Волкова Н. А. Зима. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n._a._zima._rechevye_igry_dlya_detey_5-7_let.docx399.03 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Зимушка-зима».

Лексическая тема «Зима».

Направление «Речевое развитие».

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык”.

Константин Георгиевич Паустовский

Содержание.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Звуковая

культура речи

Занимательная игра

«В краю Скороговория».

 «Зима».

Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать.

Игровая ситуация «Зима да стужа».

Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "з" и "ж". Развивать фонематический слух, память, внимание детей.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Зима пришла».

Обогащать речь детей существительными. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Речевая ситуация «Красивые слова

 о зиме».

Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь прилагательными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе.

Речевая ситуация «Что делает зима?»

Обогащать речь детей глаголами настоящего времени. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Речевая ситуация «Белая зима».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Обогащать словарь детей. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе.

Ситуация общения «Похожие слова

 о ветре».

Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Речевая ситуация «Зима».

Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе.

Пальчиковая игра «Зимушка-зима».

Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к зимним месяцам и зимним явлениям природы.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая игра

«Десять снежных сугробов».

Упражнять в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных.

Речевая игра «Десятая снежинка».

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей прилагательными.

Развитие грамматического строя речи. Словообразование.

Речевая ситуация «Ласковые слова

 о зиме».

Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям.

Речевая ситуация «Измени зимнее слово».

Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать внимание детей.

Речевая ситуация «Зимняя погода».

Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий. Обогащать речь детей наречиями и прилагательными.

Речевая ситуация «Зимние родственные слова».

Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Развитие грамматического строя речи. Предложения.

Беседа

«Предложения

о зиме».

Закреплять умение детей выделять предложение из текста рассказа. Упражнять детей в умении распространять предложения с помощью определений.

Речевая ситуация «Рассказ о зиме».

Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, используя различные языковые средства для соединения их частей. Развивать мышление детей.

Расширение кругозора

Словесная игра «Зимние загадки».

Формировать умение детей узнавать зимние явления по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Интеллектуальная разминка «Зима».

Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление детей.

Беседа

Беседа

«Время года – зима».

Развивать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не уклоняясь от темы. Воспитывать культуру речевого общения. Закреплять умение детей пользоваться в речи словами-понятиями: сейчас, после, раньше, позже. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности месяцев, времён года. Поощрять любознательность детей.

Звуковая культура речи

Занимательная игра «В краю Скороговория».

 «Зима».

Задачи. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.

Игра.

Понедельник. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, по Скороговории гуляем, удивительное замечаем…

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Заморозила зима

И заборы, и дома.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

— Дети, помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку, договаривайте предложение.

Заморозила …

И заборы, …

Зимним утром …

На заре звенят …

— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.

Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.

Вторник. Школа актёрского мастерства.

        Педагог читает скороговорку.

Заморозила зима

И заборы, и дома.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.

Среда. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.

Заморозила зима

И заборы, и дома.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки.  Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.

Четверг. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Заморозила зима

И заборы, и дома.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.

Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд.  Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Пятница.  Соревнование. 

Педагог читает скороговорку.

Заморозила зима и заборы, и дома.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку».  Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.

Заморозила зима и заборы, и дома.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

Педагог повторяет скороговорку. Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.

— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.

Игровая ситуация «Зима да стужа».

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "з" и "ж". Развивать фонематический слух, память, внимание детей.

Игровой материал: картинка «Зима да стужа».

Игра. 

Педагог обращает внимание детей на картинку «Зима да стужа».

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков.  Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Стихотворение запоминаем, в словах звуки "з" и "ж" различаем. 

Уж ты зимушка-зима,

Стужу люту привела.

Уж ты зимушка-зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все лужки

Не проехать, не пройти.

— Дети, что сделала зимушка-зима? (ответы детей).

Зимушка-зима стужу люту привела, закружила, замела. Дети, пожалуйста, внимательно послушайте стихотворение. Запоминаем слова со звуками "з" и "ж"

Уж ты зимушка-зима,

Стужу люту привела.

Уж ты зимушка-зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все лужки

Не проехать, не пройти.

— Дети, в каких словах в стихотворение мы слышим звук "ззз"?  (ответы детей).

— Зззимушка-зззима, зззакружила, зззамела. Дети, в каких словах в стихотворение мы слышим звук "жжж"?  (ответы детей).

— Уж, стужжжу, закружжжила, дорожжжки, лужжжки. Дети, в каком слове в стихотворение мы слышим звуки "ззз" и "жж"?  (ответы детей).

—Зззкружжжила.

Педагог читает стихотворение и предлагает желающим детям повторить его.

Раз, два, три!

Стихотворение повтори!

Уж ты зимушка-зима,

Стужу люту привела.

Уж ты зимушка-зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все лужки

Не проехать, не пройти.

Дети читают стихотворение, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Чудесно, дети! Звуки "з" и "ж" правильно произносили, слова чётко говорили.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Зима пришла».

Задачи. Обогащать речь детей существительными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор. 

Вот зима пришла

серебристая,

Белым снегом замела

поле чистое.

Днём с детьми на коньках

все катается,

Ночью в снежных огоньках

рассыпается…

В окнах пишет узор

льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

со свежей ёлочкой.

Раиса Кудашева

— Дети, составим рассказ о зиме. Я начну предложение, а вы продолжите.  По одному слову скажите, о зиме расскажите.

Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали слова, не повторяли слова, названные другими детьми. После ответов детей, к каждому слову педагог называет существительные, которые назвали дети и добавляет свои.

Лексический материал.

  • Зима пришла, с собой привела… (снежинки, снег, снегопады, сугробы, холод, мороз, стужу, позёмки, метели, вьюги, бураны …)
  • Зимой люди надевают … (шубы, пуховики, лыжные костюмы, варежки, шарфы, шапки–ушанки, шапки–шлемы, шали, капоры, валенки, бурки, унты, зимние сапоги, зимние ботинки…)
  • Зимой можно кататься … (на санках, ледянках, тюбингах, лыжах, коньках, снегоходах, с горки…)

— Замечательно, дети! О зиме рассказали, много слов назвали.

Речевая ситуация «Красивые слова о зиме».

Задачи. Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор. 

Укрыла белой пеленою

Края сибирские зима,

И снег, пушистой бахромою

Укутал бережно дома.

Алексей Соломин

Русская зима – вьюги, да морозы
Русская зима – спят в снегу берёзы
Всё белым-бело – снегири повсюду
За окном метель и я верю в чудо

Мария Крюкова

— Дети, красивые слова называем, описание зимы составляем.

Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных, не повторяли слова, названные другими детьми. После ответов детей, к каждому слову педагог называет прилагательные, которые назвали дети и добавляет свои.

Лексический материал.

  • Зима какая? (снежная, белоснежная, пушистая, серебристая, красивая, холодная, морозная, суровая, лютая, ветреная, вьюжная, студёная, долгая, сказочная, волшебная, русская, сибирская)
  • Снежинка какая? (маленькая, красивая, кристальная, кружевная, изящная, хрупкая, лёгкая, невесомая, пушистая, белая, чистая, холодная).
  • Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, мокрый, сухой, лёгкий, искристый, блестящий, хрустящий, серебристый, сверкающий, падающий, холодный).
  • Лёд какой? (твёрдый, холодный, гладкий, скользкий, толстый, крепкий, прочный, твёрдый, тонкий, хрупкий, опасный, прозрачный).
  • Мороз какой? (Сильный, крепкий, злой, трескучий, лютый, жестокий, русский).

— Прелестно, дети! Красивые слова назвали, о зиме интересно рассказали.

Речевая ситуация «Что делает зима?»

Задачи. Обогащать речь детей глаголами настоящего времени. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор. 

Что ты делаешь, Зима?

Строю чудо-терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

Раскружится карусель,

Залихватская метель!

Постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы ёлка разожглась,

Чтобы тройка понеслась!

У Зимы не счесть забот:

Скоро праздник – Новый год!

Раим Фархади

— Дети, что делает зима расскажите, нужные слова подберите.

Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли слова, названные другими детьми, называли глагол в настоящем времени, без дополнительных слов. При необходимости называет слово правильно и просит ребёнка повторить слово. После ответов детей, к каждому слову педагог называет глаголы, которые назвали дети и добавляет свои.

Лексический материал.

  • Что делает зима? (идёт, приходит, гуляет, засыпает, строит, украшает, очаровывает, морозит, лютует, воет, вьюжит, метёт, колдует, уходит)
  • Что делает мороз? (морозит, подмораживает, замораживает, трещит, щиплет, кусает, разукрашивает, разрисовывает, сковывает, крепчает, усиливается).
  • Что делает снег? (идёт, летит, кружится, метёт, стелется, падает, засыпает, лежит, покрывает, хрустит, скрипит, сверкает, серебрится, искрится, блестит, переливается, тает).
  • Что делает зимняя метель? (метёт, дует, кружит, засыпает, завывает, плачет, воет, стонет).

— Восхитительно, дети! Слова разные подобрали, что делают рассказали.

Речевая ситуация «Белая зима».

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Обогащать словарь детей. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

Белая зима.

Белые шапки

На белых берёзах,

Белый зайчишка

На белом снегу,

Белый узор

На ветвях от мороза.

По белому лесу

На лыжах бегу.

Леонид Яхнин

— Дети, в игру играем, слова называем. Например, белый – белый снег, белый зайчишка, белый узор.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя прилагательное, дети сочиняют словосочетание с названным прилагательным. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли слова, названные другими детьми, согласовывали существительные с прилагательным в роде и числе.

Лексический материал.

  • Зимний – …

Зимний … холод, ветер, день, вечер, месяц, пейзаж, праздник, наряд, комбинезон, узор.

  • Зимняя – …

Зимняя … погода, стужа, ночь, одежда, обувь, шапка, прогулка, игра, сказка, песенка.

  • Зимнее – …

Зимнее … время, утро, небо, солнце, пальто, настроение, яблоко.

  • Снежный – …

Снежный … покров, сугроб, буран, шар, дворец, городок, человек, барс.

  • Снежная – …

Снежная … зима, погода, ночь, буря, королева, гора, долина

  • Снежное – …

Снежное … поле, облако, покрывало.

— Прекрасно, дети! Много словосочетаний назвали, богатство словаря показали.

Ситуация общения «Похожие слова о ветре».

Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор. 

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Самуил Маршак

— Дети, как вы думаете, что такое ветер? (ответы детей).

Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные.  Позёмка – это сильный ветер, но летит он низко, по земле, передвигая снег с места на место. Если идёт снег и дует сильный ветер, то это метель С ветром дружат, быстро летают, с полей снег поднимают и в лес угоняют, засыпают снегом ели зимние метели. Есть у метели подруги. Кружат, завихряют, снег вздымают, метели подруги – пурга да вьюга. Метель, пурга, вьюга по полям и лесам гуляют, все дороги заметают, сугробы наметают. Ну, а если ветер ещё сильнее дует. Над землёю пролетают, снегом засыпают, ветром сбивают, словно таран, это зимний буран или буря.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Александр Пушкин

Дети, ветер по-разному называем, похожие слова подбираем.

        Дети называют похожие слова (синонимы) к слову ветер.

Варианты ответов.

        Позёмка, метель, пурга, вьюга, буран, буря, ураган, шторм, торнадо.

— Прелестно дети! Похожие слова к слову ветер назвали, о ветре рассказали.

Педагог обобщает ответы детей, добавляя несколько своих слов.

Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветер по-разному называют. Позёмка, метель, пурга, вьюга, буран, буря, ураган, шторм, торнадо.

Речевая ситуация «Зима».

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор.  

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

Уж ты зимушка-зима,

Стужу люту привела.

Уж ты зимушка-зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все лужки

Не проехать, не пройти.

— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о зиме с помощью слов-наоборот. 

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

  • Осень ушла, зима … (пришла).
  • Зимой дни короткие, а ночи – … (длинные).
  • Зимой темнеет рано, а светает … (поздно).
  • Летом – жарко, а зимой – (холодно).
  • Земля чёрная, а снег … (белый).
  • В начале зимы снега мало, а в конце – … (много).
  • Осенью лёд на реке тонкий, а зимой … (толстый).
  • Лёд твёрдый, а снег … (мягкий).

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, ушла – пришла.

— Великолепно, дети! О зиме рассказали, слова правильно подобрали.

Пальчиковая игра «Зимушка-зима».

Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к зимним месяцам и зимним явлениям природы.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, зимние явления вспоминаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривая названия зимних явлений.

Зимушка-зима

в гости пришла,

Поочерёдно поднимаем и

опускаем кисти рук.

пляска

Зимние месяцы

с собой привела.

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

Шагаем

В декабре

Покажем ладонь правой руки с разжатыми пальцами.

Ладонь-пальцы правая

Холод

да ледостав,

Снегопад

да сугробы.

На каждое слово – явление поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки,

начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

Подушечки правая

В январе

Покажем ладонь левой руки с разжатыми пальцами.

Ладонь-пальцы правая

Стужа

да мороз,

иней

да буран.

На каждое слово – явление поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев левой руки,

начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

Подушечки левая

В феврале

Ладони параллельно

друг другу.

ладони

Вьюги

да метели,

оттепель,

гололёд

да гололедица.

Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу. касание

Сурова

русская зима,

бела и хороша.

На каждое слово

сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем.

кулачки вперёд

— Молодцы, дети! Пальчиками играли, зимние явления назвали.

Развитие грамматического строя речи

Словоизменение

Речевая игра «Десять снежных сугробов».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: флажок.

Игра.   

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.

Там, где очень много снега,

Не пройти и не проехать.

В поле белые стога

За ночь намела пурга.

Тот огромный, снежный горб,

Называется сугроб.

А. Ясноокий

— Дети, воображение включаем, мысленно по городу гуляем. Мы с вами играем в игру «Десять снежных сугробов». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • число со словами называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующее число называй;
  • когда «десять снежных сугробов» посчитаем, присели, отдыхаем.

— Дети, игру начинаем, снежные сугробы считаем.  

Педагог начинает счёт: «Один снежный сугроб». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два снежных сугроба», и так далее до слов «Десять снежных сугробов». Всё дети вместе с педагогом приседают, затем встают.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Снежные сугробы считали, числа не пропускали.

Памятка для педагога.

При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа.

Речевая игра «Десятая снежинка».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: флажок.

Игра.  

Дети, стоят по кругу.

Педагог читает стихотворение, выделяя голосом прилагательные.

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится…

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

К. Д. Бальмонт

— Дети, воображение включаем, снегопад представляем. Мы с вами играем в игру «Десятая снежинка». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • снежинку считай, какая она называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующую снежинку называй;
  • когда «Десятая снежинка» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем

— Дети, игру начинаем, снежинки по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первая снежинка хрустальная». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая снежинка …» и называет определение, отвечающее на вопрос «Какая?». Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные слова. Деи продолжают счёт до слов «Десятая снежинка …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Снежинки правильно считали, числа не пропускали.

Развитие грамматического строя речи

Словообразование

Речевая ситуация «Ласковые слова о зиме».

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Разговор.

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

Татьяна Бокова

Как ласково поэтесса назвала зиму: зимушка-зима. Дети, ласковое слово подбираем, ласково называем.

        Дети отвечают хором или поочерёдно. Педагог контролируют, чтобы дети чётко произносили слова.

        Лексический материал.

  • Зима – … зимушка, 
  • Солнце – … солнышко,
  • Мороз – … морозец,
  • Снег – … снежок,
  • Лёд – … ледок,
  • Ветер – … ветерок,
  • Холод – … холодок,
  • Сугроб – … сугробик,
  • Санки – … саночки,
  • Звёзды – … звёздочки,
  • Метель – … метелица.

        

— Волшебно, дети! По-другому сказали, ласково о зиме рассказали.

Речевая ситуация «Измени зимнее слово».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игра.

Педагог читает стихотворение, выделяя голосом прилагательные.

Русская зима

У зимы свои причуды, свой характер, свой каприз.

То укроет всё снегами, сделав сказочный сюрприз,

То завоет и завьюжит, заколдует, заметёт,

Так, что путник в чистом поле и дороги не найдёт.

То холодными ветрами вдруг задует над землёй

И покроет все озёра толстый панцирь ледяной.

Или дождиком заплачет, вдруг обидевшись на нас

И по утру  засверкает на снегу блестящий наст.

У зимы характер сложный и порой бывает крут,

Но сверкает на морозе  серебром  замёрзший пруд.

Украшает нежный иней кружевами зимний лес

И сияет над снегами синь бездонная небес.

Мы за все её красоты, за метелей кутерьму,

Не взирая на морозы, любим русскую зиму.

                                                              Ирина Бутримова

— Дети, зимние слова изменяем, новые слова сочиняем. Например, нежность – нежный.

Дети отвечают хором или поочерёдно. При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных.

Лексический материал:

  • зима – зимний;
  • сказка – … сказочный;
  • холод – холодный;
  • мороз – … морозный;
  • снег – снежный;
  • лёд – ледяной;
  • декабрь – декабрьский;
  • январь – … январский;
  • февраль – февральский;
  • ветер – ветреный.

— Обворожительно, дети! Слова изменяли, новые слова сочиняли.

Речевая ситуация «Зимняя погода».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий. Обогащать речь детей наречиями и прилагательными. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор. 

Зимняя погода,

Снег, мороз, метель...

Стелет нам природа

Белую постель...

Города, селенья

Снегом замело

И трещат поленья

От печи тепло...

На окне узоры

Словно сон из грёз.

Реки и озера

В лёд сковал мороз...

Владимир Сидоркин

— Дети, о зимней погоде расскажите, какая бывает погода, уточните. Хором отвечаем, слово изменяем, на вопрос «какая?» отвечаем.

При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных

Лексический материал:

  • холодно –… холодная,
  • морозно – … морозная,
  • пасмурно – … пасмурная,
  • хмуро – … хмурая,
  • снежно – … снежная,
  • плохо – … плохая,
  • грустно – … грустная,
  • туманно – … туманная,
  • ветрено – … ветреная,
  • студёно – … студёная,
  • люто – … лютая,
  • солнечно – … солнечная,
  • чудесно – … чудесная,
  • волшебно – … волшебная,
  • сказочно – … сказочная.

— Восхитительно, дети! Слова изменяли, какая зимняя погода рассказали.

Речевая ситуация «Зимние родственные слова».

Задачи. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Поддерживать интерес к зимним изменениям в природе. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор. 

Вот зима пришла

серебристая,

Белым снегом замела

поле чистое.

Днём с детьми на коньках

все катается,

Ночью в снежных огоньках

рассыпается…

В окнах пишет узор

льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

со свежей ёлочкой.

Раиса Кудашева

— Дети, вы помните, что в мире слов есть родственные слова. Родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. Родственные слова подбираем, словарь свой обогащаем.

После ответов детей, к каждому слову педагог называет родственные слова, которые назвали дети и добавляет свои.

Лексический материал.

  • Зима – … (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, предзимье, первозимье)
  • Снег – … (снежинка, снежок, снежки, снежный, заснеженный, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегирь).
  • Холод – … (холодно, холодное, похолодание, холодок, холодина, охлаждение холодильник, холодец).
  • Мороз – … (морозец, Морозко, морозный, морозит, заморозки, замораживать, подмораживать, морозилка, мороженое).
  •  Лёд – … (ледок, ледник, льдина, льдинка, ледышка, ледоход, ледостав, обледенение, ледянка, ледяной, наледь, ледоруб, ледокол, гололёд, гололедица, ледовый, Ледовитый.).

— Восхитительно, дети! О зиме вспоминали, родственные слова подобрали.

Развитие грамматического строя речи

Предложения

Беседа «Предложения о зиме».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Закреплять умение детей выделять предложение из текста рассказа. Упражнять детей в умении распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать память детей.

Беседа

— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ.

Наступила зима. Пришёл мороз. Идёт снег.

— Рассказ состоит из предложений. Предложение о чём-то рассказывает. Дети, кто назовёт мне первое предложение рассказа. (Ответы детей).

Наступила зима.  Дети, о чём говорится в первом предложении? (ответы детей).

— В предложение говорится о зиме. Что мы узнали из предложения о зиме? (ответы).

Зима наступила. Дети, кто назовёт мне второе предложение рассказа. (Ответы).

Пришёл мороз. Дети, о чём говорится во втором предложении? (ответы детей).

— В предложение говорится о морозе. Что мы узнали из предложения о морозе? (ответы детей).

Мороз пришёл. Дети, кто назовёт мне третье предложение рассказа. (Ответы).

Идёт снег. Дети, о чём говорится в третьем предложении? (ответы детей).

— В предложение говорится о снеге. Что мы узнали из предложения о снеге?

Снег идёт. Дети, предложение состоят из слов. Сколько слов в каждом предложении рассказа? (Ответы детей).

— В каждом предложение два слова. Дети, волшебство начинаем, предложение изменяем. Наступила зима. Какая зима наступила? Предложение из трёх слов скажите, о зиме расскажите. (Ответы детей).

Педагог предлагает свой вариант предложения. Варианты: Наступила снежная (ранняя, суровая, волшебная) зима.

Пришёл мороз. Какой мороз пришёл? Предложение из трёх слов скажите, о морозе расскажите. (Ответы детей).

Педагог предлагает свой вариант предложения. Варианты: Пришёл безжалостный (жгущий, леденящий, скрипучий) мороз.

Идёт снег.  Какой идёт снег? Предложение из трёх слов скажите, о снеге расскажите. (Ответы детей).

Педагог предлагает свой вариант предложения. Варианты: Идёт мокрый (пушистый, новогодний) снег.

Наступила зима. Пришёл мороз. Идёт снег. Дети, рассказ о зиме повторите, три предложения скажите. Каждое предложение украшаем, из трёх слов составляем.

        Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы произносили предложения чётко, интонационно выделяя голосом начало и конец предложения.

— Превосходно, дети! Предложения изучали, о зиме рассказали.

Речевая ситуация «Рассказ о зиме».

Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, используя различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать мышление детей.

Разговор.  

Дети, рассказ о зиме составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.

Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.

Лексический материал.

  • Снег падает, потому что… (ответы детей).
  • Девочка надела тёплую шубу, чтобы… (ответы детей).
  • Если зимой будет очень сильный мороз, то … (ответы детей).
  • На улице мороз, поэтому… (ответы детей).
  • Когда на улице снег, мы… (ответы детей).
  • Слушая музыку и стихи поэтов о зиме, я … (ответы детей).

— Прелестно, дети! Мы составили удивительный рассказ о зиме. 

Расширение кругозора

Словесная игра «Зимние загадки».

Задачи. Формировать умение детей узнавать зимние явления по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Дети, «Зимние загадки» отгадаем, зимние явления вспоминаем.

Правила игры:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, ответ называем.

        Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Осень ушла,

Тепло увела.

Замёрзла лужа,

На улице … Стужа

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки... Зимы

По дорогам идёт дед,

А за ним идут вслед,

Для зверей голод,

Для всех … Холод

Подышал он на окно –

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берёз

Инеем укрыл ... Мороз

Зима взбивала перину,

Чтобы укрыть долину,

Вниз посыпались пушинки

Серебристые… Снежинки

Вниз летят пушинки,

Белые снежинки.

То не дождь, то не град,

Это зимний … Снегопад

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый ... Снег

Зима месила тесто,

Наутро повсеместно

Из пушистой сдобы

Выросли… Сугробы

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая… Позёмка

Кружит, завихряет,

Снег вздымает,

Метели подруга:

Снежная … Вьюга, пурга

С ветром дружит,

Быстро летает,

С полей снег поднимает,

В лес угоняет.

Засыпает снегом ель.

Зимняя … Метель

Над землёю пролетает,

Снегом засыпает,

Ветром сбивает,

Словно таран,

Зимний … Буран

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовёт

Синий крепкий гладкий …

 Лёд

То морозы, то тепло,

Вся дорога как стекло.

Что за странная нелепица –

Это скользкая …

 Гололедица

Все деревья и кусты

Небывалой красоты.

Не колючий, бело-синий

На берёзе видим … Иней

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, зимние явления назвали.

Интеллектуальная разминка «Зима».

Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать слуховое внимание, сообразительность, логическое мышление детей.

Беседа.  

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

Вопросы.

  • После осени наступает … (зима).
  • Первый месяц зимы? … (декабрь).
  • Что воду в лёд превращает? (холод).
  • Сильный холод, но не мороз? (стужа).
  • Не огонь, а жжётся … (мороз).
  • Снег падает, значит это … (снегопад).
  • Скатерть бела всю землю одела … (снег).
  • Лёд встал на реки – это … (ледостав).
  • Капельки дождя зимой –… (снежинки).
  • Художник, рисующий узоры на окне … (мороз).
  • Стекло на реке зимой – … (лёд).
  • Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (снег).
  • Зимой дни короткие, а ночи – … (длинные).
  • Сам не бежит, и стоять не велит… (мороз).
  • Снежные тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
  • Летом – жарко, а зимой – (холодно).
  • Какую часть лица чаще всего щиплет мороз? (нос).
  • Осень ушла, зима … (пришла).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Беседа

Беседа «Время года – зима».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Развивать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не уклоняясь от темы. Воспитывать культуру речевого общения. Закреплять умение детей пользоваться в речи словами-понятиями: сейчас, после, раньше, позже. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности месяцев, времён года. Поощрять любознательность детей.

Беседа.  

— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).

— Сейчас – зима. Что бы вы хотели узнать об этом времени года? (вопросы детей).

Педагог отвечает на вопросы детей, если они по теме. Предлагает другим детям ответить на вопросы детей. Если вопрос или ответ не по теме, педагог вежливо останавливает ребёнка, предлагает поговорить об этом в другой раз.

— Дети, какие времена года вы знаете? (ответы детей).

— Всего четыре времени года: осень, зима, весна, лето. Дети, какое время года было раньше зимы? (ответы детей).

Перед зимой была осень. Дети, какое время года будет после зимы? (ответы детей).

После зимы придёт весна. Дети, как вы думаете, после зимы может наступить лето? (ответы детей).

— Осень, зима, весна, лето друг за другом идут, друг друга не обгоняют, очерёдность соблюдают. Дети, в каждом времени года три месяца, всего двенадцать месяцев. Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Ответы детей).

— Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

Педагог выделяет голосом слова-понятия, контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, правильно использовали временные понятия.

— Дети, о зимних месяцах расскажем, кто, за кем и перед кем идёт словом покажем. Например, декабрь идёт за ноябрём, перед … (январём).

— Январь? (ответы детей).

 Январь идёт за декабрём, перед февралём. Февраль? (ответы детей).

 Февраль идёт за январём, перед мартом.

При необходимости педагог подсказывает название месяца.

— Дети, какой сейчас зимний месяц? (ответы детей).

 Сейчас декабрь. Какой месяц после декабря? (ответы детей).

 После декабря январь. Какой месяц будет после января? (ответы детей).

 После января февраль. Какой месяц перед февралём? (ответы детей).

 Перед февралём январь. Какой месяц перед январём? (ответы детей).

Перед январём декабрь. Дети, какой зимний месяц наступит позже января? (ответы детей).

Позже января февраль. Дети, какой зимний месяц наступает раньше января? (ответы детей).

 Правильно, дети, раньше января декабрь.

— Потрясающе! Времена года вспоминали, зимние месяцы посчитали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Грибы. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Овощи. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Фрукты. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Осень. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья». Картотека речевых игр....