Рабочая программа углубленной работы по художественно-творческому развитию в младшей группе "Почитай - ка"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ерофеева Татьяна Петровна

Цель программы: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop_2023-2024.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  углубленной работы по художественно-творческому развитию

в младшей группе  № 11

 «Почитай – ка»

Воспитатель:

Ерофеева Татьяна Петровна

Самара, 2023 г.

Содержание

№ п/п

Раздел программы

Раздел 1. Целевой

1.1

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации рабочей программы

Возраст детей. Сроки реализации Программы

Режим занятий

1.2

Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2. Содержательный

2.1

Содержание рабочей программы

2.2

Формы организации деятельности

2.3

Критерии результативности

2.4

Формы подведения итогов

Раздел 3. Организационный

3.1

Комплексно-тематический план работы

3.2

Содержание учебного плана

3.3

Традиционные праздники и развлечения

3.4

Описание материально-технического обеспечения программы

3.5

Список литературы

Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

        Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

        Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдо ценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих книгу, как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

        В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах!         Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

        Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

        Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Программа разработана в соответствии с:

  1. Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  3. Основной образовательной программой ДОУ.

Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель программы: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Задачи программы:

   1. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

2. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

3. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

4. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

5. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня со всей группой детей. Продолжительность занятия  15  минут. Также организуются досуги и праздники.

Срок реализации программы: 9 месяцев

1.2  Планируемые  результаты освоения программы

 К концу первого года обучения дети должны уметь:

- проявлять стремление к постоянному общению с книгой;

- называть любимые тексты, объяснять, чем они ему нравятся;

- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;

- имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

Раздел 2. Содержательный

2.1 Содержание рабочей Прораммы

Содержание деятельности с детьми выстраивается на основе  практического пособия для воспитателей и методистов ДОУ. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Развитие речи. .Волчкова В. Н., Степанова Н. В. –Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2010. -111с.

Данная программа предназначена для детей 3-4 лет и направлена на расширение кругозора детей, через художественные произведения.

«Репка». Чтение сказки с показом иллюстраций.

Театрализованная игра в русскую народную сказку «Репка».

Аппликация в технике обрывания бумаги.

«Колобок». Показ настольного театра сказки «Колобок»

Словесное упражнение «Какой, какая, какое?»

Игра с мячом «Поймай колобка».

Рассказать сказку по принципу «Я начну, а ты продолжи».

Игровое графическое задание: «Помоги колобку вернуться домой»

«Петушок и бобовое зёрнышко». Чтение сказки с показом иллюстраций.

Раскрашивание изображений курочки и петушка.

Выложить из бобовых зёрнышек картину (узор, предметы и т. п.)

Выставка коллекции семян бобовых в уголке природы.

«Маша и медведь». Выставка книг – данная сказка в разных изданиях.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

Инсценировка отрывка сказки.

Словесное упражнение «Какой, какая, какое?»

«Теремок».  Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и животных – персонажей сказки.

Просмотр видеофильма по русской народной сказке «Теремок».

Театрализованная игра в русскую народную сказку «Теремок».

Складывание теремка и его обитателей из различных мозаик и конструкторов

«Гуси-лебеди».  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

«Кот, петух и лиса» Чтение сказки с показом иллюстраций.

Инсценировка сказки с использованием дословных сказочных

выражений.

«Пых».  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Отгадывание загадок об овощах.

Игра «От каждого по словечку»

Аппликация овощей.

«Два жадных медвежонка».  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Словесное упражнение «Какой, какая?»

Обвести контурное изображение куска сыра с дырочками, стараясь

не сбиваться с контура. Раскрасить сыр.

«Заюшкина избушка»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Инсценировка отрывка сказки.

Словесное упражнение «Какой, какая?»

С помощью аппликации

изобразить домики зайца и лисы.

«Снегурушка и лиса»  Выставка книжек-сказок, в которых героям помогали разные животные.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

Отгадывание загадок о диких животных леса.

Театрализованная игра в русскую народную сказку «Снегурушка и лиса».

«Волк и козлята»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Рассматривание картинки с изображением козы и козлят в природе.

Инсценировка отрывка сказки.

С помощью аппликации

изобразить прощание козы с козлятами.

«У страха глаза велики»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций.

Лепка яблока.

«Бычок – чёрный бочок, белые копытца»  Чтение сказки с показом иллюстраций.

Раскрашивание иллюстрации с изображением бычка.

В процессе занятий используются различные методы.

Словесные:

  • беседы;
  • рассказ;
  • чтение художественной литературы;
  • использование игровых ситуаций;
  • игры — беседы с персонажами сказок;
  • прослушивание аудиозаписей;
  • упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй.

Наглядные:

  • групповые выставки;
  • видеопрезентации;
  • рассматривание иллюстраций.

Игровые:

  • игры – драматизации;
  • игры – инсценировки;
  • игры – забавы;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые игры;

Практические:

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление книжного уголка;
  • театрализовано-музыкальные развлечения.

2.2 Формы организации деятельности

Чтобы речь детей была достаточно правильная,  большое внимание в программе уделяется развитию речи дошкольников в процессе ознакомления с книгой. В работе с детьми  главным образом используются сказки, пальчиковые игры, которые способствуют не только формированию речи, но и развитию мелкой моторики.

         На подготовительном этапе в группе создана база для работы: уголок книги, отвечающий требованиям программы, приобретены и изготовлены тематические папки, разные виды театров.

        Формы работы с детьми носят характер новизны, индивидуального подхода. Каждая тема преподносится в интересной и увлекательной форме, что способствует более прочному усвоению знаний.

        Анализом мероприятий по речевому развитию детей через ознакомление с художественной литературой, служат рисунки и поделки детей по прочитанным произведениям.

        Чтобы вызвать у детей интерес к художественным произведениям и эмоционально настроить их,  в  работе используются аудио и видеозаписи, иллюстрации.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки по изучаемым темам.

        Форма занятий.

        Тематическая совместная деятельность.

        Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Формы работы: групповая

 2.3 Критерии результативности Программы        

Методы диагностики:

- педагогическое наблюдение

- участие в спектаклях

- активность в процессе ОД

2.4  Форма подведения итогов

  • Составление фотоальбома достижений кружка
  • Литературная викторина «По дорогам сказок»

Задачи: Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. Учить, интонационно точно, повторять песенки из сказок. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

Раздел 3. Организационный

3.1  Учебно -тематический план Программы

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Чтение художественных произведений, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

20

8

12

Педагогическое наблюдение

Викторины

2

Игры-драматизации

5

0

5

Участие в деятельности

3

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

4

2

2

Педагогическое наблюдение

4

Художественно – творческая деятельность

7

1

6

Участие в деятельности

Итого

36

11

25

                                                                                                 

  1. Содержание учебного плана

Октябрь

№ 1-2. Тема: «Репка»

        Задачи: формировать первичные ценностные представления об окружающем мире, интерес к устному народному творчеству (сказкам); развивать диалогическую и интонационную выразительную речь, упражнять детей в изображении героев сказки;

        Оборудование: иллюстрации к сказке, маски-шапки, цветная бумага, клей.

№ 3-4. Тема: «Колобок»

        Задачи: Помочь осмыслению сказки. Учить детей говорить по ролям.

Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, настольный театр сказки «Колобок», графический рисунок, маски-шапки.

Ноябрь

№ 5-6. Тема: «Петушок и бобовое зёрнышко».

        Задачи: учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста, познакомить с зерновой культурой – бобами, развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, мешочек с бобами, картинки для раскрашивания,

№ 7-8. Тема: «Маша и медведь».

        Задачи: продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку, развивать умение сопереживать героям сказки, учить правильно выполнять игровые задания.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, книги для выставки, маски-шапки.

Декабрь

№ 9-10. Тема: «Теремок».

        Задачи: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, творческого воображения, имитация движений животных – героев сказки.

        Оборудование: иллюстрации с изображением поля и животных – персонажей сказки, маски-шапки.

№ 11-12. Тема: «Гуси-лебеди»

        Задачи: познакомить детей со сказкой, учить внимательно рассматривать иллюстрации к сказке, отвечать на вопросы воспитателя, рассказывать сказку по картинкам. Развивать память и внимание детей.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши.

Январь

№ 13-14. Тема: «Кот, петух и лиса».

        Задачи: формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, маски-шапки.

№ 15-16. Тема: «Пых»

        Задачи: приучать детей участвовать в общей беседе, слушать не перебивая своего сверстника, закреплять в активном словаре названия овощей. Формировать умение правильно по смыслу называть качественные характеристики. Обогатить словарный запас.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с изображением овощей, бумажные заготовки овощей для аппликации.

Февраль

№ 17-18. Тема: «Два жадных медвежонка».

        Задачи: продолжать учить детей внимательно слушать сказку, эмоционально воспринимать содержание, упражнять в рисовании карандашами,

        Оборудование: иллюстрации к сказке, контурное изображение сыра, карандаши.

№ 19-20. Тема: «Заюшкина избушка»

        Задачи: способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки, умению обыгрывать и изменять сюжет. Развивать умение детей отвечать на вопросы, активизировать речь детей. Формировать зрительную память детей. Развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, заготовки силуэтов домиков лисы и зайца, клей.

Март

№ 21-22. Тема: «Снегурушка и лиса».

        Задачи: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.

Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия. Формировать интонационную выразительность речи.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с изображением диких животных леса, маски-шапки.

№ 23-24. Тема: «Волк и козлята».

        Задачи: обогащение эмоционального опыта детей, развитие восприятия, фантазии, воображения, развитие творческих способностей детей, формирование навыков аккуратной работы с материалом.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки с изображением козы и козлят в природе, зеленая бумага размером с альбомный лист с незавершенным сюжетом для наклеивания готовых силуэтных изображений, образец аппликации, заготовки силуэтов козы и козлят для создания аппликации.

Апрель

№ 25-26. Тема: «У страха глаза велики»

        Задачи: помочь понять содержание сказки, развивать зрительное и слуховое внимание, умение рассматривать иллюстрации - узнавать изображенных героев, умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, пластилин.

№ 27-28. Тема: «Бычок – чёрный бочок, белые копытца».

        Задачи: развивать у детей способность внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки, осмысливать характеры персонажей.

        Оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши.

3.3 Традиционные праздники, развлечения и события

Июнь - День защиты детей (развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе)

Сентябрь – День знаний

Октябрь - Праздник Осени

Ноябрь - День Матери– праздничные поздравления мамам, особо отмечаем многодетные семьи воспитанников.

Декабрь – Новый год

Февраль - Зимняя Олимпиада (развивать спортивные интересы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками во время соревнований)

Февраль – День защитников Отечества

Март – Женский День

1 раз в квартал – Акция «Дерево добра» (поделитесь книгами с друзьями» (акция безвозмездного обмена книгами) проходит 1 раз в квартал по сезонам (летняя акция, осенняя, зимняя и весенняя) или может быть посвящена, либо книгам определенного автора, либо определенной тематике, либо может быть представлен книжный калейдоскоп)

Май - Участок детского сада ( вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе, взаимодействие с родителями)

Ежемесячно – День именинника

3.4 Материально – техническое обеспечение программы

Для качественной организации образовательного процесса в плане реализации программы используется  следующее материально-техническое оснащение:

Ноутбук

Музыкальный центр

Микрофонная радиосистема

Телевизор

DVD проигрыватель

Ширма театральная

Декорации театральные

Костюмы детские театральные

Стульчики детские

Стулья офисные

Персонажи пальчикового театра

Персонажи театра «Бибабо»

Персонажи настольного театра

3.5 Список литературы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2010. -111с.

3. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.

4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. -224с.

5. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.

6. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

7. Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.

8. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Петрова В. А. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1970.

19. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки // Ребёнок в детском саду. – 2011. - № 2, стр. 31-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.

Презентация -  рекомендация педагогам по использованию нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе....

Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во II младшей группе «Волшебные шарики»

Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых р...

Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»

Проект«Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»...

ПРОЕКТ по самообразованию "Развитие художественно-творческих способностей детей 2 младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования"

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании....

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»

Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...

Конспект по развитию художественно-творческих способностей в 1 младшей группе на тему: «Блинчики на масленицу»

Конспект по развитию художественно-творческих способностей  в 1 младшей группена тему:  «Блинчики на масленицу»...

Конспект занятие по развитию художественно-творческих способностей в 1 младшей группе на тему: «Солнышко лучистое»

Конспект занятие по развитию художественно-творческих способностей в 1 младшей группена тему: «Солнышко лучистое»...