Волкова Н. А. Зимующие птицы. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Зимующие птицы». Лексическая тема «Зимующие птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Зимующие птицы».

Лексическая тема «Зимующие птицы».

Направление «Речевое развитие».

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык”.

Константин Георгиевич Паустовский

Содержание.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Звуковая

культура речи

Занимательная игра «В краю Скороговория».

«Снегири».

Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р".  Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.

Беседа

Беседа

 «Зимующие птицы».

Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия птиц. Развивать детскую любознательность.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Какие птицы?»

Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Развивать мышление детей.

Речевая игра «Назови одним словом».

Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Развивать мышление детей.

Речевая игра

«Три признака птицы».

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь прилагательными, характеризующими птиц. Развивать внимание детей.

Игровая ситуация «Кормушка».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными.

Речевая ситуация «Кто благодарит?»

Упражнять детей в подборе существительных к глаголу. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей.

Речевая ситуация «Зимующие птицы».

Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Ситуация общения

«Крылатые слова о вороне».

Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать детскую любознательность.

Пальчиковая игра «Зимующие птицы».

Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к птицам.

Самомассаж пальцев рук «Кормилец».

Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Поддерживать интерес детей к птицам.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая игра «Десять хохлатых свиристелей».

Упражнять в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж существительных и прилагательных. Развивать внимание детей.

Речевая игра «Десятая зимующая птица».

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями зимующих птиц.  Развивать внимание, память детей.

Речевая игра «Стайки зимующих птиц».

Упражнять в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь существительными, обозначающими названия зимующих птиц.

Речевая ситуация «Красногрудые снегири».

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.  Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р".

Ситуация общения «Воробей».

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Развивать внимание детей.

Развитие грамматического строя речи. Словообразование.

Речевая ситуация «Птичьи крики зимой».

Совершенствовать умение детей образовывать глаголы от существительных. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей.

Ситуация общения

«Синица летала».

Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поощрять интерес детей к словообразованию. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно.

Речевая игра «Сравним зимующих птиц».

Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления.  

Развитие грамматического строя речи. Предложения.

Игровая ситуация «Кто куда прилетел?»

Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи, согласовывать слова в предложении. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Речевая ситуация «Рассказ

 о зимующих птицах».

Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей.

Речевая ситуация «Сравним журавля и синицу»

Формировать умение составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки зимние

 о птицах».

Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Формировать умение детей узнавать птиц по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию.

Интеллектуальная разминка

«Зимующие птицы».

Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать слуховое внимание, сообразительность, логическое мышление детей.

Диагностика

Игра 

«Зимующие птицы».

Выявить знания детей о зимующих птицах, умение детей обобщать, объём словаря по теме зимующие птицы.

Звуковая культура речи

Занимательная игра «В краю Скороговория».

«Снегири».

Задачи. Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р".  Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.

Игра.

Понедельник. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, по Скороговории гуляем, удивительное замечаем…

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

— Дети, какие слова вам незнакомы? (ответы детей).

Заря – это розовое, красное свечение небо, когда солнышко выходит утром, или заходит за горизонт вечером. От зари и до зари на рябине снегири. Дети, кто такие снегири? (ответы детей).

Снегири – это птицы. Снегири уселись в ряд и рябину теребят. Дети, зачем снегири рябину теребят? (предположения детей).

— Снегири кушают рябину.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.

Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.

Вторник. Школа актёрского мастерства.

        Педагог читает скороговорку.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.

Среда. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки.  Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.

Четверг. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд.  Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Пятница.  Соревнование. 

Педагог читает скороговорку.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку».  Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.

От зари и до зари на рябине снегири.

Снегири уселись в ряд и рябину теребят.

Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.

— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.

Беседа

Игровая ситуация «Клуб орнитологов».

Беседа «Зимующие птицы».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия птиц. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Развивать детскую любознательность.

Игровой материал: Картина «Зимующие птицы».

(Список птиц:1-снегирь, 2-свиристель, 3-щур, 4-синица, 5-дятел, 6-клёст, 7-поползень,

8-щегол, 9-кречет, 10-ястреб, 11-сова, 12-неясыть, 13-филин, 14-вóрон, 15-ворона,

16-голубь, 17-воробей, 18-сорока, 19-тетерев, 20-рябчик, 21-куропатка, 22-глухарь).

Беседа.  

— Дети, я приглашаю вас в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, каких птиц вы знаете?

Педагог повторяет названных птиц и показывает их на картине. Затем педагог называет и показывает птиц, которых не назвали дети.

— Все эти птицы – зимующие птицы. Дети, почему этих птиц называют зимующими? (ответы детей).

Зимующие птицы – это птицы, которые не покидают родной край зимой. Они зимуют вместе с нами. Дети, как вы думаете, почему зимующие птицы не покидают родные места? (предположения детей).

 Самое главное для птиц – это еда. Пища даёт птицам энергию для полёта, согревает их в холодные дни. Зимующие птицы находят пищу зимой, поэтому они не улетают в тёплые края. Чаще всего зимующие птицы всеядны, они едят любую пищу. Дети посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину и назовите зимующих птиц – наших соседей. Птиц, которых мы видим на улицах нашего города. (Ответы детей).

— Воробьи и голуби постоянные наши соседи. Вороны и сороки тоже часто живут в городе. Дети, назовите, пожалуйста, птиц кочующих, которые зимой перелетают из леса в города и деревни, поближе к людям. (Ответы детей).

— Снегири, свиристели, щуры, синицы, дятлы, клесты, поползни, щеглы – это кочующие птицы. Трудно птицам в лесу найти корм, лесные птицы кочуют от одного селения к другому в поисках корма. Питаются они растительной пищей, плодами и семенами растений. Птицы, которые ловят для еды других птиц и мелких животных, называются хищными. Дети, назовите, пожалуйста, хищных птиц. (Ответы детей).

— Кречеты, ястребы, совы, неясыти, филины, вóроны – это хищные птицы. Они и зимой найдут еду в лесу. Дети, назовите, пожалуйста, лесных птиц, которые питаются растительной пищей, но лес зимой не покидают. (Ответы детей).

— Тетерева, рябчики, куропатки, глухари питается семенами растений, хвоей деревьев. Сильными лапами они разгребают снег, чтобы найти траву, сильными клювами достают семена из шишек. Дети, вспомним и назовём зимующих птиц. (Ответы детей).

Педагог повторяет названных птиц и показывает их на картине.

— Дети, какие у вас есть вопросы по нашей теме: «Зимующие птицы»?

        Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Чудесно, орнитологи! Зимующих птиц вспоминали, много нового узнали.  

2

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Какие птицы?»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о птицах. Развивать мышление детей.

Разговор. 

— Дети, птицы бывают разные: перелётные, кочующие, зимующие. Птиц вспоминаем, какие птицы определяем, общее слово подбираем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.

Лексический материал.

  • Ласточки, журавли, кукушки, соловьи – какие птицы?  – … (перелётные).
  • Воробьи, вороны, голуби, сороки – какие птицы?  – … (зимующие).
  • Снегири, синицы, свиристели, поползни – какие птицы?  – … (кочующие).
  • Глухари, рябчики, тетерева, куропатки – какие птицы?  – … (зимующие).

— Отлично, дети! Общее слово подобрали, какие птицы рассказали.

Речевая игра «Назови одним словом».

Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о животном мире. Развивать мышление детей.

Игра. 

— Дети, живой мир богат и разнообразен: люди, звери, птицы.  В игру «Назови одним словом» играем, обобщающее слово называем.

Правило игры.

  • хором отвечаем, одно слово называем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.

Лексический материал.

  • Четыре ноги, хвост, копыта, грива – кто это?  – … (зверь, животное).
  • Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это?  – … (птица).
  • Четыре лапы, хвост, клыки, шерсть – кто это?  – … (зверь, животное).
  • Голова, волосы, две ноги и две руки – кто это?  – … (человек).

— Отлично, дети! Загадки разгадали, обобщающее слово подобрали.

Речевая игра «Три признака птицы».

 ((Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).

Задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими птиц. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей.

Игровой материал: Картина «Зимующие птицы», волшебный цветок (флажок).

Разговор. 

— Дети, зимующих птиц вспоминаем, красивые слова подбираем, описание птицы из трёх слов составляем. Размер птицы определяем, цвет разных частей тела замечаем, характер птицы отмечаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры.

  • Цветок даю, птицу назову.
  • Птицу называй, три признака перечисляй.
  • Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птиц, дети перечисляют три признака. Педагог контролирует, чтобы дети называли три признака, согласовывали прилагательные с существительным. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.

Лексический материал.

  • Воробей какой? – … (воробей маленький, коричневый, бойкий, проворный…).
  • Голубь какой? – … (голубь большой, сизый, остроклювый, важный, смелый…).
  • Ворона какая? – … (ворона крупная, чёрно-серая, хитрая, умная, ловкая…).
  • Сорока какая? – … (сорока крупная, белобокая, чернокрылая, длиннохвостая…).
  • Синица какая? – … (синица маленькая, желтогрудая, проворная, любопытная…).
  • Снегирь какой? – … (снегирь небольшой, красногрудый, яркий, осторожный…).
  • Щегол какой? – … (щегол маленький, пёстрый, подвижный, лёгкий, ловкий…).
  • Свиристель какой? – … (свиристель крупный, бурый, хохлатый, звонкоголосый…).
  • Дятел какой? – … (дятел большой, пёстрый, красноголовый, длинноклювый…).

— Воробьи, голуби, вороны, сороки, синицы, снегири, свиристели, щеглы, дятлы – это зимующие птицы. Зимующих птиц вспоминали, красиво называли.

Игровая ситуация «Кормушка».

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей.

 Игра.  

     Красны девицы да добры молодцы, подходите!

     В круговорот со мной поиграть вы хотите?

     Становитесь в круг смелей,  

     И игру начнём скорей.

Дети встают по кругу.

— Дети, кормушки посещаем, зимующих птиц покушать приглашаем.  

Дети и педагог идут по кругу. Останавливаются, руки вперёд, шевелят пальчиками. Дети отвечают на вопрос. Движение продолжают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Лексический материал.

  • Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, больших птиц пригашаем. Дети, какие большие птицы на кормушку прилетели? …

(большая ворона, большая сорока, большой голубь, большой свиристель, большой дятел …).

  • Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, маленьких птиц пригашаем. Дети, какие маленькие птицы на кормушку прилетели? …

(маленький воробей, маленькая синица, маленький снегирь, маленький щегол …).

  • Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, лесных птиц пригашаем. Дети, какие лесные птицы на кормушку прилетели? …

(лесная синица, лесной снегирь, лесной свиристель, лесной щегол, лесной дятел, лесной поползень, лесной клёст…).

  • Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, городских птиц пригашаем. Дети, какие городские птицы на кормушку прилетели? …

(городской воробей, городской голубь, городская ворона, городская сорока…).

— Прекрасно, дети!  Зимующих птиц назвали, слова правильно подобрали.

Речевая ситуация «Кто благодарит?»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к глаголу. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей.

Разговор.  

— Дети, голоса птиц различаем, быстро отвечаем, кто за корм благодарит, по птичьи говорит. На вопрос правильно отвечаем, слово нужное подбираем.

Педагог произносит глагол, выделяя голосом окончание глагола. Дети отвечают хором. Педагог контролирует, чтобы дети согласовывали существительное с глаголом. Если ответы разные, педагог повторяет правильное существительное, поясняя, одна или много птиц.

Лексический материал.

  • Каркает кто? … (ворона).
  • Каркают кто? … (вороны).
  • Чирикает кто? … (воробей).
  • Чирикают кто? … (воробьи).
  • Стрекочут кто? … (сороки).
  • Стрекочет кто? … (сорока).
  • Воркуют кто? … (голуби).
  • Воркует кто? … (голубь).
  • Рюмит кто? … (снегирь).
  • Рюмят кто? … (снегири).
  • Свиристят кто? … (свиристели).
  • Свиристит кто? … (свиристель).
  • Тенькают кто? … (синицы).
  • Тенькает кто? … (синица).

— Прекрасно, дети!  Слова подобрали, кто благодарит назвали.

Речевая ситуация «Зимующие птицы».

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Разговор.

— Дети, о зимующих птицах расскажем, какие они разные покажем. Я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.

Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог повторяет правильный ответ.

Лексический материал.

  • Перелётные птицы на юг улетают, а с нами остаются птицы … зимующие.
  • Большие и … маленькие.
  • Трусливые и … смелые.
  • Слабые и … сильные.
  • Глупые и… умные.
  • Летят птицы высоко и… низко.
  • Далеко и… близко.
  • Зимой птицам не тепло, а… холодно.
  • Зимующие птицы не сытые, а… голодные.

— Дети голодных птиц кормит не забываем, в кормушки корм насыпаем. Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.

Ситуация общения «Волшебный русский язык».

«Крылатые слова о вороне».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Воспитывать культуру речевого общения. Развивать детскую любознательность.

Беседа.

— Богат и разнообразен волшебный русский язык. Есть в нашем языке крылатые выражения. Дети, как вы думаете, что это такое «крылатые слова»? (предположения детей).

Крылатые слова – это слова, образные, меткие, легко запоминаются и передаются от одного человека к другому, словно летят на крыльях. Прилетели они к нам из далёких, далёких времён. Дети, вы слышали, такое крылатое выражение «считать ворон». Как вы думаете, что оно означает? (предположения детей).

        Педагог выслушивает мнение всех детей, побуждает малоактивных детей участвовать в разговоре: … (имя ребёнка), а ты как думаешь? … (имя ребёнка), а твоё мнение? … (имя ребёнка), а ты как считаешь?

— Когда человек невнимателен, рассеян, его спрашивают: «Ворон считаешь?» Дети придумайте, пожалуйста, предложения, с крылатыми словами «считать ворон». Например, Маша ворон не считай, задание выполняй. (Ответы детей).

— Превосходно, дети! Предложение сочиняли, крылатые слова вставляли. Дети, писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Пальчиковая игра «Зимующие птицы».

Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к птицам.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, зимующих птиц вспоминаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия птиц.

Зимующие птицы

на юг не улетают.

Руки в стороны – вниз

(взмахи крыльями).

1

Зимующие птицы Родину не покидают.

Замочек открываем и закрываем.

Замочек

Важные голуби.

Бойкие воробьи.

Хитрые сороки.

Умные вороны.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев обеих рук, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

(Дети проговаривают словосочетания).

счёт3 правая

счёт3 левая

Кочующие птицы

на юг не улетают.

Руки в стороны – вниз

(взмахи крыльями).

1

Кочующие птицы

в город перелетают.

Замочек открываем и закрываем.

Замочек

Желтогрудые синицы.

Краснобокие снегири.

Хохлатые свиристели.

Пёстрые щеглы.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев обеих рук, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

(Дети проговаривают словосочетания).

счёт3 правая

счёт3 левая

Мы кормушки смастерили.

Стучим кулаком об кулак.

стучим

Птичек мы

зимой кормили.

Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки.

пальчик ладошка

— Отлично! Молодцы, дети! Пальчиками играли, зимующих птиц назвали.

Самомассаж пальцев рук «Кормилец».

Задачи. Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к птицам.

Игра.

— Дети, разучим стихотворение Анастасии Орловой «Кормилец» для массажа пальцев рук – разминалка. Как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (ответы детей).  

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

— Дети, массируем подушечки пальцев рук. Поставим большой палец левой руки на ноготь большого пальца правой руки. Остальные пальчики левой руки, прижимают его подушечку снизу, разминая её. И так массажируем все пальчики. Читаем текст и разминаем пальцы рук. Педагог показывает движения.

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения разминаем один палец.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

00

Левой рукой массаж правой руки.

Я единственный кормилец

Большой палец.

Всех ворон

и голубей,

Указательный палец.

Ждёт мой крошечный гостинец

Средний палец.

Каждый крошка –

воробей.

Безымянный палец.

Только выйду н

а крыльцо,

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Узнают меня

в лицо,

Большой палец.

И гурьбой

с окрестных крыш:

Указательный палец.

– Чем, родимый, угостишь?

Средний палец.

Я единственный кормилец!

Безымянный палец.

Ждут мой крошечный гостинец.

А. Орлова

Мизинец.

— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, чётко слова произносить не забывали.

Развитие грамматического строя речи

Словоизменение

Речевая игра «Десять хохлатых свиристелей».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание детей. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: флажок.

Игра.   

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.

Дружной стайкой свиристели

На кормушку прилетели:

В красных шапках, с хохолками,

С розоватыми боками.

Свиристели — птицы «в теле»,

Только очень мало съели:

Поклевали зерна, крошки,

Да боярышник немножко

И внезапно улетели…

До свиданья, свиристели!

Громова Людмила

— Дети, за зимующими птицами наблюдаем, лесных гостей изучаем. Мы играем в игру «Десять хохлатых свиристелей». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • число со словами называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующее число называй;
  • когда «десять хохлатых свиристелей» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.

— Дети, игру начинаем, хохлатых свиристелей считаем.

Педагог начинает счёт: «Один хохлатый свиристель». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два хохлатых свиристеля», и так далее до слов «Десять хохлатых свиристелей». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Хохлатых свиристелей считали, числа не пропускали.

Памятка для педагога.

При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа.

Речевая игра «Десятая зимующая птица».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями зимующих птиц. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Развивать внимание, память детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: флажок.

Игра.    

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Т. Зайцева

— Дети, зимующих птиц посчитаем, названия птиц вспоминаем. Мы играем в игру «Десятая зимующая птица». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • птиц считай, зимующих птиц называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующую птицу называй;
  • когда «Десятая птица» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.

— Дети, игру начинаем, птиц по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первая зимующая птица глухарь». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая зимующая птица …» и называет зимующую птицу. Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разных зимующих птиц. Дети продолжают счёт до слов «Десятая зимующая птица …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Зимующих птиц считали, числа не пропускали.

Речевая игра «Стайки зимующих птиц».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия зимующих птиц. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.  

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

Вышел на просторы

Погулять мороз.

Белые узоры

В косах у берёз.

Снежные тропинки,

Голые кусты.

Падают снежинки

Тихо с высоты.

В белые метели,

Утром до зари

В рощу прилетели

Стайкой снегири.

Евгений Авдиенко

— Холодно, голодно зимой. Зимующие птицы в стайки собираются. Вместе легче корм искать, теплее мороз пережидать. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры.

  • Цветок даю, птицу назову.
  • Птиц в стайку собирай, один, два, много считай.
  • Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птицу, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания существительных. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Воробей – … (один воробей, два воробья, много воробьёв).
  • Сорока – … (одна сорока, две сороки, много сорок).
  • Голубь – … (один голубь, два голубя, много голубей).
  • Ворона – … (одна ворона, две вороны, много ворон).
  • Снегирь – … (один снегирь, два снегиря, много снегирей).
  • Синица – … (одна синица, две синицы, много синиц).
  • Свиристель – … (один свиристель, два свиристеля, много свиристелей).
  • Щегол – … (один щегол, два щегла, много щеглов).
  • Клёст – … (один клёст, два клеста, много клестов).
  • Дятел– … (один дятел, два дятла, много дятлов).

— Великолепно, дети! Зимующих птиц считали, слова правильно изменяли.

Речевая ситуация «Красногрудые снегири».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.  Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р". Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Что за чудо: в зимний день

Оживилась вся сирень.

Красногрудые комочки

Зашумели как листочки.

Будто красных роз букеты

На сирень забросил ветер.

Стайки дружных снегирей

Крошки кушают на ней.

Вова с маленькой Танюшкой

Птичкам сделали кормушки.

Николай Заболоцкий

Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о красногрудых снегирях. Я предложение начинаю, вы его заканчиваете, словами «красногрудые снегири». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Отвечает тот, у кого цветок.

Педагог произносит начало предложения и протягивает цветок ребёнку. Ребёнок повторяет предложение полностью, и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.

Лексический материал.

  • Из леса прилетели кто?  – …  Из леса прилетели красногрудые снегири.
  • Мы рады видеть кого? – …  Мы рады видеть красногрудых снегирей.
  • Голодно зимой кому?  – … Голодно зимой красногрудым снегирям.
  • Мы повесили кормушки для кого? – … Мы повесили кормушки для красногрудых снегирей.
  • Мы наблюдаем за кем? – …  Мы наблюдаем за красногрудыми снегирями.
  • Мы рассказали о ком? – …  Мы рассказали о красногрудых снегирях.

— Спасибо, дети! О красногрудых снегирях рассказали, слова правильно изменяли.

Ситуация общения «Воробей».

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к птицам. Развивать внимание детей.

Разговор.

 Дети, я расскажу вам о воробье, а вы дополните мой рассказ словом «воробьиный», только будьте внимательны, слово может измениться.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

 Иду я в детский сад и слышу песенку «чик-чирик».

  • Чья же эта песенка, подумала я. Как вы думаете, чья песенка? ... воробьиная песенка.
  • Смотрю, летит птичка. А у неё коричневая спинка, чья спинка? … воробьиная спинка,  
  • Светло-коричневая грудка, чья грудка? … воробьиная грудка.
  • Маленький хвостик, чей хвостик? … воробьиный хвостик.
  • Острый клювик, чей клювик? … воробьиный клювик.
  • Два крыла, чьи крылья? … воробьиные крылья.
  • Села птичка на ветку дерева. Смотрят на меня глазки, чьи глазки … воробьиные глазки.  
  • Присмотрелось я внимательно, а в ветвях дерева спрятано гнездо, чьё гнездо… воробьиное гнездо.  
  • Подняла я с земли пёрышко, чьё пёрышко … воробьиное пёрышко.

 И пошла в детский сад. (Показать детям воробьиное перо).

        

— Восхитительно, дети! О воробье рассказали, слово правильно изменяли.

Развитие грамматического строя речи

Словообразование

Речевая ситуация «Птичьи крики зимой».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).

Задачи. Совершенствовать умение детей образовывать глаголы от существительных. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Юрий Синицын

Зимой холодно, голодно. Но в морозном воздухе раздаются голоса зимующих птиц.              У каждой птицы песня своя, особая. Дети зимнюю перекличку начинаем, что делают птицы называем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети правильно отвечали на вопрос, чётко произносили окончания слов.

Лексический материал.

  • В зимний день я слышу чириканье воробьёв. Что делают воробьи? … чирикают.
  • Карканье вороны. Что делает ворона? … каркает.
  • Воркование голубей. Что делают голуби? … воркуют.
  • Стрекотание сороки. Что делает сорока? … стрекочет.
  • Теньканье синицы. Что делает синица? … тенькает.
  • Свири-свири-свир свиристелей. Что делают свиристели? … свиристят.
  • Рюм-рюм-рюм снегирей. Что делают снегири? … рюмят.
  • Щебетание щеглов. Что делают щеглы? … щебечут.

— Чудесно, дети! Птичьи крики узнали, что делают птицы назвали.

Ситуация общения «Синица летала».

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поощрять интерес детей к словообразованию. Поддерживать интерес детей к птицам. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Юрий Синицын

 Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о синице с помощью слова «летала». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы? (ответы детей).

        Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети отвечают хором или поочерёдно. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.

Лексический материал.

  • Синица над лесом ... (летела). 
  • Синица к гнезду... (подлетела). 
  • Синица в гнездо... (залетела).        
  • Синица из гнезда... (вылетела). 
  • Синица вокруг гнезда... (облетела). 
  • Синица от гнезда... (отлетела). 
  • Синица ввысь... (взлетела). 
  • Синица прочь... (улетела).

— Превосходно, дети! О синице рассказали, слово «летела» по-разному называли.

Развитие грамматического строя речи

Говорим правильно

Речевая игра «Сравним зимующих птиц».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 8 человек).

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления.  Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать мышление детей.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Дети, зимующих птиц сравните, нужное слово подберите. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры.

  • О птицах расскажу, цветок подаю.
  • Птиц сравните, нужное слово подберите.
  • О птицах расскажите, цветок верните.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произносит предложение. Дети повторяют предложение, добавляя сравнение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончания слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

  • Ворона – птица крупная, а глухарь — ... (крупнее).
  • Синица – птица красивая, а снегирь — ... (красивее).
  • Воробьи – птицы смелые, а голуби —        ... (смелее).
  • Песня синицы чудесная, а свиристеля — ... (чудеснее).
  • Клюв поползня длинный, а вороны — ... (длиннее).
  • Клюв у вороны сильный, а у дятла — ... (сильнее).
  • Ворон – птица чёрная, а тетерев — ... (чернее).
  • Грудка клеста красная, а снегиря — ... (краснее).

— Очаровательно, дети!  О зимующих птицах рассказали, сравнение подобрали.

Развитие грамматического строя речи

Предложения

Игровая ситуация «Кто куда прилетел?»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи, согласовывать слова в предложении. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: волшебная палочка.

Игра. 

— Дети, в русском языке есть маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам.  Маленькое слово "на" – помогает рассказать, кто куда прилетел. Дети, я назову вам слова, а вы придумайте предложение, соединив слова маленьким словом "на". Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • тишину соблюдаем, предложение молча сочиняем;
  • кого волшебная палочка выбирает, тот и предложение читает.

Педагог произносит слова, отделяя их паузой; контролирует, чтобы дети произносили полное предложение. Если ответ неверный, показывает на другого ребёнка. Затем, ребёнок, который ответил неправильно, повторяет правильный ответ.

Лексический материал.

  • Воробьи, прилетели, берёза. (Воробьи прилетели на берёзу).
  • Голуби, прилетели, крыша. (Голуби прилетели на крышу).
  • Снегири, прилетели, рябина. (Снегири прилетели на рябину).
  • Свиристели, прилетели, яблоня. (Свиристели прилетели на яблоню).
  • Дятел, прилетел, дуб. (Дятел прилетел на дуб).
  • Глухарь, взлетел, ель. (Глухарь взлетел на ель).
  • Тетерева, взлетели, сосна. (Тетерева взлетели на сосну).
  • Птицы, прилетели, кормушка. (Птицы прилетели на кормушку).

— Отлично, дети! Предложения составляли, маленькие слова не забывали.

Речевая ситуация «Рассказ о зимующих птицах».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать сообразительность, мышление детей.

Разговор.  

Дети, рассказ о зимующих птицах составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.

Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.

Лексический материал.

  • Исчезли насекомые, поэтому… (ответы детей).
  • Лесные птицы летят в город, где… (ответы детей).
  • Птицы собираются в стайки, чтобы… (ответы детей).
  • Птицы зимой много едят, для того чтобы … (ответы детей).
  • Птицы сидят нахохлившись, когда… (ответы детей).
  • Мы повесили кормушки, так как … (ответы детей).
  • Птицы прилетают на кормушки, чтобы … (ответы детей).
  • Когда я вижу зимующих птиц, я чувствую … (ответы детей).

— Прелестно, дети! Мы составили удивительный рассказ о зимующих птицах.

Речевая ситуация «Сравним журавля и синицу».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Поддерживать интерес детей к птицам. Развивать внимание, мышление.

Игровой материал: волшебный цветок.

Разговор.  

Дети, журавля и синицу вспоминаем, отличия отмечаем. Я сравнение начинаю, вы предложение повторите, отличие назовите.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произнося предложение. Дети выполняют задание и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения.

 Лексический материал.

  • Журавль живёт возле болота, а синичка в лесу.
  • Журавль большой, а синичка… маленькая.
  • Синичка разноцветная, а журавль … серый.
  • У журавля ноги длинные, а у синички … короткие.
  • У синички клюв короткий, а у журавля длинный.
  • Журавль перелётная птица, а синичка … зимующая птица.

— Чудесно, дети! Журавля и синицу сравнили, предложение правильно повторили.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки зимние о птицах».

Задачи. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Формировать умение детей узнавать птиц по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.  

Игра.

Дети, загадки о зимующих птицах отгадаем, правила не нарушаем.

Правила игры:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, птицу называем.

Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает.
Эта птица – круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

— Просыпайтесь поскорей. – Всех торопит … 

(воробей).

Кто воркует во дворе?

Крылья, словно в серебре,

Важно по двору шагают,

Крошки дружно подбирают.

Ждёт тебя, иди скорей,

Стайка диких … 

(голубей).

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

Чёрный хвостик и спина.

Голова и та черна.

У неё два белых бока.

Прилетела к нам … 

(сорока).

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Бросим крошек поскорей

Для красавцев – … 

(снегирей).

Как в лесу похолодает,

Птицы в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Всем известны эти птицы,

Называются…  

(синицы).

Что за птицы расписные,

Хохолки у них смешные.

На рябину птицы сели,

А зовут их …

(свиристели).

Сильная, большая птица

Собак не боится!

В игры играет,

Детей пугает.

Очень важная персона –

Чёрно-серая ... 

(ворона).

На берёзах птицы ловко

Треплют круглые головки,

На репейнике певцы

Ищут семечки ….

(щеглы).

— Воробьи, голуби, вороны, сороки, синицы, снегири, свиристели, щеглы – это … зимующие птицы.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, птиц по описанию узнали.

Интеллектуальная разминка «Зимующие птицы».

Задачи. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам. Развивать слуховое внимание, сообразительность, логическое мышление детей.

Беседа.  

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

Вопросы.

  • Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это?  – … (птица).
  • Овощи – это растение, птицы – это ... (животные).
  • Люди – ходят, птицы – … (летают).
  • Рыба плавает в воде, а птица летает – … (в воздухе).
  • Сколько крыльев у птиц? … (два крыла).
  • Чем птица клюёт? … (клювом).
  • Перелётные птицы перелетают, а зимующие – … (зимуют).
  • Журавль – перелётная птица, синица – …  (зимующая птица).
  • Воробей – городская птица, а снегирь – … (лесная).
  • Сорока стрекочет, а ворона – … (каркает).
  • Снегирь рюмит, а свиристель – … (свиристит).
  • Перелётные птицы на юг улетают, а с нами остаются птицы … (зимующие).
  • Зимой птицам не тепло, а… (холодно).
  • Зимующие птицы не сытые, а… (голодные).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Диагностическое задание для детей 5-6 лет.

Игра «Зимующие птицы».

(индивидуально).

Задачи. Выявить знания детей о зимующих птицах, умение детей обобщать, объём словаря по теме зимующие птицы.

Игровой материал. Предметные картинки (зимующие и перелётные птицы). Иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа.

Зимующие птицы: воробей, голубь, сорока, ворона, синица, снегирь, свиристель, щегол, щур, клёст, дятел, поползень.

Перелётные птицы: ласточка, скворец.

Игра.

Карточки разложены на столе рисунком вверх.

— … (имя ребёнка), посмотри внимательно на карточки и скажи одним словом, что здесь нарисовано. Правильный ответ: птицы.

Педагог обращает внимание ребёнка на иллюстрацию зимнего пейзажа с кормушкой.

— … (имя ребёнка), какое время года изображено на этой картине? (ответ ребёнка).

— Правильно! Зима! А зачем зимой нужны кормушки? (ответ ребёнка).

— … (имя ребёнка), как ты думаешь, какие птицы прилетят зимой на эту кормушку. Выбери птиц и посади их на кормушку.

Ребёнок выполняет задание. Если ребёнок сам не называет птиц, педагог уточняет: «Кто это?»

— Молодец! … (имя ребёнка), как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (ответ ребёнка).

— Правильно! Это зимующие птицы. А каких зимующих птиц, ты ещё знаешь? (ответ ребёнка).

— Отлично!

Оценка результатов.

Для детей 5 – 6 лет

  • 3 балла — ребёнок называет обобщающее слово «птицы», «зимующие птицы»; различает по внешнему виду, называет не менее 7 зимующих птиц.

  • 2 балла — ребёнок называет обобщающее слово «птицы», «зимующие птицы»; различает по внешнему виду, называет не менее 5 зимующих птиц.

  • 1 балл — ребёнок называет менее 5 птиц, затрудняется в классификации птиц.

Диагностическое задание для детей 6-7 лет.

Игра «Зимующие птицы».

(индивидуально).

Задачи. Выявить знания детей о зимующих птицах, умение детей обобщать, объём словаря по теме зимующие птицы.

Игровой материал. Предметные картинки (зимующие, кочующие и перелётные птицы). Два овала (круга).

Зимующие птицы: воробей, голубь, сорока, ворона,

Кочующие птицы: синица, снегирь, свиристель, щегол, щур, клёст, дятел, поползень.

Перелётные птицы: ласточка, скворец, иволга.

Игра.

Карточки разложены на столе рисунком вверх.

— … (имя ребёнка), посмотри внимательно на карточки и скажи одним словом, что здесь нарисовано. Правильный ответ: птицы.

Задание 1.

— … (имя ребёнка), Выбери птиц, которые ты знаешь, и назови их.

Ребёнок выполняет задание. Если ребёнок не берёт карточку с названной птицей сам, педагог подаёт её.

— Молодец! Педагог убирает карточки, которые остались на столе.

Задание 2.

Если ребёнок выбрал птиц из разных групп, игра проводится с теми карточками, что у ребёнка. Если только один вид птиц, то педагог подаёт ему, несколько нужных карточек, называя птиц.

— … (имя ребёнка), ты много птиц знаешь. Раздели, пожалуйста, птиц на две группы. В один овал положи птиц, которых мы можем встретить зимой. Во второй овал положи птиц, которых мы зимой не увидим. Ребёнок выполняет задание.

Если ребёнок допустил ошибку, положив птицу не в тот овал, педагог его не поправляет. Педагог показывает на овал, где большинство птиц зимующие.

— … (имя ребёнка), назови, пожалуйста, общим словом птиц, которые в этом овале. (Ответ ребёнка). Если ребёнок, увидев ошибку исправляет её, педагог не возражает.

— Как ты думаешь, почему этих птиц называют зимующими? (ответ ребёнка).

Педагог показывает на второй овал.

— … (имя ребёнка), назови, пожалуйста, общим словом птиц, которые в этом овале. (Ответ ребёнка).

— Как ты думаешь, почему этих птиц называют перелётными? (Ответ ребёнка).

— Отлично!

Задание 3.

Педагог выбирает картинки с зимующими и кочующими птицами.

— … (имя ребёнка), что ты знаешь о кочующих птицах? (ответ ребёнка).

— Правильно! Кочующие птицы не живут с нами постоянно, а прилетают к нам только зимой из леса. Раздели, пожалуйста, птиц на две группы. В один овал положи кочующих птиц. Во второй овал положи зимующих птиц, которые живут рядом с нами постоянно. Ребёнок выполняет задание.

— Молодец! … (имя ребёнка), а каких зимующих птиц, ты ещё знаешь? (ответ ребёнка).

— Отлично!

Оценка результатов.

Для детей 6 – 7 лет

  • 3 балла — ребёнок называет обобщающее слово «птицы», «зимующие птицы», «перелётные птицы»; различает по внешнему виду, называет не менее 10 зимующих птиц; понимает понятие «кочующие птицы».

  • 2 балла — ребёнок называет обобщающее слово «птицы», «зимующие птицы»; различает по внешнему виду, называет не менее 7 зимующих птиц.

  • 1 балл — ребёнок называет менее 7 птиц, затрудняется в классификации «зимующие птицы» и «перелётные птицы».

Примечание. Диагностическое задание можно проводить в начале и (или) в конце лексической темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимующие птицы. Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста

Презентация для родителей и педагогов с подборкой пальчиковых игр....

Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Домашние животные. Речевые игры для детей 5-7 лет.

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н. А. Я-человек. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Я – Человек». Лексическая тема «Части тела человека и животных»....

Волкова Н. А. Птицы на юг улетают. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Перелётные птицы». Тема недели «Кто как готовится к зиме»....

Волкова Н. А. Дикие животные. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....

Волкова Н. А. Зима. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....