Картотека «Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Пособие «Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Игры для развития

коммуникативных навыков

для детей дошкольного возраста»

Игры на развитие коммуникативных навыков для детей младшего дошкольного возраста

  1. Игра «Ровным кругом»

Цель: создать в группе положительный эмоциональный настрой, помочь детям подружиться.

Описание игры: Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря слова:

«Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе, сделаем вот так!»

С        окончанием        слов        останавливаются        и        повторяют        движение,        которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

  1. Игра «Похлопайте те, кто…»

Цель: создать в группе положительный эмоциональный настрой, помочь детям подружиться.

Описание игры: Похлопайте в ладоши те, кто любит солнышко; кто любит гулять; кто любит мороженое; кто любит кататься на карусели.

  1. Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Описание        игры: дети        строятся        друг        за        другом,        держась        за        плечи.

«Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

  1. Игра «Музыкальные обнималки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.

Описание игры: Дети прыгают или танцуют под музыку, когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают/ танцуют (можно с партнером).

  1. Игра «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Описание игры: Воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: собаку, медведя, зайца, кошку.

Дети ходят по группе. По сигналу воспитателя они разбиваются на подгруппы и подходят к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребенок берет игрушку, обнимает ее, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем игрок передает игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

  1. Игра «АУ! »

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Описание игры: Один ребёнок стоит спиной ко всем остальным – он потерялся в лесу. Кто – то из детей кричит ему: «Ау! » - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребёнку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

  1. Игра «Дождик»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Описание игры:

Стульчики ставятся спиной вперёд (это домики, где живут дети). Дети садятся на них. Ведущий выходит на середину зала и произносит текст:

«Смотрит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся,

Мы захлопаем в ладошки

И бегом на улицу» (дети повторяют)

После этого ведущий и дети совершают движения на слова:

«Топ – топ, топ – топ, топ – топ – (все топают ножками, стоя на месте, затем на слова: хлоп – хлоп, хлоп – хлоп –(все хлопают в ладоши) ».

«А теперь побегаем» - говорит воспитатель и бежит, дети разбегаются в разные стороны, неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите дождик, идёт! Скорей домой! » все бегут в свои домики.

Воспитатель: «послушайте, как стучит дождик по крыше» (постукивает согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображая шум дождя) и произносит слова:

«Дождик, дождик, веселей Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи».

Заканчивается дождь, игра возобновляется.

  1. Игра «Карусели»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Описание игры:

Взрослый собирает детей желающих поиграть в одну цепочку. Цепочка замыкается и образует круг. Дети вместе с воспитателями держась за руки движутся по кругу вправо и произносят слова:

Еле – еле, еле – еле. Завертелись карусели,

А потом, потом, потом, Все бегом, бегом. Бегом! Побежали, побежали …. Тише, тише, не спешите! Карусель остановите

Раз - два, раз – два (пауза) Вот и кончилась игра.

Карусель сначала медленно движется в правую сторону, а с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет своё направление. Темп движения постепенно замедляется и на слова

«раз - два» все останавливаются, хлопают в ладоши и машут друг другу руками.

  1. Игра «Прыг - скок»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Описание игры:

Воспитатель проводит на земле черту, а через 10 шагов, ещё одну параллельную первой. Дети становятся за первой чертой. Взрослый произносит слова: дети повторяют за ним слова и движения:

Ножки, ножки бежали по дорожке Бежали лесочком,

прыгали по кочкам. Прыг-скок, прыг-скок! Побежали на лужок, Потеряли сапожок.

Бегут по направлению ко 2 линии. Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю.

С последними словами останавливаются и приседают на корточки, будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок! » - говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала. В конце игры: можно изменить концовку, например, подойти к более пассивному ребёнку, дотронуться до него рукой, и сказать: «Вот твой сапожек, надень его и беги обратно».

Надев «понарошку» сапожек, ребёнок бежит обратно.

  1. Игра «Раздувайся пузырь»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Описание игры:

Вместе с воспитателем дети становятся в очень маленький круг и произнося слова, отходят постепенно назад :

«Раздувайся пузырь, Раздувайся большой … Оставайся такой,

Да не лопайся! »

Получается большой круг. Затем воспитатель говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

  1. Игра «Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Описание игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игры на развитие коммуникативных навыков для детей среднего дошкольного возраста

  1. Игра «Поварята»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формировать чувство сплочённости,        умение        чувствовать        других,                сопереживать. Оборудование:                длинная                верёвка                или                обруч. Описание игры: Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! (на полу выложен из верёвки круг). Вот это наша большая кастрюля. Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.). А я буду шеф - повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается   пока   все   компоненты   не    окажутся    в    «кастрюле»). Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

  1. Игра «Дотронься до… »

Цель: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих. Описание игры: Дети стоят в кругу . Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький»,

«Дотронься до того, кто в синем» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

  1. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: сплочение группы.

Описание игры: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок

  1. Игра «Встаньте, все кто…»

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать

игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): - Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа».

  1. Игра «Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром. Описание игры: Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

  1. Игра «Музыкальные объятия»

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: Дети танцуют, прыгают под музыку, когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают или танцуют (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.

6 «Игра с мячом»

Цель: учить детей обращаться друг к другу по имени.

Описание игры:

Игра имеет несколько вариантов.

Первый вариант. Дети стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя партнера по имени.

Педагог обращает внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, соблюдать правило — смотреть партнеру в глаза.

Второй вариант. Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч вверх и кричит: "Саша!". Игрок подбегает и ловит мяч и т.д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться об обращении, используя различные варианты имен.

  1. Игра «Что изменилось?»

Цель: учить детей быть внимательным к партнеру, замечать изменения в его внешнем облике, тренировать наблюдательность.

Описание игры: Выбирается подгруппа из 3—7 игроков. Один ребенок назначается на роль ведущего. Все остальные наблюдают за ведущим и оценивают правильность его ответов. Задача ведущего — запомнить внешний вид игроков, их одежду. Затем ведущий выходит из комнаты. Играющие (с помощью взрослого) что-то меняют в своей одежде, прическе. Ведущий возвращается в комнату, внимательно смотрит на детей и старается найти эти изменения. В случае затруднения нахождения изменений, их количество можно ограничить. Например, нужно найти 3—5 изменений. Игра проводится несколько раз со сменой игроков в подгруппе.

  1. Игра: «Угадай, чей голосок?»

Цель: сплочение группы детей, развитие слухового внимания

Описание игры: Один участник становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят:

Мы собрались в ровный круг, Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! - Угадай, чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

  1. Игра «В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание игры: Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

«Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Игры на развитие коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста

  1. Игра «Сиамские близнецы» 1вариант

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия,        развитие графических навыков. Количество играющих: кратное двум.

Оборудование:   платок,   большой   лист   бумаги,    восковые    мелки. Описание игры: Дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование : 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

2 вариант

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Описание игры: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, правую ногу ставят рядом с левой ногой партнера. Теперь они сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Предложите им походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

  1. Упражнение «Мостик Дружбы»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.

Описание игры: Педагог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".

  1. Игра «Броуновское движение»

Цель: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Описание игры: Участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

  1. Игра«Котёл»

Цель: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Описание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!». Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

  1. Игра «Путаница»

Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

Описание игры: Выбирается ведущий. Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг. Ведущий выходит из комнаты или отворачивается, а участники начинают "запутываться", меняя свое положение в круге, но не разжимая рук. Когда образовалась путаница, ведущий заходит в комнату и распутывает участников. Распутывать надо не разнимая рук игроков.

  1. «Приветствие инопланетян»

Цель: учить детей использовать разнообразные приемлемые формы рукопожатия и прикосновения, формировать опыт доброжелательного отношения друг.

к другу.

Описание игры: Дети делятся на две группы — "земляне" и "инопланетяне". "Инопланетяне" разбиваются на пары и демонстрируют различные, в чем-то смешные приветствия (поздороваться указательными пальцами или мизинцами, поздороваться наружными сторонами ладоней, коленками, лбами, ушами, локтями и т.д 

"Земляне" наблюдают и выбирают самое необычное или смешное приветствие. Группы меняются местами. "Земляне" превращаются в "инопланетян", а "инопланетяне" — в "землян".

  1. «Слепой и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Описание игры: Дети разбиваются на пары: “слепой” и “поводырь”. Один закрывает глаза (можно завязать платком или шарфом), а другой водит его по группе, помогает избежать различных столкновений с другими парами. Поводырь стоит за спиной «слепого», на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

  1. Игра «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Описание игры: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе? ” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал? ”.

Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

  1. Игра "Я знаю пять имен"

Цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками

Описание игры: По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т. д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша- три и т. д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название) .

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

  1. Подвижная игра «Хвост дракона»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

  1. Игра «Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Описание        игры: Из        участников        игры        выбирается        водящий‚        который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

  1. Игра «Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Описание игры: Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

  1. Игра «Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром. Описание игры: Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

  1. Игра «Раскрасьте правильно»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

Описание игры: Дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем ( между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

  1. Игра «Саша — Наташа — Юля»

Цель: учить детей запоминать имена друг друга

Описание игры: Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя мяч. Она начинает игру и называет маршрут перебрасывания мяча: "Саша—Наташа—Юля". Педагог бросает мяч Саше, Саша — Наташе, а Наташа — Юле. Юля называет следующую тройку участников.

Игру можно усложнить, называя более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться о возможных вариантах.

  1. «Игра с мячом»

Цель: учить детей обращаться друг к другу по имени. Игра имеет несколько вариантов.

Описание игры:

Первый вариант.

Дети стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя партнера по имени.

Педагог обращает внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, соблюдать правило — смотреть партнеру в глаза.

Второй вариант. Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч вверх и кричит: "Саша!". Игрок подбегает и ловит мяч и т.д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться об обращении, используя различные варианты имен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельн...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных навыков - важное условие нормального психологического развития ребенка и является одной из актуальных проблем дошкольного образования. Коммуникативные навыки - это навыки ...

"Игры для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Игры для развития коммуникативных навыков, направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека....

Картотека игр для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать св...

Картотека "Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста"

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры мож...

Значение игры в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми....

Картотека «Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста»

laquo;Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....