное...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимна...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Золотая осень»...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме "Осень золотая"....