Волкова Н. А. Осень. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья». Картотека речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n._a._osen._rechevye_igry_dlya_detey_5-7_let.docx169.79 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Краски осени».

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья».

Направление «Речевое развитие».

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык”.

Константин Георгиевич Паустовский

Содержание.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Звуковая

культура речи

Занимательная игра

«В краю Скороговория».

«Дождик».

Закреплять умение детей отчётливо произносить согласные звуки "д" и "ж". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.  Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать.   Развивать память детей.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Осень какая?»

Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь детей прилагательными.

Речевая ситуация «Переменчивая осень».

Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Речевая ситуация «Листопад».

Обогащать речь детей глаголами настоящего времени. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.

Речевая ситуация «Осенние».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.

Занимательная беседа

«Слова-двойники. Лист»

Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Пальчиковая игра   «Осенний букет».

Обогащать речь детей числительными. Развивать мелкую моторику детей, динамическую координацию рук.

Пальчиковая игра «Деревья».

Обогащать речь существительными, обозначающими названия деревьев. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Поддерживать интерес детей к лиственным деревьям.

Пальчиковая игра «Листочки».

Обогащать речь детей прилагательными. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.  Поддерживать интерес детей к лиственным деревьям.

Самомассаж пальцев рук «Осень».

Обогащать речь детей прилагательными. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.  Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая игра «Что бывает осенним».

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Речевая игра «Пять листочков».

Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных.

Речевая игра «Десятый листочек».

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями деревьев.

Развитие грамматического строя речи. Словообразование.

Ситуация общения

«Осенняя погода».

Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий. Обогащать речь детей наречиями и прилагательными. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Ситуация общения «Приставки осенние».

Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Речевая игра «Падают, падают листья…»

Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Ситуация общения «Родственные осенние слова».

Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов. Развивать фонематический слух.  Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.

Развитие грамматического строя речи. Предложения.

Беседа «Предложения

 об осени».

Познакомить детей с понятием «предложение». Формировать умение детей выделять предложение из текста рассказа. Упражнять детей в умении распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Развивать память детей.

Речевая ситуация «Рассказ об осени».

Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки о деревьях».

Формировать умение детей узнавать деревья по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.  Поддерживать интерес детей к загадкам.

Интеллектуальная разминка «Деревья».

Закрепить знания детей о деревьях. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Словесная игра «Осенние загадки».

Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Интеллектуальная разминка

«Осень».

Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Звуковая культура речи

Занимательная игра «В краю Скороговория».

«Дождик».

Задачи. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласные звуки "д" и "ж". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.  Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать.   Развивать память детей.

Игра.

Понедельник. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, я вас приглашаю в удивительную край Скороговория. В этом краю все любят говорить скороговорки. Напомните мне, пожалуйста, что такое скороговорки? (ответы детей).

Скороговорки – это небольшие стихотворения, предложения, которые нужно запомнить, а затем правильно и быстро произнести. Скороговорки – значит скоро, быстро говорить.  Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно скороговорку.

        Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

дедушке седому.

— Почему дети просят: «Дождик, дождик, не дожди. Дождик, дождик, подожди»? (ответы детей).

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

дедушке седому.

— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.

Вторник. Школа актёрского мастерства.         

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

дедушке седому.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.

Среда. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

дедушке седому.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки.  Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.

Четверг. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

дедушке седому.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.

Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд.  Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Пятница.  Соревнование. 

Педагог читает скороговорку.

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

дедушке седому.

— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку».  Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.

Педагог повторяет скороговорку. Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.

— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Осень какая?»

Задачи. Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь детей прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Разговор. 

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далёкий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льётся,

Это время года

осенью зовётся.

                                                  Майя Ходякова

— Дети, красивые слова называем, описание осени составляем.

Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных. После ответов детей, к каждому слову называет прилагательные, которые назвали дети и добавляет свои.

Лексический материал.

  • Листья осенью какие? (большие, маленькие, осенние, красные, жёлтые, золотые, яркие, зелёные, коричневые, разноцветные, опавшие, сухие, лёгкие, невесомые).
  • Небо какое? (чистое, голубое, тёплое, серое, низкое, хмурое, облачное, пасмурное).
  • Ветер какой? (слабый, сильный, порывистый, южный, тёплый, ласковый, северный, злой, холодный).
  • Солнце поздней осенью какое? (осеннее, холодное, неласковое, грустное).
  • Дождь осенью какой? (мелкий, холодный, моросящий, сильный, ливневый, затяжной, ледяной).
  • Осень какая? (ранняя, тёплая, солнечная, золотая, яркая, цветистая, разноцветная, поздняя, глубокая, дождливая, холодная, переменчивая, непостоянная).

— Прелестно, дети! Красивые слова вы назвали, об осени интересно рассказали.

Речевая ситуация «Переменчивая осень».

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Разговор.  

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.
Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,

И заплачет спросонья.

Константин Бальмонт

— Осень переменчива и непостоянна: то порадует нас тёплым солнышком, то расстроит холодным ветром и промозглым дождём. Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать об осени с помощью слов-наоборот. Вы готовы? (ответы детей).

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

  • Лето ушло, осень … (пришла).
  • Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).
  • Погода осенью то хорошая, то … (плохая).
  • То тёплая, то … (холодная).
  • То солнечная, то … (пасмурная).
  • На улице то сухо, то … (сыро).
  • Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
  • Ветер гоняет листья то вверх, то … (вниз).
  • Настроение осенью то грустное, то … (радостное).
  • Урожай осенью не бедный, а … (богатый).
  • Некогда лениться, нужно … (трудиться).

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, короче-длиннее.

— Великолепно, дети! О переменчивой осени рассказали, слова правильно подобрали.

Речевая ситуация «Листопад».

Задачи. Обогащать речь детей глаголами настоящего времени. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.

Разговор. 

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад...

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Маргарита Ивенсен

— Дети, по осеннему лесу мысленно гуляем, за осенним листопадом наблюдаем. Что листья умеют делать, расскажите, нужные слова подберите.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

Лексический материал.

  • Осенью листья меняют цвет. Как они меняют цвет, что делают? (желтеют, краснеют)
  • Во время листопада листья что делают? (падают).
  • Ветер листочки с дерева что делает? (срывает).
  • Дует ветер, и листья что делают? (летят, кружатся, танцуют).
  • Мы идём по опавшим листьям, и листья что делают? (шелестят, шуршат).

— Восхитительно, дети! Слова разные подобрали, что делают листья, рассказали.

Листья в воздухе кружатся,

Вновь осеннюю порой,

Людям под ноги ложатся

Кое-где лежат горой…

Вот дубовый лист кружится

И пикирует в газон;

Как же нам не удивиться –

Так чудесно падал он!

Словно золотом залиты

Парки, скверы и сады…

Всё вокруг листвой покрыто –

Это осени следы.

Мы с сестрёнкой очень рады

Видеть эту красоту,

Мы играем с листопадом,

Ловим листья на лету.

А потом мы собираем

Листья яркие в букет,

Мы его подарим маме,

Как от осени привет.

Тина Морозова

Речевая ситуация «Осенние».

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.

Разговор.  

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

— Волшебное слово «осенний». Как много всего осеннего вокруг нас! Например, осенний марафон, осенний плащ. Дети словосочетание со словом «осенний» скажите, словарь свой обогатите.  Дети поочерёдно называют словосочетания.

Педагог контролирует, чтобы дети называли словосочетания только со словом «осенний», не повторяли названные словосочетания, правильно сочетали окончания слов в словосочетании. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осенний … день, дождь, листопад, лист, лес, букет, вальс, месяц, праздник, урожай, пейзаж.

— Дети словосочетание со словом «осенняя» скажите, словарь свой обогатите.  Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осенняя … погода, куртка, обувь, одежда, сказка, песенка.

— Дети словосочетание со словом «осеннее» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осеннее … пальто, настроение, яблоко.

— Дети словосочетание со словом «осенние» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.

Лексический материал. Осенние … листья, цветы, грибы, ягоды, сапоги, заморозки.

— Прекрасно! Молодцы, дети! Много слов осенних назвали, богатство словаря показали. Послушайте, пожалуйста, «Осеннюю песенку» Алексея Николаевича Плещеева.

Весёлые упражнения «Осеняя песенка».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Миновало лето,

Осень наступила.

Помашем рукой в прощальном жесте.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Занимательная беседа с детьми 6-7 лет.

«Секреты русского языка».

 «Слова-двойники. Лист».

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Разговор.  

— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

 — Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Растёт — зеленеет,

Упадёт — пожелтеет,

Полежит — почернеет.

(Лист).

— Дети, что такое лист? (ответы детей).

Лист – это часть растения. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.

        Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга).

— Дети, книга не куст, а с листочками. Что это за листочки? (ответы детей).

Книга собрана из листов бумаги. Лист растения и лист книги, слово «лист» – это многозначное слово, это слова-двойники. Слова-двойники произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение со словом «лист», чтобы всем понятно было, о каком листе вы рассказываете. Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

  • С берёзы сорвался лист и плавно опустился на землю.
  • На первом листе книги я увидела иллюстрацию.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно предложения. Листья берёзы осенью желтеют. В новой книге много листов. Дети, у растения один лист – а много … (листьев). У книги один лист, а много … (листов).

— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-двойниках не забывайте, слово «лист» поясняйте.

Пальчиковая игра   «Осенний букет».

Задачи. Обогащать речь детей числительными. Развивать мелкую моторику детей, динамическую координацию рук. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев считаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают числительные.

Пошли пальчики гулять

«Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам.

Шагаем 1

Стали листья собирать:

Красный листик,

Жёлтый листик.

Красный листик,

Жёлтый листик.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.

Подушечки обе 

Нужно листья считать:

Один, два, три,

четыре, пять!

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

       Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают числительные).

Сколько листиков собрали?

Пять!

Протягиваем вперёд правую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

(Дети проговаривают числительное).

Ладонь-пальцы правая

Снова начали считать:

Один, два, три,

четыре, пять!

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука      

(Дети проговаривают числительные).

Сколько листиков собрали?

Пять!

Протягиваем вперёд левую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

(Дети проговаривают числительное).

Ладонь-пальцы левая

Ветер по двору гуляет,

Листья раздувает.

Энергично встряхиваем кисти рук.

сброс

— Удивительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев считали.

Пальчиковая игра «Деревья».

Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к лиственным деревьям.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, деревья изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия деревьев.

В лес гулять с тобой пойдём

Там деревья мы найдём: 

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

клён,

липа,

дуб,

берёза,

рябина.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия деревьев).

Ясень,

тополь,

ива,

яблоня,

осина.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука

(Дети проговаривают названия деревьев).

Деревья в лесу растут,

Пользу людям несут.

Раскрываем кулачки,

 покажем ладони обеих рук.

ладошки вверх

Ветер по лесу гуляет,

Листья с деревьев срывает.

Энергично встряхиваем кисти рук.

сброс

— Прелестно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, деревья назвали.

Пальчиковая игра «Листочки».

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.  Поддерживать интерес детей к лиственным деревьям.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.

Ветер по лесу летал,

Ветер листочки считал:

Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз.

Волны

С дуба дубовые,

С клёна кленовые,

С рябины рябиновые,

С берёзы берёзовые,

С осины осиновые.

Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Пальцы  правая рука

Пальцы 1

(Дети проговаривают названия листьев деревьев).

Ветер листочки срывал,

На тропинки бросал.

Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук.

Встряхиваем

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.

Самомассаж пальцев рук «Осень».

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.  Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

Дети, мы разучим стихотворение Ольги Высотской «Осень» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

Педагог читает текст, выделяя голосом прилагательные, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

Осенние денёчки,

Большой палец.

В саду большие лужи.

Указательный палец.

Последние листочки

Средний палец.

Холодный ветер кружит.

Безымянный палец.

Вон листочки жёлтые,

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Вон листочки красные.

Мизинец.

Соберём в кошёлку

Безымянный палец.

Мы листочки разные!

Средний палец.

Будет в комнате красиво,

Указательный палец.

Скажет мама нам «спасибо»!

Большой палец.

— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.

Развитие грамматического строя речи

Словоизменение

Речевая игра «Что бывает осенним».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Игровой материал: флажок.

Игра.  

Дети, стоят (сидят) по кругу.

— Дети, в игру играем, что осенним бывает узнаем.  

Игровые правила:

  • тишину сохраняем, на вопросы поочерёдно отвечаем;
  • кто с флажком на вопрос отвечает, два слова называет;
  • слова местами меняет, новое словосочетание получает;

Например, слова осенние – осенние слова.

  • после ответа флажок возвращай, тишину соблюдай.

Педагог подаёт флажок ребёнку, задавая вопрос. Ребёнок отвечают на вопрос словосочетанием и возвращают флажок педагогу. При необходимости, педагог напоминает:

— Поменяй, пожалуйста, слова в словосочетании местами.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

Лексический материал.

  • Погода, какая? (Погода осенняя – Осенняя погода).
  • Настроение, какое? (Настроение осеннее – Осеннее настроение).
  • Дождь, какой? (Дождь осенний – Осенний дождь).
  • Листья, какие? (Листья осенние Осенние листья).
  • Песенка, какая? (Песенка осенняя – Осенняя песенка).
  • Яблоко, какое? (Яблоко осеннее – Осеннее яблоко).
  • Листопад, какой? (Листопад осенний – Осенний листопад).
  • Заморозки, какие? (Заморозки осенние Осенние заморозки).
  • Куртка, какая? (Куртка осенняя – Осенняя куртка).
  • Сапоги, какие? (Сапоги осенние Осенние сапоги).

— Восхитительно, дети! Словосочетания составляли, слово правильно изменяли.

Речевая игра «Пять листочков».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Игровой материал: флажок.

Игра. 

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

Наталья Нищева.

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, осенний парк посещаем. Мы с вами играем в игру «Пять листочков».

Игровые правила:

  • число со словом называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующее число называй;
  • когда «пять листочков» посчитаем, наклон, как будто листочки собираем.

— Дети, игру начинаем, листочки считаем.

Педагог начинает счёт: «Один листочек». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два листочка», и так далее до слов «Пять листочков». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Листочки правильно считали, числа не пропускали.

Речевая игра «Десятый листочек»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями деревьев. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к лиственным деревьям.

Игровой материал: флажок.

Игра.    

Дети, стоят по кругу.

Педагог читает стихотворение, выделяя голосом название деревьев.

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

— Мы с клёнов …

— Мы с яблонь …

— Мы с вишен …

— С осинки …

— С черёмухи …

— С дуба …

— С берёзы

Везде листопад:

На пороге морозы!

Юрий Капотов.

— Дети, воображение включаем, по лесу гуляем, опавшие листья собираем. Мы с вами играем в игру «Десятый листочек».

Игровые правила:

  • листочки считай, дерево называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующее дерево называй;
  • когда «Десятый листочек» посчитаем, наклон, листья собираем.

— Дети, игру начинаем, листочки по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первый листочек с липы». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Второй листочек …» и называет дерево. Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные деревья. Дети продолжают счёт до слов «Десятый листочек …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.  

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Птиц правильно считали, числа не пропускали.

Развитие грамматического строя речи

Словообразование

Ситуация общения «Осенняя погода».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий. Обогащать речь детей наречиями и прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Беседа. 

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Александр Пушкин

— Дети, об осенней погоде расскажите, какая бывает погода, уточните.

Игровое правило. Хором отвечаем, слово изменяем, на вопрос «какая?» отвечаем.

При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных

Лексический материал:

  • хорошо – погода … хорошая,
  • ясно – погода … ясная,
  • солнечно – … солнечная,
  • тепло – … тёплая,
  • облачно – … облачная,
  • пасмурно – … пасмурная,
  • плохо – … плохая,
  • дождливо – … дождливая,
  • ненастно – … ненастная,
  • грустно – … грустная,
  • туманно – … туманная,
  • ветрено – … ветреная,
  • холодно – … холодная.

— Восхитительно, дети! Слова изменяли, какая осенняя погода рассказали.

Ситуация общения «Приставки осенние».

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Разговор. 

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встанут. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «кружить», и стали к нему приставать.

Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

  • Приставка о- … окружить.
  • Приставка по- … покружить.
  • Приставка за- … закружить.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «кружить» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Приставки слово окружили, покружили, закружили.

— Дети, приставки пристали к слову «летают».  Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Вылетают, взлетают, долетают, залетают, облетают, отлетают, перелетают, подлетают, прилетают, улетают).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Превосходно, дети!  Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Если на деревьях
листья
пожелтели,

Если в край далеки
птицы
улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льётся,

Это время года
осенью зовётся.

Майя Ходякова

Речевая игра «Падают, падают листья…»

(На прогулке).

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Игра.

— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

— Мы с клёнов …

— Мы с яблонь …

— Мы с вишен …

— С осинки …

— С черёмухи …

— С дуба …

— С берёзы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

Юрий Капотов.

— Дети, листья правильно назовите, родственные слова найдите. Например, дуб дубовые.

Игровое правило. Хором отвечаем, листья дерева называем.

При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных.

Лексический материал:

  • клён – кленовые;
  • яблоня – … яблоневые;
  • вишня – … вишнёвые;
  • осина – осиновые;
  • черёмуха – … черёмуховые;
  • берёза – … берёзовые;
  • рябина – … рябиновые;
  • тополь – … тополиные.

— Обворожительно, дети! Листочки деревьев назвали, родственные слова подыскали. Дети, вокруг нас лежат на земле листья деревьев, соберите их и составьте из листьев осенний букет.

Осенние денёчки,

В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки жёлтые,

Вон листочки красные.

Соберём в кошёлку

Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,

Скажет мама нам «спасибо»!

Ольга Высотская

Дети, листья, каких деревьев вы нашли? (ответы детей).

— Спасибо, дети!

Ситуация общения «Родственные осенние слова»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Беседа.

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

Закружилась в небе осень, 

Закружила всё вокруг.
И
листочки, и дождинки

По дорожке в сад бегут.

Вместе с солнышком пурпурным
Осень льёт осенний свет.
И раскрасила в
лесочке
Всё
грибочки в яркий цвет.

Осень пышно нарядилась

И на праздник к нам пришла,

И корзину с угощеньем
Всем ребятам принесла.

Галина Вихарева

— Дети, вы помните, что в мире слов есть родственные слова. Я назову слова, а вы определите, от какого слова произошли эти родственные слова.

Педагог произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень).

Лексический материал.

  • Листочки — лиственный — лиственница — листья. (Лист).
  • Дождинки — дождик — дождевик — дождливый. (Дождь).
  • Лесочек лесной — лесник — лесовик. (Лес).
  • Грибочки — грибной — грибница — грибник. (Гриб).
  • Травяной — травник — травница — травушка — травинка. (Трава).
  • Ветряные — ветерок — ветры — ветрище — ветродуй. (Ветер).
  • Холодок — холодище — холодный — холоднее — холодильник. (Холод).

 Потрясающе, дети!  Родственные слова узнали, главное слово правильно назвали.

Развитие грамматического строя речи

Предложения

Беседа «Предложения об осени»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Познакомить детей с понятием «предложение». Формировать умение детей выделять предложение из текста рассказа. Упражнять детей в умении распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Развивать память детей.

Беседа

— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ.

Осень наступила. Листья опадают. Идут дожди.

— Рассказ состоит из предложений. Предложение о чём-то рассказывает. Дети, кто назовёт мне первое предложение рассказа. (Ответы детей).

Осень наступила. Дети, о чём говорится в первом предложении? (ответы детей).

— В предложение говорится об осени. Что мы узнали из предложения об осени? (ответы).

Осень наступила. Дети, кто назовёт мне второе предложение рассказа. (Ответы).

Листья опадают. Дети, о чём говорится во втором предложении? (ответы детей).

— В предложение говорится о листьях. Что мы узнали из предложения о листьях? (ответы детей).

Листья опадают. Дети, кто назовёт мне третье предложение рассказа. (Ответы).

Идут дожди. Дети, о чём говорится в третьем предложении? (ответы детей).

— В предложение говорится о дожде. Что мы узнали из предложения о дожде?

Дожди идут. Дети, предложение состоят из слов. Сколько слов в каждом предложении рассказа? (Ответы детей).

— В каждом предложение два слова. Дети, волшебство начинаем, предложение изменяем. Осень наступила. Какая осень наступила? Предложение из трёх слов скажите, об осени расскажите. (Ответы детей).

Педагог предлагает свой вариант предложения. Варианты: Золотая (тёплая, холодная, ранняя, волшебная) осень наступила.

Листья опадают. Какие листья опадают? Предложение из трёх слов скажите, о листьях расскажите. (Ответы детей).

Педагог предлагает свой вариант предложения. Варианты: Разноцветные (сухие, кленовые) листья опадают.

Идут дожди. Какие идут дожди? Предложение из трёх слов скажите, о дожде расскажите. (Ответы детей).

Педагог предлагает свой вариант предложения. Варианты: Идут холодные (моросящие, осенние) дожди.

Осень наступила. Листья опадают. Идут дожди. Дети, рассказ об осени повторите, три предложения скажите. Каждое предложение украшаем, из трёх слов составляем.

        Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы произносили предложения чётко, интонационно выделяя голосом начало и конец предложения.

— Превосходно, дети! Предложение изучали, об осени рассказали.

Речевая ситуация «Рассказ об осени».

Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Разговор.  

Дети, рассказ об осени составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.

Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.

Лексический материал.

  • Листья деревьев пожелтели, потому что… (ответы детей).
  • В солнечный осенний день хочется на улицу, чтобы… (ответы детей).
  • На улице пасмурно и дождливо, поэтому… (ответы детей).
  • Когда на улице дождь и ветер, мы… (ответы детей).
  • Слушая музыку и стихи поэтов об осени, я … (ответы детей).

— Прелестно, дети! Мы с вами составили удивительный рассказ об осени.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки о деревьях»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей узнавать деревья по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.  Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

— Дети, лиственные деревья вспоминаем, загадки отгадаем.

Игровые правила:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, ответ называем.

        Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Русская красавица

на Руси славится.

Стоит на поляне

в белом сарафане.

Летом зелёные серёжки,

осенью золотые одёжки.

Зимой не боится мороза,

стройная … (берёза).

Жарким летом он зелёный,

с шаровидной,

пышной кроной.

Осенью янтарный, золотой,

славится своей листвой.

Листья его большие,

красивые, резные.

Семенами окрылён,

старый, добрый … (клён).

Русский богатырь

плечи расправил вширь.

Темной покрыт корой,

лист красивый, резной.

А на кончиках ветвей

зреет много желудей.

Лесным жителям люб

могучий … (дуб).

Девица-красавица

птицам очень нравится.

Ягод красные рубины

у прекрасной … (рябины).

Ароматна, когда цветёт,

сладкий мёд она даёт.

И спасает нас от гриппа,

волшебница … (липа).

Всегда печальна, молчалива,

Ветви над рекой склонила.

Возле речки у обрыва,

Тихо плачет … (ива).

Защитники города стоят

и листвой шелестят.

Почки – липучие,

листья – пахучие,

плоды – летучие.

Пухом покрыта земля,

здесь растут … (тополя).

Ажурной кроной восхищает,

сложным листом удивляет.

Семенам крылья подарил,

в мир светлый отпустил.

Строен и прекрасен

высокий … (ясень).

От нечистой силу защищает,

от плохой энергии очищает.

Но сама постоянно дрожит,

и листвой шелестит.

Что у тебя за кручина,

нежная …  (осина).

— Берёза, дуб, рябина, липа, клён, тополь, осина, ясень, ива – это… деревья.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, деревья по описанию узнали.

Интеллектуальная разминка «Деревья».

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Закрепить знания детей о деревьях. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Беседа.  

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

Вопросы.

  • Берёза, дуб, тополь – это … (деревья).
  • Листья падают, значит это … (листопад).
  • Как называют плоды дуба? (жёлуди)
  • Листья какого дерева и «без ветра трепещут»? (Осина)
  • Белоствольное дерево … (берёза).
  • Птицы – животные, деревья – … (растения).
  • Дом – строят, деревья – … (растут).
  • Человек – руки, дерево – … (ветки).
  • Яблоко – яблоня, жёлудь – … (дуб).
  • Берёза – высокая, рябина – … (низкая).
  • Дерево: могучий, крепкий, толстый – это … (дуб).
  • Дерево: стройная, белоствольная, кудрявая – это … (берёза).
  • Дерево: ароматная, изящная, медоносная – это … (липа).
  • Чего больше в лесу: деревьев или растений? … (растений).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Словесная игра «Осенние загадки».

Задачи. Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Дети, «Осенние загадки» отгадаем, осенние явления вспоминаем.

Игровые правила:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, ответ называем.

        Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Опустели наши грядки,

огород и сад в порядке.

На столе каравай,

мы собрали … 

(урожай).

Урожай я собираю,

поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я золотая — … (осень).

Листья в воздухе кружатся,

тихо на землю ложатся.

Сбрасывает листья сад —

это осенний … 

(листопад).

Он быстрее всех летает.

Тучи в небе разгоняет.

В луже листья собирает.

Лодку с парусом гоняет.

Может дерево сломать.

Может нас теплом ласкать.

Он сильнее всех на свете.

Потому что это … (ветер).

Серебристый занавес  

с неба вдруг спустился.

Серебристый занавес

каплями пролился.

Мочит поле, лес и луг,

город, дом и всё вокруг!

Льётся, льётся всё вода

с неба каплями … (дождя).

Стало хмуро за окном,

дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

появились всюду … 

(лужи).

Она с дождями частыми

стихийно родилась.

Хлюпает водицею –

не лужа, не земля.

Развалилась-разлеглась

посреди дороги … (грязь).

Вот старушка из сторожки

грязь разводит на дорожке.

Вязнет в топи

мокрый лапоть –

все зовут старушку … 

(слякоть).

Празднику каждый рад,

одевает красивый наряд.

Собрался народ,

завёл хоровод.

Благодарят Осень за дары,

много теперь еды!

У Осени именины

сентябрьские … (Осенины).

С утра кроет землю листом

после обеда снежком.

Всех защищает,

от мороза оберегает.

Дарит людям добро и кров

Батюшка … (Покров).

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, осенние явления назвали.

Интеллектуальная разминка «Осень».

Задачи. Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Беседа.  

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

Вопросы.

  • После лето наступает … (осень).
  • Первый месяц осени? … (сентябрь).
  • Листья падают, значит это … (листопад).
  • Вода, льющаяся из тучи – это … (дождь).
  • Вода в ямке на тротуаре – это … (лужа).
  • Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).
  • Погода осенью то хорошая, то … (плохая).
  • Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
  • Урожай осенью не бедный, а … (богатый).
  • Жара – лето, дождь – … (осень).
  • Солнце – лучи, дождь – … (капли).
  • Лето ушло, осень … (пришла).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Грибы. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Овощи. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Фрукты. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Зима. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....