Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Непослушный узел»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горина Наталья Владимировна

Цель: развитие чувствительности к противоположностям через решение творческой задачи по алгоритму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД

по развитию речи

для детей подготовительной к школе группы

«Непослушный узел».

Составила: воспитатель

высшей категории

Горина Н. В.

Югорск. 2023 г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.

Цель: развитие чувствительности к противоположностям через решение творческой задачи по алгоритму.

Задачи:

- Формировать чувствительность к проблемной ситуации;

- Формулировать противоречие;

- Знать способы разрешения противоречия;

- Применять способы разрешения противоречия в изобретательской задаче;

- Оценивать полученные решения и выбирать лучшее для конкретной ситуации;

- Формировать умение рефлексировать.

Образовательные области: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Активные виды деятельности:

игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»

коммуникативная деятельность: беседа

Предварительная работа:

Игры на развитие чувствительности к противоположностям.

Ход непосредственно-образовательной деятельности с применением эффективности интеграции образовательных областей через активные виды детской деятельности.

Этапы НОД

Активные формы деятельности

Действия участников НОД

Приветствие.

Игра – тренинг.

- Проходите ребята.

Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

Дети: Мы большие, послушные, добрые….

- Давайте поделимся добром друг с другом!

- Я отдаю свою частичку добра тебе….!

- Теперь мы стали еще добрее.

1.Мотивация. Погружение в тему.

Игра на развитие чувствительности к противоположностям «Один – хорошо, много – плохо».

Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится.

Ребята, а у вас дома есть животные? А какие?

(кошки, собаки, хомячки и т. д.)

А представьте, что завтра у вас их дома будет очень много, больше ста, а может больше тысячи. Что произойдёт? Это хорошо или плохо?

2. Постановка детьми цели.

Что мы делали сейчас?

Как играли? Какие слова подбирали?

Молодцы!

3. Совместная деятельность детей и педагога

Решение творческой задачи «Непослушный узел».

Шаг 1

Ребята,  а как вы думаете, кто такие ученые?

Люди, которые очень много знают и придумывают что-нибудь интересное, новое, делают открытия.

А животные могут быть учеными?

 В сказках всякие бывают, и говорящие, и волшебные и наверно ученные.

А какие у них могут быть проблемы?

Аппаратура сломалась. Книги потерялись.  Устали заниматься.  Закончились тетрадки и ручки.

Физкультминутка

Молодцы! Давайте поиграем.

(дети встают в круг)

Если нравится тебе, то делай так (кулачок правый попеременно левый накрыть раскрытой ладонью).

Если нравится тебе, то делай так (попеременно правый/левый кулак с оттопыренным большим пальцем приставить раскрытую ладонь).

Если нравится тебе, то делай так (попеременно: левая рукой дотронуться до носа, правая до левого уха).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!

Шаг 2

Послушайте историю про старого Учёного кота.

Старый Ученый кот всю жизнь искал новые лекарства. Многие травы испытал, а сколько склянок перебил - не сосчитать! Однажды прислали Ученому Коту мешок редких кореньев из горной страны. Доверху набит мешок и туго завязан. И ткань очень плотная – мышам не прогрызть. Пытался  Кот развязать мешок – всё напрасно.  Только когти зря обломал. Вот как бывает, когда в доме ни ножа, ни ножниц не найти?

Шаг 3

Мозговой штурм – выброс идей детьми без критики.

Что делать Коту?

 Надо позвать кого-нибудь на помощь, у кого зубы больше и острее. Пойти к соседям и попросить ножницы или нож.

Попробовать перетереть верёвку  чем- то  острым.

Шаг 4

Возврат к шагу 2:

Постановка противоречия. Оператор «должен-должен».

У кого была проблема?

Что он хотел?

А что мешало?

У Кота. Он хотел развязать мешок, но узел сильно затянут.

Кот должен развязать мешок и не может развязать, так как он сильно затянут, и у него нет ножа и ножниц.

Кот должен разрезать узел и не может, так как нет нужных инструментов.

Шаг 5

Ребята, а какую функцию выполняют ножницы и нож?

Чем мы их можем заменить?

Они режут, разрезают что-нибудь.

Можно заменить стеклом или заострённой палочкой.

 Коту надо разрезать узел стеклом, ведь у него много разбитых банок..

4. Подведение итогов.

Рефлексия.

Что мы с вами делали?

У кого возникла проблема?

Как мы её решили?

 А сейчас мы  с вами опробуем наше решение. Я буду выполнять роль Кота, а вы посмотрите, получится у меня разрезать узел или нет. А заодно и вспомним правила обращения с острыми и колющим предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в космос»

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Путешествие в космос"....

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Как аукнется, так и откликнется"

Тема : Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»(в обработке К. Д. Ушинского)Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....