Картотека Речевое развитие. (Ранний возраст) «Игры, направленные на развитие речи»
картотека по развитию речи (младшая группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Картотека Речевое развитие. (Ранний возраст) «Игры, направленные на развитие речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

Речевое развитие. (Ранний возраст)

«Игры, направленные на развитие речи»

https://i.pinimg.com/originals/fb/d4/af/fbd4af27eeb3887d5fc7548d165fd031.png

г.Покачи

Игры, направленные на развитие речи

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

А в т о р , л и т е р а т у р а : Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей

1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

В о з р а с т р е б е н к а : 1,5–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

З а д а ч и        о б у ч е н и я        р о д и т е л е й : учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.

О б о р у д о в а н и е : игрушечный медведь. С о д е р ж а н и е и г р ы .

Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

 

Мишка косолапый По лесу идет.

Шишки собирает, Песенку поет.

Вдруг упала шишка Прямо мишке в лоб! Мишка рассердился И ногою – топ!

 

Ходим вперевалку.

Делаем движения, словно подбираем с земли шишки. Легонько ударяем ладошкой по лбу.

Делаем сердитое выражение лица и топаем ногой.

ЗАИНЬКИ

А в т о р , л и т е р а т у р а : Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей

1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

В о з р а с т р е б е н к а : 1,5–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

З а д а ч и        о б у ч е н и я        р о д и т е л е й : учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.

О б о р у д о в а н и е : шапочки-маски зайчиков. С о д е р ж а н и е и г р ы .

Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

 

По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок.

 

Выполняем легкий бег.

Поднимаем ладошки к голове –

показываем «ушки». Приседаем. Выполняем соответствующие движения

Вот какие зайки, Зайки-побегайки.


ЛАДЫ-ЛАДЫ

А в т о р , л и т е р а т у р а : Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей

1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

В о з р а с т р е б е н к а : 1,5–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

З а д а ч и        о б у ч е н и я        р о д и т е л е й : учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и чётко проговаривать слова.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.

– Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Ой, лады, лады, лады! Не боимся мы воды! Часто умываемся,

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

Показываем ладошки или хлопаем в ладоши.

Мотаем головой.

«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица. Улыбаемся, разводим руки в стороны.

КАПУСТА

А в т о р , л и т е р а т у р а : Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей

1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

В о з р а с т р е б е н к а : 1,5–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

З а д а ч и о б у ч е н и я р о д и т е л е й : учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и чётко проговаривать слова.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная        капуста,        как        и        из        чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.

– Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я проговариваю стишок и показываю движения, а вы повторяете за мной!

Мы капусту рубим, рубим!

Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз; если левая рука вверху, правая внизу.

Мы капусту трем, трем!

Руки    перед    собой,    согнуты    в    локтях,    пальцы    складываем в кулак, трем кулачки друг о друга.

Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний –

собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим.

Мы капусту жмем, жмем!

Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак.

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

ДЕРЕВЦЕ

А в т о р , л и т е р а т у р а : Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей

1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

В о з р а с т р е б е н к а : 1,5–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

З а д а ч и        о б у ч е н и я        р о д и т е л е й : учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:

– Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!

 

Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише. Деревце все выше, выше!

 

Машем кистями рук, обмахивая лицо.

Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону.

Качаемся медленнее, затем останавливаемся.

Поднимаем руки, тянемся вверх.

 

МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП-ТОП!

А в т о р , л и т е р а т у р а : Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей

1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.

В о з р а с т р е б ё н к а : 1,5–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие понимания речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

З а д а ч и        о б у ч е н и я        р о д и т е л е й : учить взаимодействовать с детьми в игровой форме,эмоционально и четко проговаривать слова.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Предложите малышам новую игру.

 

Мы ногами топ-топ-топ!

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!

–        Ай да малыши!

–        Ай да крепыши!

 

Топаем, высоко поднимая ноги. Хлопаем в ладоши.

Руки на пояс, кружимся.

ИГРА В ЛОШАДКИ

А в т о р , л и т е р а т у р а : Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 до 3 лет. М.: Сфера, 2006.

В о з р а с т р е б е н к а : 1–3 года.

Ц е л ь и г р ы : развитие умения подражать движениям животных (лошадей) и звукам, которые они издают; воспитание чуткого отношения к животным.

З а д а ч и о б у ч е н и я р о д и т е л е й : научить помогать детям в исполнении подражательных        движений        и        звуков,        издава- емых животными, создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы и воли детей.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» запрягают своих «лошадок», надевают вожжи, «чистят», «поят», «кормят» их, «расчесывают и заплетают гриву».

Все стоят в «конюшне» – отгороженном стульчиками пространстве. Взрослый раздвигает стульчики-«ворота» и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота – выезжаем со двора. Но-но, поехали!»

«Лошадки» имитируют езду по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают «копытами»: «Цок-цок-цок» или «ржут»: «И-го-го!» «Кучер» подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у!»

Гоп, лошадка, не лениться, Выше ножки поднимай,

В гости надо торопиться, Поскорее ты шагай!

Но-о-о, поехали быстрее, Быстро-быстро побежим! Ну, скорее же, скорее,

Мы теперь с тобой спешим!

Ну, шагай опять, лошадка, Мы теперь домой идем.

Причешу тебя я гладко, Мы с тобою отдохнем.

Можно спеть и другую песенку:

Мы лошадок покормили, Их почистили, помыли. Эй, лошадка, ты постой, Напою тебя водой!

Взяли вожжи с бубенцами, Запрягли лошадок сами.

Динь-дон, бубенцы! Едут-едут молодцы!

Можноиспользовать и другие стихотворения и песенки про лошадей:

Моя лошадка

Я свою лошадку Больно не хлещу, Я свою лошадку Славно угощу!

Ест моя лошадка Манго и маис, Белый сахар сладкий И вареный рис.

Поскачем по долинам, По кручам и лесам.

Я ее из глины Сегодня сделал сам!

Лошадка пони

(шотландская песенка) Мою лошадку пони

Зовут Малютка Грей.

Соседка наша в город Поехала на ней.

Она ее хлестала

И палкой, и кнутом. И под гору, и в гору Гнала ее бегом.

Не дам ей больше пони Ни нынче, ни потом.

Пускай хоть все соседи Придут просить о том!

Лошадка

Я люблю свою лошадку! Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости!

Палка-скакалка

В пыли валялась палка, Ее мне стало жалко.

Взял я палку, и она Превратилась в скакуна!

Тихо мы в ладоши ударим (2 раза), Люли-люли, ударим (2 раза), Громко мы в ладоши ударим(2 раза), Люли-люли, ударим (2 раза).

Ручки мы вверх поднимаем, Ручки на коленки опускаем, Люли-люли, опускаем (2 раза). Ручки за спину мы спрячем, Ручки мы тете покажем,

Люли-люли, покажем (2 раза). Ножки мы тете покажем, Ножки наши весело плясали, Люли-люли, плясали (2 раза).


Тихие хлопки в ладоши.

Громкие хлопки в ладоши.

Поднимают руки вверх. Опускают их на колени.

Руки прячут за спину, затем протягивают их вперед.

Вытягивают вперед ноги, притопывают ногами, сидя на месте.

ТОП-ТОП

А в т о р ,        л и т е р а т у р а : Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

В о з р а с т р е б е н к а : 1–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.

З а д а ч и        о б у ч е н и я        р о д и т е л е й : учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Воспитатель предлагает малышам поплясать. В процессе игры он читает стихотворение и выполняет соответствующие движения, побуждая детей повторять их.

Топ-топ, топотушки!

Пляшет зайка

на опушке!

Пляшет ежик

на пеньке!

Пляшет чижик

на сучке!

Пляшет мышка

возле норки!

Пляшет козочка

на горке!

Пляшет утка

на реке!

Черепаха на песке!

Топ-топ, топотушки!

Воспитатель стучит ладонями по коленям, чередуя удары.

Держит руки на уровне груди и поочередно слегка поднимает и опускает их.

Соединяет ладони в замок, поднимает и опускает пальцы.

Ритмичными движениями соединяет и разъединяет подушечку большого пальца с подушечками остальных пальцев.

Подносит ладони к голове – «ушки».

Сжимает руки в кулаки, выпрямляет указательные пальцы и подносит руки к ушам – «рожки».

Соединяет ладони, располагая их параллельно полу, и хлопает, не разъединяя запястий.

Одну руку сжимает в кулак, а другой

ТИХО-ГРОМКО

А в т о р , л и т е р а т у р а : Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 до 3 лет. М.: Сфера, 2006.

В о з р а с т р е б е н к а : 1–3 года.

Ц е л и и г р ы : развитие у ребенка умения соотносить свои движения со словами текста, произносить слова громко и тихо.

З а д а ч и о б у ч е н и я р о д и т е л е й : учить развивать у детей способность к синхронизации движений и слов, изменению амплитуды их звучания.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Взрослый садится лицом к детям и поет (на мотив «Во поле березонька стояла...»), сопровождая пение движениями, описанными в словах песни. Дети подражают движениям взрослого.

Топ-топ, топотушки! Пляшут лапки!

Пляшут ушки!

Пляшут рожки

и хвосты!

Что стоишь?

Пляши и ты!

СНЕЖОК

А в т о р , л и т е р а т у р а : Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

В о з р а с т р е б е н к а : 1–3 года.

Ц е л и        и г р ы :        поддержание        в        группе        атмосферы        радости и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

З а д а ч и о б у ч е н и я р о д и т е л е й : учить приемам установления контактов со сверстниками        и        взрослыми,        вызывать у детей положительные эмоции.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

В эту игру можно играть во время прогулки.

Воспитатель   предлагает   детям   взяться   за   руки   и   встать в круг. Затем начинает читать стихотворение и выполнять соответствующие движения, побуждая детей повторять их.

Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок.

Мы потопаем,        Топают ножками.

Мы потопаем.

Будем весело плясать, Будем ручки согревать.

Мы похлопаем,        Хлопают в ладоши.

Мы похлопаем.

Будем прыгать веселей, Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем,        Прыгают на месте.

Мы попрыгаем.

А. Ануфриева

ВСТАНЬТЕ, ДЕТИ, ВСТАНЬТЕ В КРУГ

А в т о р , л и т е р а т у р а : Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

В о з р а с т р е б е н к а : 1–3 года.

Ц е л и        и г р ы :        поддержание        в        группе        атмосферы        радости и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

З а д а ч и о б у ч е н и я р о д и т е л е й : учить приемам установления контактов со сверстниками        и        взрослыми,        вызывать у детей положительные эмоции.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Воспитатель берет одного ребенка за руку и просит остальных детей тоже взяться за ручки, образуя цепочку. Он предлагает малышам сначала походить по комнате цепочкой, а затем сомкнуть круг.

Можно также попросить детей встать в круг вокруг какой-нибудь игрушки или ребенка. Затем, напевая песенку, взрослый ведет хоровод по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону:

Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг, Ты мой друг и я твой друг, Самый лучший друг!

ВСЕ ЗАХЛОПАЛИ В ЛАДОШИ

А в т о р , л и т е р а т у р а : Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

В о з р а с т р е б е н к а : 1–3 года.

Ц е л и        и г р ы :        поддержание        в        группе        атмосферы        радости и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

З а д а ч и о б у ч е н и я р о д и т е л е й : учить приемам установления контактов со сверстниками        и        взрослыми,        вызывать у детей положительные эмоции.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Воспитатель просит детей, желающих участвовать в игре, взяться за руки и образовать круг. Затем начинает петь песенку на мотив «Во саду ли, в огороде...» и выполнять соответствующие движения, побуждая детей повторять их.

Все захлопали в ладошки Дружно, веселее.

Застучали наши ножки Громче и быстрее.

По коленочкам ударим, Тише, тише, тише...

Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше...

Завертелись наши ручки, Снова опустились.

Покружились, покружились И остановились.

А. Ануфриева

П р и м е ч а н и е . При необходимости воспитатель помогает детям выполнять движения.

ЗИМНИЙ ХОРОВОД

А в т о р , л и т е р а т у р а : Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

В о з р а с т р е б е н к а : 1–3 года.

Ц е л и        и г р ы :        поддержание        в        группе        атмосферы        радости и веселья, доброжелательного взаимоотношения детей с родителями и друг с другом.

З а д а ч и о б у ч е н и я р о д и т е л е й : учить приемам установления контактов со сверстниками        и        взрослыми,        вызывать у детей положительные эмоции.

С о д е р ж а н и е и г р ы .

Дети вместе с воспитателем идут по кругу и выполняют соответствующие движения:

 

Вот пришла зима-зима, Зима-зимушка, зима.

Возле дома на лужок Выпал беленький снежок,

На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит, Крыши побелели,

Вот как побелели. Надо шубки надевать И сапожки обувать.

Стало холодненько, Ох, как холодненько!

 

Хоровод движется вправо.

Дети опускают руки, медленно кружатся, потом слегка приседают (два раза).

Дети встают и плавными движениями рук показывают, как вокруг расстилается снег и висит на деревьях.

Соединяют кисти рук над головой, изображая крыши. Кружатся на месте.

Стоя на месте, дети изображают, как они надевают

и застегивают шубки,натя- гивают сапожки.

Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация» Непосредственно – образовательная область «Развитие речи»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация»Непосредственно – образовательная область &l...

Картотека дидактических игр по речевому развитию ранний возраст

Дидактические игы с воспитанниками раннего возраста....

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи...

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст)

Игры, направленные на развитие речиМИШКА КОСОЛАПЫЙАвтор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.Возраст ребенка: 1,5–3 года.Цели...

Рабочая программа группы раннего возраста общеразвивающей направленности по развитию речи (от 1 года до 2 лет)

Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивных социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...