Консультация для педагогов на тему: « Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
консультация по развитию речи

 Сафиева Елена Николаевна

Консультация для педагогов на тему : Использование технологии " Синквейн" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  на тему: « Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Подготовила:  воспитатель МБДОУ д/с 5 Сафиева Е.Н.

 Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов и использование их в работе с детьми, распространение инновационной педагогической технологии.

Задачи:

- Познакомить педагогов с технологией синквейн, с его практическим применением.

- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

- Вызвать от совместного общения положительные эмоции

  1. Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги ! Я хочу познакомить вас с методикой « Синквейн».

 На сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста , что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Этот метод педагоги начали применять сравнительно недавно.

     Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать , фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение. 

Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:

1. Простота. Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.

2. Синквейн является игровым приёмом, а играть всегда интересно

3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.

4. Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия(развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление).

5. Может использоваться , как заключительное задание в рамках прохождения определённой лексической темы, для её закрепления или для проведения анализа полученной информации.

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «Синквейн».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии и написанная по определённому правилу. (алгоритму)       

Можно сказать, что «Синквейн» - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Характеристика чего –либо или кого-либо в краткой форме.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси  

2.Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный  

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

II этап – основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления «Синквейна», формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

Вместо слов можно использовать условные символы, например треугольники.

 1-я строка (вершина «елочки») :  красный треугольник – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь  и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка  ( желтый треугольник)  – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Часть речи - чаще прилагательное,  отвечающее на вопрос: какой? какая? какое?

3-я строка  ( зеленый треугольник) – состоит из трёх слов  (глаголов  описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

4-я строка ( синий треугольник) – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки»)  фиолетовый треугольник– одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

 Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Тема его может быть любой:

  о природе;

  о картине ;

  о  литературном герое;

  о маме или папе и т.д.

В  работе  с дошкольниками по синквейнам, можно использовать разные способы:

1.Составление краткого рассказа по готовому синквейну .

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

4. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов»

6.Так же дети очень любят синквейн-загадки: детям называются характеристики явления или предмета, а они должны угадать, о чем же идет речь.

Примеры синквейнов-загадок:

 1. Cерый, колючий-  фыркает, спит, сворачивается- мне нравится этот зверек- Лес.  ( Еж)

В таких загадках мы также учим детей выделять главное, подбирать глагольный словарь, слова-признаки предметов, учим находить синонимы и подбирать слова-ассоциации.

Практическая часть:

 Приглашаю 6 человек,  возьмите на тарелочке каждый по кружочку, у кого синии, вы будете одна комада, а красные у кого , вы другая команда.Проходите за столы. Команда красных будет нам составлять Синквейн по сказке, а команда синих, составят на синвей- загадку .

А пока наши коллеги выполняют задания, мы  с вами

приступим к составлению совместного синквейна. Возьмите, пожалуйста,  подготовленные листы бумаги.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы могут быть разнообразные,  я предлагаю выбрать очень близкую нам  тему: «Дети».  

  1. На 1-й строке, под цифрой  - напишите слово, обозначающее тему « Дети»
  2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. ( Маленькие, веселые )
  3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы.( Бегают, играют, смеются)
  4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части

речи.(Я очень люблю детей).

  1. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (Счастье!)

- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквейн я:

«Дети. Маленькие, веселые. Бегают, играют, смеются. Я очень люблю детей! Счастье»

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны).

Заключение:  

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.Удачи в творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

План по самообразованию на тему: «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

План по самообразованиюна тему:«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Консультация для педагогов. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников...

Консультация для педагогов «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников»​

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии«РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо). Использование технологии...

Программа саморазвития на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

В настоящее время актуальным становиться вопрос об использовании инновационных технологий в деятельности ДОУ, которые являются перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы пр...