Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Глуховская Инна Сайпуллаевна

Расширять представление детей о зимующих птицах родного края.Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц.Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им.Развивать познавательный интерес к миру природы.Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pokormite_ptits_zimoy_.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»

  Программное содержание.  Расширять представление детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудование. Картинки с изображением зимующих птиц, деревянная кормушка. Корм для птиц (семена тыквы и подсолнечника, овес, пшено; ягоды рябины, калины, орехи и.т.д.).  магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

1. Психогимнастика:  (Воспитатель и дети приветствуют друг друга)

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

День хороший наступил,

Настроение подарил.

Тихо звучит музыка метели, вьюги. ( воспитатель приглашает детей  пройти на стульчики).

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года, месяц?

Дети: Время года -зима, месяц – январь

Воспитатель: А какие признаки зимы вы знаете? Дети называют признаки зимы:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:  - Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях, о птицах.

 А вот о каких вы узнаете сами, если отгадаете загадки (на магнитной доске размещены картинки  с изображением птиц).

Слушайте внимательно:

1. Ночь, как смола, черным - черна

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит,

Ловит каждый шорох чутко,

А как, крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает - .......Ответ детей: (сова).

Воспитатель: Молодцы!   (Найдите на  картинке сову)  

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика........Ответ детей: (синица)

Воспитатель: Молодцы, ребята! ( картинка синицы). Слушайте следующую загадку.

3.Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит......Ответ детей: (дятел)

(Хвалит детей за правильный ответ и находят на  картинке  дятла)

4.Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый  - Ответ детей:  (голубь сизый)

Воспитатель: Молодцы, ребята и эту загадку отгадали. Найдите на картине с  голубя.

5. Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать ее не смей!

Эта птичка - ........Ответ детей (воробей)

Воспитатель: Молодцы! Найдите воробья на картине.

6. Вот птичка так птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.(клёст)

7. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ........Ответ детей: (снегири)

Воспитатель: Молодцы и эту птицу отгадали.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

Поиграли, отдохнули? (воспитатель приглашает детей пройти на стульчики)

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о птицах, которых вы узнали в загадках?

Ответ детей: Они зимующие.

Воспитатель: Правильно, их называют зимующие. Эти птицы, которые зимуют с нами в городе, они не улетают в теплые края, так как и зимой находят корм. Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека.

Ребята, а кто может помочь птицам зимой?

Ответ детей: Люди.

 Воспитатель: Правильно, люди. А как человек может помочь птицам  (воспитатель выслушивает ответы детей)

А зачем люди делают зимой кормушки для птиц?

Ответ детей: (дети предлагают свои варианты  ответа)

Воспитатель: (обобщает их ответы).  "Люди могут помочь птицам сделать кормушки и подкармливать птиц, чтобы они не замерзли и не погибли в морозы. Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм им значительно труднее, чем летом. Зимняя кормушка - столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не появится первая зелень.

Ребята ,а сейчас мы с вами рассмотрим кормушку. Какая должна быть кормушка?

 Ответы детей.

Воспитатель: Кормушка деревянная, состоит из фанерного дна с бортиками и жесткий опор, на которых крепится крыша. Бортики достаточно  высокие, чтобы порывами ветра  не сдувало хлебные крошки или семечки. Крыша защищает корм от дождя и снега.  

Воспитатель: (спрашивает у детей) А знаете, как нужно правильно повесить кормушку?

Ответы детей: (выслушивает версии детей).

 Воспитатель: Обобщает их ответы: "Кормушку для птиц можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное - выбрать место, закрытое от ветра и недоступное для кошек.

А, что можно положить в кормушку? Чем можно подкармливать птиц?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, ребята. Можно подкармливать: семена тыквы, и подсолнечника, овес, пшено; хлебные крошки, сало,ягоды рябины.).

К кормушке будут прилетать разные птицы. У каждой птицы свои предпочтения. Главное не дать птицам погибнуть в зимнюю стужу от голода, а они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Подсыпать корм следует регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. А в новую кормушку птицы прилетят не сразу.

      А сейчас я вам прочитаю стихотворение Александра Яшина

                                   "Покормите птиц ".

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Гость одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их-

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

 А остались зимовать

Заодно с людьми.

 Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?  Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, чтобы правильно кормит птиц необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять у кормушки  пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени.

3. Кормить птиц ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозные дни нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное  время.

А  вам предлагаю вместе с родителями сделать кормушки и развесить их во дворах.    

 Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня здесь изображено дерево с кормушкой но нет птичек, где же они? Давайте мы с вами наклеим их на веточки. (коллективная работа)

Воспитатель: А теперь предлагаю немного поиграть

 Д\и «Скажи одним словом» Закончи предложения:

У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют ...(длиннохвостая)

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют ...( желтогрудая)

У вороны черные крылья, поэтому ее называют ...(чернокрылая)

У дятла длинный клюв, поэтому его называют... (длинноклювым)

У снегиря красная грудка, поэтому его называют ...(красногрудым)

Д\и «Скажи наоборот» Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона ...

У синицы хвост короткий, а у сороки...

Голубь тяжелый, а воробей...

У синицы клюв тонкий, а у вороны...

Итог занятия:

1. Каких птиц называют зимующими?

2. О каких птиц вы сегодня отгадывали загадки?

3.Почему зимующие птицы не улетают на зиму?

4.Чем они питаются?

5.Почему они прилетают к жилью человека?

6. Зачем люди делают кормушки для птиц?

7.Почему зимующих птиц нужно подкармливать?

8.Есть ли кормушки около вашего дома?

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!

                                      Список литературы.

1.Кайгородова Д.Н. - Детям о русской природе. Птицы. Книги !,2. - М., 2009

2. Роньшин В. - Птичьи секреты - М.,2009.

3.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду старшая группа  - Издательство Мозаика -  Синтез  Москва, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе «Покормим птиц зимой»

Цели: Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косынка»). Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки..Задачи:Образовательные:- уточнит...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать умение вести наблюдение за птицами, прилетающими на участок и на кормушку. Развивать интерес к их внешнему виду, повадкам. Познакомиться понятием «зимующие птицы». Учить ...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»

Программные задачи : Расширять представления о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы.   Формировать желание заботить...

Игровое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе «Перелетные птицы»

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц....

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц»

Конспект занятия по ознакомлению с природой  в старшей группе «Покормим птиц»         Образовательная область: Познавательное развитие...