Самообразование "Пальчиковая гимнастика как средство развития реди у детей младшего возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. Свою работу по развитию движений пальцев и всей кисти планирую проводить в свободное время утром и после сна. Упражнения буду подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr23.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в младшей группе

Глумова Екатерина Демидовна

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. Свою работу по развитию движений пальцев и всей кисти планирую проводить в свободное время утром и после сна. Упражнения буду подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.

Предполагаемый результат

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:

- вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике;

- увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;

- использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;

- развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Перспективный план образовательной деятельности по теме:

Сентябрь

«Ладушки – ладушки» Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры:

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки,

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Сорока – сорока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

«Как у нашего кота…» Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка, правой и левой руке, сопровождая движения

Этот пальчик – папочка, словами

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Октябрь

«Где же ручки» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Где же, где же наши ручки,

Наши ручки, наши ручки?

Вот ручки, наши ручки,

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши ножки,

Наши ножки, наши ножки?

Вот ножки, наши ножки

Пляшут, пляшут наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши детки…

Вот детки, наши детки…

Пляшут, пляшут наши детки…

Поплясали, стоп!

«Бумажный мячик» Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры:

Ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

Кистью руки отталкивать мячик;

Перекатывать мячик по столу.

«Водичка, водичка…» Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Движения выполняются в соответствии с текстом.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

Ноябрь

«Волк раскроет свою пасть» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щёлк да щёлк, и снова щёлк!

Не поймает зайца волк.

Пастью щёлкает напрасно –

Заяц бегает прекрасно

«Сидит белка на тележке» Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца :

Сидит белка на тележке,

Продаё т она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

«Капуста» Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмем, жмём.

«Пальчики» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Декабрь

«Перчатка» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Гнездо, в ней устроив,

Мышат позвала.

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Отшлёпала/погладила всех

И отправила спать.

"Дом" Цель: Активизировать движения пальцев рук

Ход игры:

Стук- стук-стук- постук,

раздается где-то стук.

Молоточки стучат,

строят домик для бельчат.

(стучать кулачками друг о друга)

Вот с такою крышей (ладошки над головой)

Вот с такими стенами (ладошки около щечек)

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

«Два маленьких кузнечика…» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«Маленькая Мышка» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Маленькая мышка

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки,

И пальчиком грозит :

«А кто не лёг в кроватку?

А кто не хочет спать?

Такого непослушного

Я буду щекотать!»

Январь

«Паучок» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

«Червячки» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

Головой она кивает,

Каркает«Вот и обед!»

Глядь – а червячков уж нет!

«Шалун» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Лягушка – попрыгушка» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Лягушка – попрыгушка,

Глазки на макушке,

А все её слова –

Только «Ква!» да «Ква!».

А щёки раздувает

И рот свой разевает,

Чтоб комары и мушки

Летели в рот лягушке.

Февраль

«На лесной лужайке» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

На лесной лужайке

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,

Ножками топали,

ушками махали,

Выше всех скакали,

Глазками глядели,

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«В домике живёт волчок» Цель: Активизировать движения пальцев рук

Ход игры:

В домике живёт волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить.

«Избушка на лужочке» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Избушка на лужочке,

Двери на замочке.

Ключик быстро подберём

И избушку отопрём.

Отряхнём ладошки,

Отдохнём немножко.

«Встали пальчики» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Март

«Пальчики здороваются» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ё ж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Кольцо» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

«Вымыли мы ручки» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Вымыли мы ручки,

Вымыли мы ножки,

Поиграли в ладушки,

Ладушки – ладошки!

Во дворе цыплятам

Накрошили крошек,

Поиграли снова

В ладушки – ладошки!

Гладили котёнка

Чистыми ладошками,

С ними поиграли

В ладушки – ладошки!

Улеглись ладошки

Прямо на дорожку…

Как они устали –

Ладушки – ладошки!

«Крылья нашей мельницы» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Крылья нашей мельницы

У ветерка как пленницы –

Как ветер переменится

Так повернётся мельница.

Апрель

«Пляшут в кухне на стене» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики.

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнём немножко!

«Мои веселые пальчики» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке.

«Повстречались» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу»

- Повстречались два щенка: «Ав-ав»

- Повстречались два жеребенка: «И-го-го»

- Повстречались два тигренка: «Р-р-р»

- Повстречались два теленка: «Му-у!»

- Покажи, какие у них рога.

«Идет коза рогатая» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Идет коза рогатая,

изобразить рога,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того коза

Забодает, забодает!

Май

«Котятки» Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

«Дарики-комарики» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, вились,

Вились, вились,

В носик вцепились!

В ушко вцепились!

В волоски вцепились!

В коленки вцепились!

-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:

-Кыш-кыш-кыш!

«Два медведя» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один мешал сметану,

Другой месил муку.

Раз ку ку, два ку ку

Оба шлёпнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

«Помощник» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Используемая методическая литература

1. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под редакцией Т. Решетник, Е. Анисина и др. ООО «ЭКСМО», 2011.

3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры». – М. : «Карапуз», 2007.

8. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М. : ТЦ Сфера, 2006.

9. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь». – СПб: ИЧ «Хардфорд», 1996.

11. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». – М. : Эксмо, 2006.

12. Кольцова М. М «Развитие моторики»

13. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

14. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста В настоящее время фиксируется недостаточный уровень развития физических качеств детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика , как средство, развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика , как средство, развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"...