КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи

Морозова Мария Васильевна
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Занятие 1 ❄Цель. Развитие речи. ❄Образовательные задачи. Совершенствование навыка составления рассказа по картине. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов. Формирование грамматического строя речи (образование однокоренных слов от слова зима). ❄Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческого воображения, памяти, мышления, зрительного внимания, конструктивного праксиса, навыка составления и чтения слов. ❄Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности. ❄Предварительная работа. Чтение с родителями сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева» и просмотр мульфильма «Снежная Королева», чтение с воспитателем сказки «Зимовье зверей», подбор однокоренных слов к слову ЗИМА на прогулке с воспитателем, подбор опорных картинок для упражнения по образованию однокоренных слов, разучивание с воспитателем упражнения «Снежинки», составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина на фронтальном занятии логопеда, звуковой анализ слова ЗИМА на подгрупповых занятиях логопеда. ❄Оборудование. Альбом Н. В. Нищевой «Четыре времени года» , опорные картинки к упражнению «Семейка слов»; плащ, корона, жезл для Снежной Королевы, конверты с фрагментами букв по числу детей, разноцветные снежинки. ❄Ход занятия 1. Организационный момент. Упражнение «Семейка слов». Создание эмоционального фона занятия. Формирование грамматического строя речи (образование однокоренных слов от слова зима). Педагог предлагает детям пройти к своим стульчикам. П е д а г о г. Какое время года наступило? Д е т и. Наступила зима. П е д а г о г. Сегодня и всю неделю мы с вами будем говорить о зиме. Сядет тот, кто сумеет образовать слово одной семейки со словом зима. Дети получают следующие задания от педагога: - Как называется одежда, которую вы носите зимой? (Зимняя) - Как называются птицы, которые зимуют у нас? (Зимующие). - Что делают у нас зимующие птицы? (Зимуют). - Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка). - Вспомните, как называется время, перед началом зимы? (Предзимье). - Как называют злаки, которые сажают осенью? (Озимые). - Как называют дорогу, которую прокладывают в тундре зимой? (Зимник). - Как называется птица, название которой образовано от слова зима? (Зимородок). - Мы читали сказку о том, как звери зимовали вместе. Какое слово есть в ее названии? (Зимовье). - Для чего нужно зимовье? (Чтобы перезимовать). П е д а г о г. Отлично! Много слов подобрали. Давайте их повторим все вместе. Можно подобрать опорные картинки. С их помощью детям будет легче справиться с заданием. Д е т и. Зимняя, зимующие, зимуют, зимушка, предзимье, озимые, зимник, зимородок, зимовье, перезимовать. 2. Составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина. Развитие связной речи, творческого воображения, памяти, мышления. Педагог помещает на мольберт перед детьми уже знакомые им картины И. Грабаря и И. Шишкина. П е д а г о г. Вчера вы составляли рассказы по этим картинам вместе с Татьяной Владимировной. Кто помнит, как называются эти картины? Кто их написал. Д е т и. Слева картина И. Грабаря «Зимний вечер», справа картина И. Шишкина «Зима». П е д а г о г. Вспомните план рассказа по картине, который вам предложила Татьяна Владимировна. Д е т и. Что изображено на картине? Какое время года наступило? Что лежит на земле и на деревьях? Какие деревья зимой? Какой воздух? Слышится ли что-то в лесу? П е д а г о г. Вспомните рассказы, которые были составлены вчера, добавьте что-то от себя и составьте свои рассказы. Далее педагог вызывает по очереди двоих детей, не отвечавших вчера на подгрупповом занятии логопеда, которые составляют рассказы по картинам. 1- й ребенок. На картине Шишкина нарисован уголок леса. Наступила зима. Мы видим елки, покрытые снегом. Снег лежит и на старых елях, и на молоденьких елочках, и на поваленных деревьях, и на земле. Снег пушистый, белый, чистый. В глубине лес мы видим светлую поляну, занесенную снегом. Воздух в лесу морозный. Стоит тишина. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Педагог предлагает детям обсудить рассказ, рассказать о своих впечатлениях от него. Далее свой рассказ по картине составляет второй ребенок. 2-й р е б е н о к. На второй картине изображена околица деревни. Зимний вечер. Возле забора под березами стоит старая баня. И земля, и крыша бани, и стог сена вдалеке покрыты снегом. Снег кажется нам голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо розовеет. Морозно. На дальнем плане мы видим темный лес. По предложению педагога дети вновь высказывают свои впечатления от рассказа. П е д а г о г. Мне тоже понравились рассказы которые составили ребята. Я рада, что вы умеет составлять рассказы по картинам. Это пригодится вам в школе. 3. Хороводная игра «Снежинки». Координация речи с движением, развитие подвижности, творческого воображения. Педагог предлагает детям пройти в центр группового помещения и выполнить знакомое упражнение. Он напоминает, что выберет того, кто изобразит самую красивую «снежинку». В вихре морозном снежинки несутся. Бегут на носочках по кругу, взмахивая Роем блестящим кружатся и вьются. руками. Белыми пчелами вдруг обернутся, Кружатся на месте. Мерзлой земли на минуту коснутся. Приседают. Снова закружатся в пляске морозной, Кружатся на месте. В небо взлетят как хрустальные звезды. Вновь бегут по кругу на носочках. Н. Нищева Педагог вместе с детьми выбирает самую красивую «снежинку». 4. Игровое упражнение «У Снежной королевы». Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, навыка составления и чтения слова. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Педагог предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними конверты с фрагментами букв, вырезанными из плотного глянцевого картона. П е д а г о г. Представьте, что вы оказались во дворце Снежной Королевы. Педагог заходит за ширму, накидывает белую накидку, надевает на голову белую корону, пудрит лицо белой пудрой. П е д а г о г. Я отпущу вас только тогда, когда каждый из вас составит из льдинок, которые лежат в ваших конвертах, слово ЗИМА. Дети достают из конвертов фрагменты букв и составляют слово. П е д а г о г. Думаете я вас отпущу? Нет! Сначала вы ответите на мои вопросы и выполните мои задания. Прочитайте слово, которое вы составили. Д е т и. Зима. П е д а г о г. Сколько букв в этом слове? Д е т и. В этом слове четыре буквы. П е д а г о г. Сколько гласных букв в этом слове? Какие это буквы? Д е т и. В этом слове две гласные буквы. Это буквы И, А. П е д а г о г. Если в слове две гласных буквы, сколько же в нем слогов? Произнесите слово по слогам. Д е т и. В этом слове два слога. Зи-ма. П е д а г о г. И это еще не все. У меня еще есть задания. И если вы их не выполните, я вас заморожу. 5. Игровое упражнение «Разноцветные снежинки». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Педагог рассыпает перед детьми синие, красные и зеленые снежинки. П е д а г о г. У меня во дворце много чудес. Разноцветные снежинки – одно из них. Сосчитайте звуки в слове зима, дайте характеристику каждому звуку и выложите из разноцветных снежинок схему слова ЗИМА. Дети выполняют задание. П е д а г о г. Неужели все справились? Ну-ка расскажите. Как вы выполняли задание. Д е т и. В слове ЗИМА всего четыре звука: [з’], [и], [м], [а]. Звук [з’]- мягкий согласный звук. Мы обозначили его зеленой снежинкой. Звук [и] – безударный гласный. Мы обозначили его красной снежинкой. Звук [м] – твердый согласный. Мы обозначили его синей снежинкой. Звук [а] – ударный гласный. Мы обозначили его красной снежинкой. П е д а г о г. Что ж, у меня осталось последнее задание. Отгадайте мои загадки, и тогда я вас отпущу. 6. Отгадывание и толкование загадок. Развитие мышления и речи. Дети сидят на ковре. Педагог стоит перед ними. П е д а г о г. Вот первая загадка. ЗапорОшила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Д е т и. Зима. П е д а г о г. Как вы догадались? Д е т и. Это она запорОшила дорожки снегом, украсила окошки морозными узорами, прокатила нас на санках. П е д а г о г. Вторая загадка. Летит – молчит. Лежит – молчит. Когда умрет, Тогда заревет. Д е т и. Это снег. П е д а г о г. Как догадались? Д е т и. Когда он тает, он превращается в воду, как будто плачет. П е д а г о г. Ну, придется вас отпустить. Не справиться мне с вами. Педагог уходит за ширму, снимает накидку и корону, вытирает лицо и возвращается к детям. 6. Окончание занятия. Подведение итога занятия. Оценка работы детей. Дети встают. П е д а г о г. Ну, что? Вам удалось вырваться из замка Снежной Королевы? Д е т и. Да. Мы выполнили все ее задания. П е д а г о г. Что вам было интересно делать сегодня? Д е т и. Составлять слово из льдинок, делать звуковой анализ слова Зима разноцветными снежинками, отгадывать загадки. П е д а г о г. А мне было интересно с вами!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»

Развитие речи у детей является одним из основных направлений воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Посредством родного языка ребенок ...

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: ««Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)».

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе.                                        ...

Конспект занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС по теме "Путешествие в страну красивой речи"

Данный конспект занятия направлен на развитие связянной речи, на обогащение словарного запаса и развитие внимания....

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...