Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
картотека

Елена Геннадьевна Сиверцова

Формирование коммуникативных навыков - важное условие нормального психологического развития ребенка и является одной из актуальных проблем дошкольного образования. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и самого себя. В дошкольном учреждении наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей, для общения дошкольников является - игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных навыков - важное условие нормального психологического развития ребенка и является одной из актуальных проблем дошкольного образования. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и самого себя. В дошкольном учреждении наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей, для общения дошкольников является - игра.

Вежливые слова

 Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

«Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели». Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

 Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка.

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное. Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? Дети. Цветов.

 Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной.

 А хотели бы сейчас порадовать друг друга?

Давайте поиграем в «Комплименты». Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? Дети. Веселое, счастливое. Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

 Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

 Воспитатель даёт задания: - Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; - снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; - ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,

переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя

мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей

группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,

помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у

библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что

ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища

помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или

бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.

Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня

поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Закорючка

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает

простые закорючки в разные предметы, животных, растения.

 Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Зеркало

 В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Лебедь, рак и щука

 Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

Расследование

 Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

Веселая сороконожка

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания. Не забудьте включить детям веселую музыку! В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди.

Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки.

Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Каравай

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

Испорченный телефон

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

Я знаю пять имен

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д. Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название). Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Вышли мыши как-то раз

 Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность.

Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость). Вышли мыши как-то раз посмотреть, который час. Раз-два, три-четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – Убежали мыши вон. Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик.

Последняя строка произносится в быстром темпе.

Дождь идет

Ритмическая игра на подражание

Дождь идет, А мы бежим – В домик спрятаться спешим. Будет дождь стучать в окно – Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

Липучки

 Все дети передвигаются по комнате.

Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников.

При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!».

Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании.

 Затем они вместе ловят других детей

Змея

Дети становятся в разных местах комнаты.

 Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?»

Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади.

Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Поварята

 Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.

 Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша)

Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

Ветер дует на…

 Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» .

 Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...

Нос к носу

 Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении.

По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Дотронься до…

 Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д.

Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста                                ...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста...

Картотека по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникатных навыков у детей дошкольного возраста....

Картотека игр для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать св...

Картотека "Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста"

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры мож...

Картотека «Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста»

laquo;Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....

Картотека «Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста

Пособие «Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.От того, насколько успешно удается...