Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Белый снег пушистый в воздухе кружится»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жалнина Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Белый снег пушистый в воздухе кружится»

1. Программное содержание:

1. Учить детей составлять грамматически правильный,

логически последовательный рассказ, используя

различные грамматические конструкции.

2. Закрепить грамматические категории:

а) согласование существительных с

прилагательными (белый снег, синий лёд и др.).

6) образование прилагательных превосходной

степени — красивый — краше, холодный — холоднее и

др.

в) употребление глаголов действия и движения —

растения спят, ласточки улетают и др.

г) подбор антонимов к прилагательным —

снег — мягкий

лёд — твердый и др.

д) образование существительных с уменьшительно —

ласкательными суффиксами -— зима - зимушка

снег — снежок и др.

3. Вызвать у детей интерес к проведению различных

опытов, приобщать их к ним. (таяние льда, снега,

распускание почек и др.).

4. Интегрировать в занятие по развитию речи

астрономические, ботанические сведения.

5. Учить детей любить родную природу и восхищаться

ею в любое время года.

2. Методы и приемы:

1) вступительная беседа воспитателя.

2) чтение стихотворения и загадывания загадок.

3) проведение дидактических игр (панно).

4) проведение опытов.

5) инсценировка с участием Незнайки.

6) вопросы к детям.

3. Оборудование:

Глобус, «солнце», вода в стаканчиках, лёд на подносиках,

ветка сирени, панно для составления рассказа, таблица

для дидактической игры, сани, коньки, клюшка и др. ;

4. Словарная работа:

Опыт, иней, сосулька, планеты, глобус, Вселенная, времена

заморозки, гололед, стужа, вьюга, снегопад и др.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Чтение стихотворения «Зима» И. Сурикова.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

3. Вопросы к детям.

В-ль: Ребята. О каком времени года говорится в

стихотворении?

Р - к: В этом стихотворении говорится о зиме.

В - ль: Правильно ребята. Зима -— это красивое, пушистое,

белоснежное время года. Вы бы наверное хотели, чтобы

всегда было лето, всегда было тепло. Но это невозможно.

Почему наступила зима? Кто скажет и покажет?

Р - к: Земля крутится вокруг своей оси и вокруг солнца,

поэтому времена года сменяют друг друга. Сейчас наша

страна отвернулась от солнца, и поэтому у нас зима.

В - ль: А сколько месяцев в каждом времени года?

Р - к: В каждом времени года по 3 месяца.

В - ль: А кто назовет зимние месяцы?

Р — к: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

В — ль: Кто назовёт зимние месяцы на кабардинском

языке?

Р - к: Дыгъэгьазэ, щ1ыщылэ, мэзая.

В — ль: Молодец. Ребята, а когда закончится зима? Так

хочется, чтобы по быстрее стало тепло.

Р — к: Зима закончится 1 Марта, и наступит весна

4. В — ль: Да, ребята, совсем мало времени у нас осталось до

весны. И чтобы лучше запомнилась нам красавица — зима,

давайте мы её нарисуем. А рисовать мы её будем не

красками и кисточками, а словами (В - ль выставляет

панно).

В – ль: Рассказ начну я! Зимой солнце иногда светит, но

Плохо греет, поэтом холодно. А кто продолжит?

Р – К: Зимой небо чистое, белое, голубое. (Р- к выставляет

Небо).

В — ль: А кто ещё хочет?

Р — к: Зимой вода в речке замерзла и стала льдом (Р - к

ставит речку).

В — ль: А кто расскажет о деревьях?

Р — к: Зимой деревья стоят голые, без листьев. На деревьях

иней. Только сосны И ели остались зелеными. (Р - к

ставит голое дерево и ёлку).

В — ль: А что такое иней.

Р - к: Вода испаряется круглый год зимой тоже, но

медленнее. А иней — это пар, который замерзает на

различных предметах – деревьях, проводах, стекле и т. д.

В — ль: А кто расскажет про птичек?

р — К: Зимой перелетные птицы улетели и в теплые края, а

зимующие птицы остались зимовать нами.

(Р- к ставит ворону и снегирь).

В — ль: А животные как ведут себя зимой? Давайте о них

тоже расскажем.

р - к: Животным трудно зимой, у них мало корма

(Р- к ставит волка, зайчика, лисичку).

В - ль: На нашей картине уже есть птицы, деревья,

животные, но я что — то не вижу насекомых на нашей

картине. Где они?

Р — к: А насекомых на нашей картине нет потому,

забиваются в щели под сухую кору и спят.

В — ль: Да, что — то картина у нас не очень веселая

получилась. Деревья голые, звери голодные, насекомых

вообще нет. И нет даже детей на нашей картине. Детям же

весело зимой. Давайте расскажем и о них.

Р — к: Дети зимой лепят из снега снеговиков.

Р-к: Зимой дети катаются на санках и на лыжах

Р -к: Зимой дети одеты тепло и играют в снежки

Р - к: Снег покрыл землю пушистым, белым одеялом.

В — ль: А что же такое снег? Вы часто ручками трогали и

играли в снежки.

Р — к: Снег — это пар, который 3амерзает в облаках.

Капельки воды замерзают, становятся тяжелыми и

падают вниз на землю в виде снега.

В - ль: И конечно же, какой зимний праздник

люди на всей земле?

Р - к: Зимой люди празднуют — Новый год.

В — ль: Вот теперь у нас получилась красив

Как можно назвать нашу картину?

Р— к: Её можно назвать — Зимушка — Зима.

Р -к: Я бы назвал — Красавица Зима.

Р — к:. Я бы назвал — Белоснежная Зима.

В ль: Молодцы ребята. Вот какие красивые названия вы

дали нашей картине. Мы её повесим в группе.

станет тепло, мы будем смотреть на неё и вспоминать

Зимушку.

5. В ль: Ребята, для вас есть ещё одна игра «Ошибки

Художника». Нарисовал наш художник, да что – то он

перепутал. Давайте найдем ошибки художника.

(На картине - цветы и травки на снегу, на деревьях

яблоки, дети на снегу ловят бабочек, снежная баба, с горки

едет мальчик на саночках, ласточки в небе, солнце очень

яркое).

Р — к: Мне эта картина не нравится потому, что цветы и

травки на снегу зимой не растут.

Р -к: На деревьях зимой нет яблок.

Р - к: Зимой ласточки улетели в теплые края.

Р — к: Солнце так ярко зимой не светит.

Р — к: Зимой бабочки спят.

Р — к: А мне больше нравится наша картина, она

Правильная.

В - ль: Да, ребята. Вижу вам картина художника не

понравилась. Поэтому мы её вешать не будем, а убираем.

В - ль: Вы очень хорошо нашли все ошибки нашего

художника и исправили — их. Вы молодцы!

В - ль: Ребята, вы хорошо поработали. Молодцы. Давайте:

поиграем и заодно отдохнем.

Встань те друг за другом и начнем.

6. Физ. минутка.

1. В декабре, в январе, даже в феврале,

Много снега белого на дворе.

2. Снег на крыше,

На крылечках.

3. А снежинки — на ладошках

4. Покатаемся на лыжах,

5. поиграем мы в снежки.

6. А теперь стряхнем снежинки,

7. Побежим скорей домой.

7. Молодцы. Сядьте красиво и удобно, и продолжим

занятие.

В - ль: Ой! К нам кто-то стучится в дверь. Ты кто

Незнайка: Я Незнайка.

(Незнайка легко одет, с сачком и корзиной для ягод, с

скворечником, с лопатой и зонтиком. Сосет сосульку и

дрожит от холода).

В- ль: Незнайка, а почему ты не здороваешься с детьми.

Незнайка: А что, надо здороваться? Я же Незнайка.

В - ль: Незнайка! Ты откуда пришел такой? И почему у

тебя в руках сосулька? Ты что, не знаешь, что она грязная.

Давай сюда. Почему у тебя в руках эти предметы?

Незнайка: Я хочу покапать огород, собрать ягоды,

повесить скворечник для скворцов, а потом поймать

бабочек. А когда пойдет дождик, я не промокну, у меня

есть зонтик (Незнайка показывает все движения).

В - ль: Я боюсь, что тебя зонтик не спасет.

Незнайка: Почему?

В - ль: Потому, что на улице зима и эти предметы тебе не

нужны.

Н -- ка: Почему? Я так люблю ловить бабочек.

В - ль: Наши дети тебе расскажут, Незнайка, почему эти

предметы тебе зимой не нужны. Но сначала оденься

тепло, ты замерзнешь (Незнайка одевается_).

(В — ль ставит санки, коньки, клюшку, лыжи).

Р — к: Тебе зимой сачок не нужен потому, что бабочки

зимой спят. Возьми лучше клюшку. Будешь играть в

хоккей, как на нашей картине играют дети.

Р - к: И корзина тебе не нужна. Зимой нет ягод, чтобы их

собирать. Лучше покатайся на санках, как это делают дети

на картине.

Р — к: А вместо лопаты возьми лыжи. Потому, что кругом

снег, а такой лопатой копают только огород. Покатайся

лучше на лыжах, как эта девочка на картинке

Н - ка: Тогда я буду прибивать свой скворечник. Зря что

ли я его делал?

— ль: Во — первых, дерево скользкое, не залезешь,

упадешь

Р — к: А во — вторых, скворцы улетели в теплые края.

В — ль: А зонтик можешь подарить мне. Зимой дождик не

идет.

Н - ка: Вы мне подарили столько нужных предметов и

объяснили, как им пользоваться. Подарили и клюшку, и

санки, и лыжи, и букет. (Незнайка берет букет)

В — ль: Незнайка, это не тебе и это не букет. Это мы с

детками проводили опыт. Срезали веточку сирени и

вишни месяц тому назад и хотели посмотреть, что же с

ними произойдет.

Незнайка: Ну и что произошло? (крутит и смотрит)

Веточка как веточка, ничего интересного.

(В — ль достает только что срезанную веточку).

Н - ка: Надо же. Эта веточка совсем другая. Почему она

другая (крутит и смотрит).

В - ль: А что произошло, Незнайка, тебе скажут наши дети

Р — к: Зимой в холоде почки спят. А когда мы занесли

веточку в теплую комнату и поставили в воду — почки

проснулись. Они подумали, что наступила весна, и

раскрылись. |

8. Н - ка: Вот как интересно. Сколько полезного и

интересного я у вас узнал, и даже поумнел. Наверное, имя

поменяю. Стану Знайкой. Вам нравится имя Знайка.

Дети: Да, да.

В - ль: А кто мы сейчас проверим! Если ты отгадаешь

загадки наших детей, ты смело можешь поменять имя.

Загадки:

Р-к: Полетает в небесах

И растает на носах.

(снежинки)

Р -к: Две палки, две дощечки

Катайтесь человечки

(лыжи).

(Незнайка хватает лыжи)

Незнайка: Это мои лыжи. Вот я угадал.

Р - к: По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки

(Коньки).

Р - к: Детки сели на карниз

И растут все время вниз

(сосульки).

Н - ка: Это сосульки, мои любимые. Кстати, где моя

сосулька? Отдайте ее.

(В - ль берет блюдце).

В - ль: Мы бы рады ее отдать, но её нет.

Н - ка: А где же она? Она только что была.

(Незнайка ищет сосульку).

9. В -ль: А что произошло с твоей сосулькой, мы тебе

сейчас покажем и объясним.

(У детей стаканы с теплой водой, на подносиках

разноцветные льдинки)

В — ль: Сейчас мы проведем опыт. Давайте бросим

кусочки кусочки льда в стакан с водой и посмотрим, что

произойдет.

Р - к: Лед растаял потому, что вода теплее, чем лед.

В - ль: А твоя сосулька тоже лед, а в группе у нас тепло и

поэтому растаяла.

Незнайка: Совсем растаяла?

В - ль: Да, совсем.

В - ль: Незнайка, чтобы немножко утешить тебя, давай

мы с тобой поиграем.

10. Игра называется «Часики».

Я скажу слово, а ты подбираешь слово с

противоположным значением.

Дед мороз толстый, а Снегурочка - ?

Н - ка: А снегурочка - маленькая.

В – ль: : Не правильно, Незнайка. Наши дети тебе помогут.

Дети:

1. Дед Мороз – толстый, а снегурочка — худая.

2. Сети толстый, а снежок — круглый.

3. Лед на озере твердый, а снег — мягкий.

Зимой — холодно, летом — жарко.

В— ль: Молодцы, ребята! Незнайка, понравилась тебе

наша игра.

Н - ка: Очень понравилось. Я еще больше поумнел.

В - ль: Спасибо Знайка, что ты пришел к нам в гости!

11. Подведение итогов занятия с участием Незнайки и

детей.

И вам, дети, спасибо, что вы так хорошо рассказывали о

Зимушке — Зиме. Зима закончится, но у нас останется на

память о нашем занятии красивая картина.

Я очень надеюсь, что и гостям тоже наше занятие

понравилось! Спасибо!

Незнайка: Я тоже очень надеюсь, что я тоже гостям очень

понравился! Если да, то похлопайте мне!

В — ль: Спасибо за внимание. А на этом наше занятие

заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Белый медвежонок»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Белый медвежонок»Цель: Создать условия для развития связной речиЗадачи:Формирова...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...