Волкова Н. А. Одежда. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Лексическая тема «Одежда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n._a._odezhda._rechevye_igry_dlya_detey_5-7_let.docx213.57 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Народная культура и традиции».

Лексическая тема «Одежда».

Лексическая тема «Сезонная одежда и обувь».

Направление «Речевое развитие».

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык”.

Константин Георгиевич Паустовский

Содержание.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Звуковая

культура речи

Занимательная игра

«В краю Скороговория».

«Иголка».

Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л" и "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.

Формирование словаря детей

Беседа

«Для чего нужна одежда?»

Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Показать детям значение одежды в жизни человека. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа

«Сезонная

одежда и обувь».

Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Показать детям отличие одежды по сезонам. Обогащать бытовой словарь детей. Развивать познавательный интерес детей.

Ситуация общения

«Слова вокруг нас. Одежда».

Развивать представления детей о многообразие слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды.

Ситуация общения «Части одежды».

Обратить внимание детей, что одежда состоит из частей. Упражнять детей в употребление существительных в родительном падеже. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Развивать внимание, память детей.

Пальчиковая игра   «Одежда».

Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка.

Пальчиковая игра   «Сезонный магазин».

Обогащать бытовой словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая игра «Шесть сарафанов».

Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 6, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к одежде.

Ситуация общения

«Сколько одежды».

Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Поддерживать интерес детей к одежде.

Развитие грамматического строя речи. Словообразование.

Игровая ситуация «Магазин "Одежда"».

Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Обогащать бытовой словарь детей. Поддерживать интерес детей к одежде.

Ситуация общения «Приставки-мастерицы».

Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Обогащать словарь детей. Развивать мышление.

Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно.

Занимательная игра

«Неизменяемое слово "пальто"».

Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно. Поддерживать интерес детей к русскому языку.

Занимательная беседа

 «Одеть

или надеть».

Помочь детям правильно употреблять глаголы "одеть" и "надеть". Поощрять стремление детей говорить правильно. Поддерживать интерес детей к русскому языку.

Развитие грамматического строя речи. Предложения.

Речевая ситуация «Где много одежды?»

Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Обогащать бытовой словарь детей. Поддерживать интерес детей к одежде.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки

об одежде».

Формировать умение детей узнавать одежду по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Интеллектуальная разминка «Одежда».

Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей об одежде.


Звуковая культура речи

Занимательная игра «В краю Скороговория».

«Иголка».

Задачи. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л" и "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.

Игра.

Понедельник. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, по Скороговории гуляем, удивительное замечаем…

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

 Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

— Дети, какова иголка? (ответы детей).

Иголка-иголка, ты остра и колка.

Сарафанчик – летнее платье для девочек. Дети, о чём попросим иголку? (ответы детей).

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.

Вторник. Школа актёрского мастерства.

        Педагог читает скороговорку.

Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.

Среда. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.

Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки.  Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.

Четверг. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.

Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд.  Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Пятница.  Соревнование. 

Педагог читает скороговорку.

Иголка-иголка, ты остра и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку».  Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.

Иголка-иголка, ты остра и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.

— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.

Формирование словаря детей

Беседа «Для чего нужна одежда?»

Задачи. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Показать детям значение одежды в жизни человека. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Развивать познавательный интерес детей.

Материал к деятельности: Презентация «Для чего нужна одежда?»

Беседа.  

Дети, назовите одним словом то, что продают в этом магазине. Как вы думаете, для чего нужна одежда? (предположения детей).

Одежда раскрывает нашу личность, рассказывает окружающим кто мы. Дети, как вы считаете, по какому признаку разделена эта одежда? (ответы детей).

Женская и мужская одежда. Дети, по какому признаку разделена эта одежда? (ответы детей).

Одежда для взрослых и детей. Дети, одна маленькая девочка очень хотела вырасти. Она одела одежду для взрослых. Дети, по вашему мнению, девочка стала взрослой? (ответы детей).

Одежду правильно выбираем, личность свою отражаем. Дети, одежда наше здоровье защищает, от жары и холода оберегает. Одежда бывает летней или зимней. Дети, как вы думаете, что неправильно? (ответы детей).

О здоровье, дети, не забывайте, одежду по погоде выбирайте. Дети, одежда нас украшает. Не забивайте, не одежда красит человека. Дети, по вашему мнению, какая из сестёр красивее? (ответы детей).

Чистая одежда – красота, грязь неприятна всегда. Дети, не одежда красит человека, а добрые дела.

Дети, что мы узнали нового об одежде? Для чего нужна одежда? (ответы детей).

— Дети, мы узнали, что…

  • Одежда раскрывает нашу личность, рассказывает окружающим кто мы.
  • Одежда наше здоровье защищает, от жары и холода оберегает.
  • Одежда нас украшает.

— Дети, что бы вы ещё хотели узнать об одежде?

        Педагог отвечает на вопросы детей, поощряет желание детей ответить на вопросы товарищей, спрашивает мнения малоактивных детей, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме. На сложные вопросы педагог предлагает поискать ответы в книгах и интернете.

— Спасибо, дети! Вы умные и любознательные собеседники. Мне приятно было с вами беседовать.

Беседа «Сезонная одежда и обувь».

(С детьми 6-7 лет).

Задачи. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Показать детям отличие одежды по сезонам. Обогащать бытовой словарь детей. Развивать познавательный интерес детей.

Материал к деятельности: Презентация «Сезонная одежда и обувь».

Беседа.  

— Дети, назовите, пожалуйста, времена года. (Ответы детей).

— Лето, осень, зима и весна. В разное время года люди надевают различную одежду.

Сюжетная картина «Проулка детей летом».

 Дети, назовите, пожалуйста, летнюю одежду. (Ответы детей).

— Сарафаны и летние платья, рубашки с коротким рукавом и шорты для лета хороши, телу дышать помогают они. Дети, назовите, пожалуйста, летние головные уборы. (Ответы детей).

—Панамы, шляпки, кепки и бейсболку голову защищают, от солнечного удара оберегают. Дети, назовите, пожалуйста, летнюю обувь. (Ответы детей).

— Сандалии и тапочки легки, долго гулять помогают они.

Сюжетная картина «Проулка детей зимой».

 Дети, назовите, пожалуйста, зимнюю одежду. (Ответы детей).

— Шубы, дублёнки, пуховики, тёплые штаны, варежки и шарфы зимой нужны, от мороза защищают они. Дети, назовите, пожалуйста, зимние головные уборы. (Ответы детей).

— Тёплые шапки ушки закрывают, от мороза защищают. Дети, назовите, пожалуйста, зимнюю обувь. (Ответы детей).

— Валенки и зимние сапоги ноги оберегают, от мороза защищают.

Сюжетная картина «Проулка детей весной или осенью».

Демисезонная одежда – это одежда для осени и весны. Дети, назовите, пожалуйста, демисезонную одежду. (Ответы детей).

— Куртки для сырой погоды хороши, от сырости защищают они. Дети, назовите, пожалуйста, демисезонные головные уборы. (Ответы детей).

— Шапка осенью и весной нужна, от ветра уши защищает она. Дети, назовите, пожалуйста, демисезонную обувь. (Ответы детей).

— Полусапожки и ботинки хороши, ногам промокнуть не дают они.

Сюжетные картины из серии «Что неправильно».

Дети, как вы думаете, что неправильно на этой картинке? (ответы детей).

— Валенки летом не нужны, валенки летом смешны. Дети, по вашему мнению, что неправильно на этой картинке? (ответы детей).

Осенью шуба, шапка-ушанка и валенки не нужны, для здоровья они вредны. Дети, на ваш взгляд, что неправильно на этой картинке? (ответы детей).

Зимой без тёплой одежды и обуви не гуляй, здоровье своё охраняй. О здоровье, дети, не забывайте, одежду по погоде выбирайте.

— Дети, что бы вы ещё хотели узнать о сезонной одежде и обуви?

        Педагог отвечает на вопросы детей, поощряет желание детей ответить на вопросы товарищей, спрашивает мнения малоактивных детей, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме. На сложные вопросы педагог предлагает поискать ответы в книгах и интернете.

— Спасибо, дети! Вы любознательные собеседники. Мне приятно было с вами беседовать.

Ситуация общения «Слова вокруг нас. Одежда».

Задачи. Развивать представления детей о многообразие слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды.

Разговор.

— Дети, а вы знаете, что вокруг нас живут слова. Вот, например, слово «стул» или слово «потолок». Педагог показывает на стул, затем на потолок.

Сегодня, мы поизносим слова, которые называют одежду.

Дети поочерёдно называют слова на предложенную тему. Педагог контролируют, чтобы слова детей соответствовали теме.

Лексический материал.

  • Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые обозначают женскую одежду.
  • Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые обозначают мужскую одежду.
  • Детскую одежду вспоминаем, новые слова называем.
  • Вспомните, пожалуйста, слова, которые обозначают летнюю одежду.
  • Дети, кто помнит, слова, которые обозначают зимнюю одежду.
  • Верхнюю одежду вспоминаем, новые слова называем.

— Чудесно! Молодцы, дети! Одежду называли, много слов сказали.

Ситуация общения «Части одежды».

Задачи. Обратить внимание детей, что одежда состоит из частей. Упражнять детей в употребление существительных в родительном падеже. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Развивать внимание, память детей.

Разговор.

— Дети, на свою одежду внимательно посмотрите, из каких частей одежда состоит определите.  

Задания.

  • У кого на одежде есть воротник, правую руку вверх поднимите, левой рукой на воротник покажите. Дети выполняют задание.
  • У кого одежда с короткими рукавами, руки вверх поднимите, рукава покажите. Дети выполняют задание.
  • У кого одежда с длинными рукавами, руки вперёд протяните, рукава покажите. Дети выполняют задание.
  • У кого на рукавах есть манжеты, руки вверх поднимите, манжеты покажите. Дети выполняют задание.
  • У кого на одежде есть пуговицы, правую руку вверх поднимите, левой рукой на пуговицу покажите. Дети выполняют задание.
  • У кого на одежде есть карманы, левую руку вверх поднимите, правой рукой на карман покажите. Дети выполняют задание.

— Дети, новое задание предлагаю, память вашу проверяю.

Дети отвечают поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили слова с предлогом у, в нужном падеже, чётко проговаривали окончание слов.

Лексический материал.

  • У какой одежды есть воротник? (у рубашки, у платья, у кофты, у пальто, у шубы…)
  • У какой одежды нет воротника? (у сарафана, у платья, у футболки, у юбки, у шорт…)
  • У какой одежды есть рукава? (у рубашки, у платья, у кофты, у пальто, у шубы…)
  • У какой одежды нет рукавов? (у сарафана, у юбки, у шорт, у брюк…)

— Замечательно, дети! Одежду изучали, части одежды определяли.

Пальчиковая игра   «Одежда».

Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, одежду называем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия одежды.

Магазин «Одежда» 

открываем,

Покупателей

приглашаем.

Поднимем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

Сжимаем пальцы в кулачки.

Девицы – красавицы

за-бе-га-ли,

Красивые наряды

вы-би-ра-ли:

Ладони параллельно друг другу.

Хлопки: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Ладони параллельно друг другу.

Хлопки: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

юбки,

блузы,

платья,

сарафаны.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.

колечки1 

(Дети проговаривают названия одежды).

Мóлодцы – богатыри

за-бе-га-ли,

Мужскую одежду

вы-би-ра-ли:

Ладони параллельно друг другу.

Хлопки: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Ладони параллельно друг другу.

Хлопки: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

брюки,

рубашки,

шорты,

футболки.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.

колечки1

 (Дети проговаривают названия одежды).

Магазин «Одежда»

закрываем,

Работу прекращаем.

Сжимаем пальцы в кулачки.

Резко раскрываем кулачки.

— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, одежду назвали.

Пальчиковая игра   «Сезонный магазин».

Задачи. Обогащать бытовой словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, слова чётко повторяем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия покупок.

Магазин «Сезонный»

открываем,

Соединяем пальцы правой и левой руки.

домик

Покупателей

приглашаем.

Разъединить пальцы: средние, безымянные и мизинцы.

окно

Для весны и осени предлагаем

Покажем ладони обеих рук.

счёт 10)

Одежду.

На правой руке сжать пальцы

 в кулачок.

Плащи,

дождевики,

пальто,

куртки,

комбинезоны.

На каждое слово поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.

Пальцы левая рука 

(Дети проговаривают названия одежды).

Обувь.

Раскрыть кулачок на правой руке.

Сапоги,

полусапожки,

ботинки,

туфли,

кроссовки.

На каждое слово поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия обуви).

Головные уборы.

Ладони параллельно друг другу.

ладони

Шапки,

шляпы,

платки,

береты.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.

колечки1

(Дети проговаривают названия головных уборов).

Для холодной зимы запасаем

Покажем ладони обеих рук.

счёт 10)

Одежду.

На правой руке сжать пальцы

 в кулачок.

Шубы,

пуховики,

лыжные костюмы,

варежки,

шарфы.

На каждое слово поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.

Пальцы левая рука 

(Дети проговаривают названия одежды).

Обувь.

Раскрыть кулачок на правой руке.

Валенки,

бурки,

унты,

зимние сапоги

и ботинки.

На каждое слово поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия обуви).

Головные уборы.

Ладони параллельно друг другу.

ладони

Шапки–ушанки,

шапки–шлемы,

шали,

капоры.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.

колечки1

(Дети проговаривают названия головных уборов).

Для жаркого лета купим

Покажем ладони обеих рук.

счёт 10)

Одежду.

На правой руке сжать пальцы

 в кулачок.

Сарафаны,

платья,

рубашки,

шорты,

футболки.

На каждое слово поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.

Пальцы левая рука 

(Дети проговаривают названия одежды).

Обувь.

Раскрыть кулачок на правой руке.

Босоножки,

сандалии,

тапочки,

шлёпанцы,

сланцы.

На каждое слово поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия обуви).

Головные уборы.

Ладони параллельно друг другу.

ладони

Панамы,

шляпки,

кепки,

бейсболки.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.

колечки1

(Дети проговаривают названия головных уборов).

Всё!

Магазин закрываем.

Сжимаем пальцы в кулачки.

Резко раскрываем кулачки.

кулачки

Чудесно, дети! Пальчиками играли, вещи правильно называли.

Развитие грамматического строя речи

Словоизменение

Речевая игра «Шесть сарафанов».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 6, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к одежде.

Игровой материал: флажок.

Игра.   

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.

К нам пришла недавно Таня

В садик в жёлтом сарафане.

Сарафан с кармашками,

С белыми ромашками!

Е. Долгих

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, магазин одежды посещаем. Мы с вами играем в игру «Шесть сарафанов».

 Игровые правила:

  • число со словом называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующее число называй;
  • когда «шесть сарафанов» посчитаем, вниз, поклон земной друг другу подарим.

— Дети, игру начинаем, сарафаны считаем.

Педагог начинает счёт: «Один сарафан». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два сарафана», и так далее до слов «Шесть сарафанов». Всё дети вместе с педагогом поклон, затем выпрямляются.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Сарафаны правильно считали, числа не пропускали.

Ситуация общения «Сколько одежды».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 14 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Поддерживать интерес детей к одежде.

Игровой материал: цифра 1, волшебный цветок (флажок).

Разговор.   

        Педагог показывает цифру 1.

— Дети, кто знает, как зовут эту цифру? (ответы детей).

— Цифру зовут один. Но когда мы считаем, то по-разному называем: «один», «одна», «одно». Дети, помогите мне, пожалуйста, слово правильное подобрать. Я назову одежду, а вы посчитаете «один», «одна» или «одно». Задание понятно? (ответы детей).

— Дети, двумя словами отвечаем, число правильно называем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя одежду, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали слова. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Сарафан … (один сарафан).
  • Рубашка … (одна рубашка).
  • Платье … (одно платье).
  • Кофта … (одна кофта).
  • Пиджак … (один пиджак).
  • Футболка … (одна футболка).
  • Свитер … (один свитер).
  • Юбка … (одна юбка).
  • Комбинезон … (один комбинезон).
  • Шуба … (одна шуба)
  • Пуховик … (один пуховик).
  • Пальто … (одно пальто).
  • Куртка … (одна куртка).
  • Дождевик … (один дождевик).

— Прелестно, дети! Одежду считали, слово правильно изменяли.

Развитие грамматического строя речи

Словообразование

Игровая ситуация «Магазин "Одежда"».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Обогащать бытовой словарь детей. Поддерживать интерес детей к одежде.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

Дети, в магазин играем, разную одежду предлагаем. Я сделаю вам заказ одежды, а вы назовёте одежду по-другому.

Игровые правила:

  • Одежду назову, цветок даю.
  • Одежду назови, по-другому скажи.
  • Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание по-другому. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Шуба из меха. Какая шуба? – меховая шуба.
  • Пальто из драпа. Какое пальто? – драповое пальто. 
  • Куртка из кожи. Какая куртка? – кожаная куртка.
  • Свитер из шерсти. Какой свитер? – шерстяной свитер. 
  • Пиджак из бархата. Какой пиджак? – бархатный пиджак. 
  • Жакет из вельвета. Какой жакет? – вельветовый жакет.
  • Платье из шифона. Какое платье? –  шифоновое платье.
  • Сарафан из льна. Какой сарафан? – льняной сарафан. 
  • Блузка из муслина. Какая блузка? – муслиновая блузка. 
  • Юбка из шёлка. Какая юбка? – шёлковая юбка. 
  • Рубашка из фланели. Какая рубашка? – фланелевая рубашка. 
  • Футболка из ситца. Какая футболка? – ситцевая футболка. 
  • Брюки из джинсы. Какие брюки? – джинсовые брюки.
  • Шорты из трикотажа. Какие шорты? – трикотажные шорты. 
  • Пижама из атласа. Какая пижама? – атласная пижама.
  • Халат из байки. Какой халат? – байковый халат. 

— Чарующе, дети! Одежду назвали, слова правильно подобрали.

Ситуация общения «Приставки-мастерицы».

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Обогащать словарь детей. Развивать мышление.

Разговор. 

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встают. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «шить», и стали к нему приставать. Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

  • Приставка с- … сшить.
  • Приставка пере- … перешить.
  • Приставка у- … ушить.
  • Приставка за- … зашить.
  • Приставка под- … подшить.
  • Приставка при- … пришить.
  • Приставка на- … нашить
  • Приставка вы- … вышить.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «шить» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Новую одежду нужно сшить, старую одежду перешить или ушить. Дырки в одежде зашить, юбку подшить. Пуговицы к одежде пришить, карманы нашить, цветы вышить.

— Дети, приставки пристали к слову «резать».  Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите.

Дети называют слово с приставкой, а педагог просить пояснить, что это слова означает. При необходимости поясняет значение слова.

Педагог называет слова, которые не назвали дети. (Перерезать, вырезать, нарезать, отрезать, порезать, дорезать, надрезать, срезать, изрезать).

 

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Развитие грамматического строя речи

Говорим правильно

Занимательная игра «Секреты русского языка».

 «Неизменяемое слово "пальто"»

Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно. Поддерживать интерес детей к русскому языку.

Игра.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово «куртка».

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «куртка».

Лексический материал.

  • Есть у нас что? … (куртка). (Есть у нас куртка).
  • У нас нет чего? … (куртки). (У нас нет куртки).
  • Мы рады чему? … (куртке). (Мы рады куртке).
  • Мы видим, что? … (куртку). (Мы видим куртку).
  • Мы любуемся чем? … (курткой). (Мы любуемся курткой).
  • Мы думаем о чём? … (о куртке). (Мы думаем о куртке).

— Молодцы! Слово «куртка» правильно изменяли. Дети, я напомню вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «Пальто». Пальто – это одежда. Дети, слово «пальто» не изменяем, всегда одинаково повторяем.

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.

Лексический материал.

  • Есть у нас что? … (пальто).  (Есть у нас пальто).
  • У нас нет чего? … (пальто). (У нас нет пальто).
  • Мы рады чему? … (пальто). (Мы рады пальто).
  • Мы видим, что? … (пальто). (Мы видим пальто).
  • Мы любуемся чем? … (пальто). (Мы любуемся пальто).
  • Мы думаем о чём? … (о пальто). (Мы думаем о пальто).

— Дети, секрет не забывайте, слово «пальто» не изменяйте.

Занимательная беседа «Секреты русского языка».

 «Одеть или надеть».

Задачи. Помочь детям правильно употреблять глаголы "одеть" и "надеть". Поощрять стремление детей говорить правильно. Поддерживать интерес детей к русскому языку.

Игра.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Есть такие хитрые слова в русском языке, которые часто путают. Вот, например, слова "одеть" и "надеть" – это похожие слова, но разные по смыслу. Дети, запомните, одеваем кого-то. Как вы думаете, кого можно одеть? (ответы детей).

— Одеваем ребёнка, куклу, обезьянку. Дети, запомните, надеваем что-то. По вашему мнению, что можно надеть? (ответы детей).

— Надеваем одежду. Дети, закончите, пожалуйста, предложение, словом "одеть" или "надеть".

 Дети отвечают хором или индивидуально, по выбору педагога.

  • Чтобы пойти гулять, надо куртку … (надеть).
  • Мама утром ребёнка … (одела).
  • Маша красивое платье … (надела).
  • Мальчик тёплый свитер… (надел).
  • Девочка с куклой играла, куклу … (одевала).

— Дети, вот ещё один секрет слов "одеть" и "надеть". Подберём к словам – слова-наоборот. Одеть – раздеть. Надеть – снять. Дети, закончите, пожалуйста, предложение, словом "одеть" или "надеть".

Дети отвечают хором или индивидуально, по выбору педагога.

  • Куклу раздели – куклу … одели.
  • Варежки сняли – варежки … надели.
  • Мама дочку раздела – мама дочку … одела.
  • Платье сняла – платье … надела.
  • Носочки сняла – носочки … надела.
  • Папа сына раздевал – папа сына … одевал.
  • Рубашку снял – рубашку … надел.
  • Шорты снял – шорты … надел.

— Замечательно, дети! Слова "одеть" и "надеть" изучали, правильно подбирали.

Развитие грамматического строя речи

Предложения

Речевая ситуация «Где много одежды?»

 (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Обогащать бытовой словарь детей. Поддерживать интерес детей к одежде.

Разговор.  

Дети, к разговору приглашаю, предложения составить предлагаю. Образец предложения: «На витрине одна блузка, а в магазине много блузок».  Дети, я называю одежду, вы поочерёдно составляете предложения.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произнося название одежды. Дети выполняют задание и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения, союз «а», правильно образовывали родительный падеж множественного числа существительных.

 

Лексический материал.

  • Шуба. (На витрине одна шуба, а в магазине много шуб).  
  • Костюм. (На витрине один костюм, а в магазине много костюмов).  
  • Куртка. (На витрине одна куртка, а в магазине много курток).  
  • Кофта. (На витрине одна кофта, а в магазине много кофт).  
  • Платье. (На витрине одно платье, а в магазине много платьев).  
  • Брюки. (На витрине одни брюки, а в магазине много брюк).  
  • Юбка. (На витрине одна юбка, а в магазине много юбок).  
  • Сарафан. (На витрине один сарафан, а в магазине много сарафанов).  
  • Футболка. (На витрине одна футболка, а в магазине много футболок).  
  • Шарф. (На витрине один шарф, а в магазине много шарфов).  

— Чудесно, дети! Предложения правильно составляли, где много одежды рассказали.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки об одежде».

Задачи. Формировать умение детей узнавать одежду по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Дети, загадки отгадаем, правила не нарушаем.

Игровые правила:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, одежду называем.

        Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди – кармашки.

В магазине разные … 

(рубашки)

Ночью детям надо спать,

И ложиться на кровать.

Позовём скорее маму,

Пусть наденет нам…

(пижаму)

Осенью или весной

Дует ветер озорной.

Холодно порой, зато

Повод есть надеть ...

(пальто)

Вот наряд для дочки –

Красивые строчки,

Ситцевые, атласные,  

Все они прекрасные.

Для зимы есть и для лета

Так во что ж они одеты? …

 (платье)

Лёгкий ситцевый наряд

Для красивых девчат.

Без рукавов, без воротника

Но с юбкой всегда.

Это не зимний кафтан,

А летний …

(сарафан)

На талию одеваем,

Подол вниз отпускаем.

Короткие или до пят

Лишь для девчонок тот наряд.

В горошек или незабудки –

Красивы женские …

(юбки)

Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в…

 (перчатки)

Чтоб зимой не мёрзли ручки

И у внука, и у внучки,

Вяжут детям бабушки

Шерстяные… 

(варежки)

Верхняя одежда пухом полна,

Тепла и легка.

От мороза защитит вмиг

Зимний ...

(пуховик)

Верхняя одежда тёплая, пушистая,

От снега серебристая.

Не страшны мороз и вьюга,

Потому что на мне … 

(шуба)

Есть отличная одежда,

Она модная, конечно:

Но не суй в штанины руки,

Потому что это …

(брюки)

И ни брюки, ни штаны,

Уж больно коротки,

Собираясь на курорты,

Всегда берут с собою …

(шорты)

— Рубашка, пижама, платье, сарафан, юбка, пальто, шуба, пуховик, брюки, шорты – это… одежда.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, одежду по описанию узнали.

Интеллектуальная разминка «Одежда».

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей об одежде.

Беседа.  

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

Вопросы.

  • Рубашка, брюки, платье, пальто – это … (одежда).
  • Дома – построили, одежду – … (сшили).
  • Костюм из бархата. Какой костюм? – (бархатный костюм). 
  • Куклу раздели – куклу … (одели)
  • Дом – кирпич, одежда – … (ткань).
  • Сарафан – лето, пуховик – … (зима).
  • Платье с рукавами, сарафан – … (без рукавов).
  • Рубашка – одежда мужская, блузка – … (женская).
  • Рубашка с воротником, футболка – … (без воротника).
  • Шуба из меха. Какая шуба? – (меховая шуба).
  • Сапоги – обувь, а куртка – … (одежда).
  • У человека – руки, у рубашки – … (рукава).
  • Варежки сняли – варежки … (надели).
  • Платье – ткань, варежки – … (шерсть).
  • У человека – ноги, у брюк – … (штанины).
  • Куртка из кожи. Какая куртка? – … (кожаная куртка).
  • Платье надевают, девочку… (одевают).
  • У человека – шея, у рубашки – … (воротник).
  • Чего больше в магазине: одежды или рубашек? … (одежды).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …

Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Грибы. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Овощи. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Фрукты. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Осень. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья». Картотека речевых игр....

Волкова Н.А. Зима. Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....