Технологическая карта занятия по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мотоева Лариса Леонидовна

Технологическая карта занятия по развитию речи для детей старшей группы (5-6 лет), с использованием технологии «Синквейн» и  моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx101.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 по развитию речи

Дата проведения: 01.12.2023 г.

Воспитатель: Мотоева Лариса Леонидовна

Тема: «У медведя во бору».

Группа: старшая группа с ТНР  (5-6 лет)

Культурная практика: коммуникативная деятельность детей.

Цель: создание условий для формирования связной монологической речи у дошкольников с использованием символов, схем, картинок.

Задачи:

  • учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счет однородных членов (подлежащих, определений, сказуемых), составлению конструкций предложений;
  • развивать произносительную сторону речи;
  • упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности;
  • упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями;
  • воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки, схема «Синквейна».

Использование электронных образовательных ресурсов: мультимедиа, интерактивная доска в программном обеспечении Power Point, интерактивная игра «Дикие и домашние животные» https://learningapps.org/display?v=p8uk7df8t21 .

Методы и приемы: игровые методы и приемы (дидактическая игра) (авторы: А. П.Усова, В. Н. Аванесова).

Образовательные технологии: технология «Синквейн», моделирование. 

Планируемые результаты: в результате воспитанники смогут:

- придумать 2-3 предложения с использованием символов, моделирования,

-составить не менее 1 рассказа по схеме.

- составить не менее 1 рассказа с помощью технологии «Синквейн».

Этапы (последовательность) деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

1.Введение в ситуацию

Загадка:

В лесу – мохнатый здоровяк,
А дома – плюшевый добряк.

(медведь).

Беседа «Дикие животные (медведь)».

Акцентные вопросы:

- Какое это животное (дикое, домашнее)?

- Опишите его.

Коммуникативная деятельность детей

2.Актуализация знаний и умений

Рассматривание иллюстраций (использование электронных образовательных ресурсов: мультимедиа, интерактивная доска).

Беседа по картинам.

Подбор названий к картинам.

Коммуникативная, игровая

3.Затруднение в ситуации

 «Пробное действие».

Дидактические речевые игры:

  1. «Назови красивые слова»;
  2. «Рисуем красивые предложения»;
  3. «Скажи наоборот».

Коммуникативная, игровая деятельности

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Чтение рассказа про медведя (Автор рассказа: Ирис Ревю).

Акцентные вопросы по рассказу.

Подводящий диалог.

- Вы бы хотели  составить сами рассказ про медведя?  

 Вовлечение детей в процесс поиска, с помощью различных вопросов «Как мы сможем это сделать?».

Рассказ по схеме. Педагог  предлагает образец рассказа: «Давайте составим  рассказ по схеме из ваших ответов.

Коммуникативная, игровая, деятельности.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

- Предлагаю составить «Говорящее письмо» про медведя, а помогут нам картинки. (воспитатель приглашает ребенка к доске. Ребенок выбирает картинку, соответствующую теме синквейна. Это первая строка «Письма»).

Использование технологии «Синквейн»

- Акцентный вопрос: Какой он? Опишите его.

- Игра «Кто назовет больше слов» (дети называют признаки медведя). После окончания игры дети вывешивают наиболее подходящие картинки и озвучивают признаки (это вторая строка).

Физкультминутка.

Бурый медведь спит под ёлкой в лесу,   («спят»)

И снится во сне                                                   (потягиваются, руки вверх)

Горшок с мёдом ему.                                            (опускают руки, держа в руках

                                                                                                      «горшок с мёдом»)

На Севере белый мишутка бредёт,   (шагают)

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.            (показывают отрицание пальцем)

Наш Умка пытается рыбку ловить,   (зачерпывающие движения правой и

                                                                                        левой руками)

Чтоб вкусно покушать                                (жевательные движения)

И жить-не тужить!                                         (разводят руки в стороны)

- Акцентный вопрос: Как вы думаете, что делает медведь?

После обсуждения действий предмета, дети по одному выбирают три нужных картинки и вывешивают на третье строчке.

- Теперь давайте придумаем предложения со словом «Медведь».

Дети предлагают варианты ответов. У доски один ребенок выбирает подходящую картинку. Это четвертая строка «Письма».

Пальчиковая гимнастика.

http://cdn4.imgbb.ru/user/143/1434737/201407/eac89ee2a6ff2dc1dc2243dd338722c0.jpg

- Сделаем вывод. Медведь-это… (хищник, хозяин леса, сказочный герой, лесной богатырь и т.д.).  

Индивидуальная  работа детей.

- А сейчас попробуете составить свои рассказы о медведе.

К доске приглашается ребенок, он находит нужную картинку. Воспитатель просит озвучить весь рассказ. Вызываются еще 3-4 ребенка, они высказывают свои ответы.

Примерный ответ.

1.Медведь                                                        1.Медведь

2.Грозный, большой                                       2.Сильный, большой

3.Ловит рыбу, питается ягодами, спит.        3.Охотится, спит, собирает

4.Медведь живет в берлоге                           4. Дом медведя-берлога

5.Лесное животное                                         5.Хищник

использование электронных образовательных ресурсов:

Предлагаю вам 

интерактивнуую дидактическую игру «Дикие и домашние животные» https://learningapps.org/display?v=p8uk7df8t21 .

Коммуникативная, игровая, двигательная.

6.Осмысление

Вопросами – ответами педагог  помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Акцентные вопросы:

«Чем занимались?»

«Как вам это удалось?»

«Чему научились?»

«О каких животных говорили?»

Коммуникативная, рефлексивная

Воспитатель _____________________ Л.Л. Мотоева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Технологическая карта занятия по развитие речи старшая группа

Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»...