Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи в 1 младшей группе
материал по развитию речи

Виннова Жанна Васильевна

Планирование работы с детьми на тему "Развитие речи через дидактические игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дидактических игр в 1 младшей группе

на 2020-2021 г

Месяц

тема

цель

Описание игры

сентябрь

Игра «Что где растет»

задачи: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Материал: Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Содержание игры: дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.  

"Где наши детки?"

задачи: расширять знания детей о домашних животных, обогащать и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Материал. Игрушки (корова, коза, лошадь, собака, кошка - в коробке; теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок – за ширмой).

Содержание игры

     Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет.

     Воспитатель. Давайте посмотрим, что там случилось. (Подходят к коробке, открывают ее и видят животных. Дети по просьбе взрослого называют их.) Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Поможем найти их? Но нам нужно знать, кто их детеныши. (Поочередно достает игрушки из коробки.) "Му-у-у, своего теленка я ищу!" Теленок потерялся! (Дети повторяют за педагогом название детеныша.) "И-го-го, мой жеребенок далеко!" Жеребенок пропал! "Ме-е-е, иди, козленок, ко мне-е-е!" И т.д. Где же они?

     (Взрослый и малыши ходят по группе и находят детенышей за ширмой.)          

     Воспитатель. Вот они и нашлись! (Обращается к игрушкам.) Вы, наверное, потерялись? Дети помогут вам, если вы скажете, кто ваши мамы.

     Предлагает малышам выбрать любого "детеныша", спросить его о "маме", позвать ее, например: "Катя, спроси у котенка, кт его мама? (Кошка.) Как он зовет маму?! (Мяу-мяу!) Позови вместе с котенком кошку-маму. (Ребенок повторяет.)Молодец, Катя! А  теперь отнеси котенка к его маме-кошке. Поставь котенка рядом с мамой".

     Такие же действия повторяются со всеми детенышами. Игрушки "благодарят" за помощь. Воспитатель хвалит детей: "Молодцы! Всем мамам помогли найти своих деток (детенышей)!"

Примечание.

     В дальнейшем дети могут сравнивать животных по величине, самостоятельно строить для них домики.

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

задачи: добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур - муррр! Пугаю кур.

Ам-ам! Кто там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-у! Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

Игра «Дерево».

задачи: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.

Содержание игры: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на» и «под».

Высоко на небе - облака,

А внизу - под облаком - река.

Высоко на дереве - листочки,

А внизу, под деревом, - цветочки.

Октябрь

Игра «Закончи слово».

задачи: развивать речь, память, внимание.

Содержание игры: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик - «Ку. (бик)» и т. п.

Игра «Повтори за мной».

задачи: развивать речь, внимание.

Содержание игры: предложить ребенку повторить рифмованные строки.

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:

Маленький зайчишка не читает. (книжки)

Игра «Яблоко или тарелка?»

задачи: развивать речь, внимание.

Содержание игры: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша - это овощи?

Ложка и тарелка - это посуда?

Шорты и майка - это мебель?

Ромашка и одуванчик - это деревья?

Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:

Помидор и апельсин - это овощи?

Ложка и дерево - это посуда? И т. д.

Игра «У меня зазвонил телефон».

задачи: развивать речь, расширять словарный запас.

Содержание игры: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

ноябрь

Игра «Что мы видим во дворе?».

задачи: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.

Содержание игры: посмотреть вместе с детьми в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.

Игра «Что мы видели вчера?»

задачи: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.

Содержание игры: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»

Игра «Что мы будем делать завтра?»

Цельразвивать навыки планирования, память, речь.

Содержание игры предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».

Игра «Кто кем был».

Задачи:  развивать речь.

Материалы: Игровой материал и наглядные пособиякартинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.

Содержание игры: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится»:

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая. (собака).

Жеребенок - с каждым днем

Подрастал и стал. (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был. (теленком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким. (ягненком).

Этот важный кот Пушок —

Маленьким. (котенком).

А отважный петушок –

Крохотным. (цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают. утки –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

декабрь

Игра «Медвежата мед едят»

задачи: развивать артикуляционный аппарат детей.

Содержание игры: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высо-вывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря«У-у-у» (2-3 раза).

Игра «Лягушка и лягушата»

Задачи: развивать речевое внимание детей.

Содержание игры: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают«Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают. (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу, на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Кто в домике живет?»

Задачи: закреплять правильное произношение зву-ков. Развивать речевое дыхание детей.

Содержание игры:

Игровой материалКартинки с изображением животных.

Игровое правило: Дети должны отгадывать, кто живёт в домике, и повторять звукосочетания по нескольку раз.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко«ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает ти-хо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза)(Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко«Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей)котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой, (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет:

«ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет«мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Игра «Угадай по голосу»

задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Игровой материал: корзина с игрушками.

ХодВоспитатель: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка…

-А это, дети (показывает картину, кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает? кря-кря. Кто квакает ква-ква?

Кто кукарекает: кукареку?. А как кукушка куку-ет?

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)

-А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)

-Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? (кукует)

-Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (де-ти кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как пе-тушок? (кукарекали.)

Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, пе-тууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)

Игрушки остаются для свободной игры детей.

январь

Игра «Прядки»

Задачи: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Содержание игры:

Материал: Мелкие игрушки.

Ход: Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шка-фом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Дети отыскивают всех непрошенных гостей, пря-чут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

Игра «гуси»

Задачи: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.

Содержание игры:

Игровой материалКартина «Гуси»

Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы бу-дем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на но-гу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.

В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га

В: Есть хотите? Дети: Да-да-да

Захлопали гуси крыльями, улетели.

(Игра повторяется 3-4 раза)

Игра «Почтальон принес открытку»

Задачи: учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, ска-чет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, бара-банит и. д.)

Содержание игры:

Игровой материал: Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Игровое правило: рассматриваются 4-5 открыток. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Ход:

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т. д.

Игра «Кому что нужно»

задачи: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Содержание игры: для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.

Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.

В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает. Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.

февраль

"Угадай персонажей сказки"

задачи: способствовать развитию активной речи, зрительного восприятия, памяти, внимания.

Содержание игры: детям показываем карточку с изображением героев знакомых сказок. Спросите у ребёнка: "Кто это? Из какой сказки? Как сказка называется?". Например: Показываем карточку, где лиса сидит на пенёчке, а на носу у неё колобок. Спрашиваем: кто это? (показываем на лису). А кто сидит у неё на носу? Как называется сказка? Предлагаем детям спеть песенку колобка.

Тоже самое проделываем и с остальными карточками.

Игра «С кем дружить»

Задачи: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

Содержание игры: На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор. 

Разноцветный сундучок

Задачи: учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Содержание игры: Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

«Олины помощники»

Задачи: учить образовывать форму мн. числа глаголов.

Содержание игры: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

 Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

март

«Куда спряталась мышка?»

Задачи: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа.

Содержание игры: «К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Воспитатель ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.

«Догадайся, что звучит»

Задачи: познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Содержание игры: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Громко — тихо»

Задачи: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Содержание иры: Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

«Ослик потерялся»

Задачи: закрепить произношение звукосочетания [йа] голосом разной высоты

Содержание игры: Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы большой и маленький ослики.

-Пошел маленький ослик гулять и потерялся. Стоит и маму зовет: «Йа – йа - йа». Как зовет ослик маму?

-Мама услышала голос ослика и отвечает: «Йа – йа - йа». Как мама ответила ослику?

апрель

«Ловим звук»

Задачи: знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание

Содержание игры:

I. Воспитатель поочередно демонстрирует детям игрушки, просит назвать их и показать, как кричит то или иное животное: собака (аф-аф-аф), лошадь (иго-го), волк (у-у-у), лягушка (ква-ква-ква), корова (му-му-му), курица (ко-ко-ко), мышь (пи-пи-пи), коза (ме-э-э), машина (би-би-би), барашек (бе-э-э)

Затем дети делятся на две группы. Одна группа детей берет игрушки, прячется за ширму и поочередно показывает, как кричат животные. Другая группа угадывает.

II.Воспитатель предлагает детям пойти в магазин и купить игрушки. Но купить игрушку они могут только тогда, когда произнесут соответствующее звукоподражание. Дети по очереди подходят к столу , выбирают игрушку и произносят звукоподражания.

«Кто где живет?» (по лексическим темам)

Задачи: закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Содержание игры: Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике и т.д

"Пожалеем зайку"

Задачи. Учить проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце - он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания детей.

Содержание игры: Материал: игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.

Содержание игры

     Игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.

     Воспитатель. Давайте спросим зайца: почему он здесь сидит (помогает детям - проговаривает вместе с ними вопрос). Вот что случилось:

     Зайку бросила хозяйка -

     Под дождем остался зайка,

     Со скамейки слезть не мог,

     Весь до ниточки промок

      Что сделала хозяйка? (Бросила зайку.) Что случилось с зайцем? (Бедный зайка промок, ему холодно.) (Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей.) Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Покормить, согреть. (Дети повторяют.)   Что любит заяц? (Морковку, капусту.) Давайте покормим зайца. Чем мы кормим зайца? (Морковкой, капустой.) Давайте согреем зайца. (Показывает теплый шарф.)   Что это? Шарф, теплый шарф. (Укутывает зайца в шарф.) Теперь зайцу тепло. Чем мы согрели зайца? (Шарфом, теплым шарфом.) Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: "Спасибо, спасибо!" Давайте попросим зайца поплясать: Заинька, попляши! Серенький, попляши! Зайка серый, попляши, Твои ножки хороши! (Заяц "пляшет". Хорошо, если дети будут повторять сами какие-то слова и движения вместе с зайцем.)

 

Вариант игры (после 2,5 лет). Заяц убежал из леса, заблудился, сидит голодный и плачет. Дети успокаивают его, кормят, помогают найти дорогу в лес и т.п.

"Едем в лес"

Задачи. Обогащать знания детей о диких животных, пополнять и активизировать словарь (названия животных; глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает; предлоги в, на, под); упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з], [ж]; развивать память, внимание.

Содержание игры:

Материал. Игрушки (медведь, лиса, заяц, белка, волк).

Содержание игры

     Игру желательно провести на участке игрушки заранее расставить под кустами, юлку посадить на дерево).

     Детям предлагается поехать в лес на поезде. Все встают "паровозиком" за воспитателем.

     Воспитатель. Чу-чу-чу, я на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес! (Проходят вокруг участка. Дети подпевают.) Вот мы и приехали в сказочный лес. Какие здесь деревья? Высокие, большие! (Поднимает руки вверх. Дети повторяют.) Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях: ш-ш-ш... (Дети повторяют.) А кто так жужжит: ж-ж-ж?.. Правильно, пчелы. Давайте пожужжим как пчелы. Слышите, комары звенят: з-з-з... (Дети повторяют.)   А кто в лесу живет? Какие животные?   Я буду загадывать загадки, а "отгадки" поищем в лесу вместе.

     Белый и пушистый, в лесу живет,

     Скачет: прыг-скок. (Заяц)

     Молодцы, сами догадались! Где сидит заяц? Заяц сидит под кустом. Кто скажет, почему заяц спрятался под кустом? (Дает возможность высказаться детям. Могут быть разные варианты: "испугался волка", "будет дождик" и др. Предлагает позвать зайца, принести. При необходимости помогает ребенку, поощряет инициативные высказывания детей.)

     Кто зимой холодной

     Ходит по лесу

     Злой и голодный? (Волк.)

     Давайте найдем волка. (Дает возможность детям самим найти игрушку.)

     Воспитатель (обращает внимание на дерево, где сидит белка):

     В лесу на дереве - дупло,

     Там хлопотунья-белка

     Устроила хороший дом

     Своим малюткам-деткам.

     Где белка живет? Где ее дом? (Дети показывают, поднимают руки.) Высоко белка живет, на дереве.          

     В конце игры воспитатель спрашивает: "Какие животные в лесу живут?" и обобщает ответы детей: "Дикие животные - звери - в лесу живут".

     Все снова встают "паровозиком", "едут" обратно в детский сад и поют: "Чу-чу-чу..." И т.д.

Примечание.

     Игру можно проводить неоднократно на участке и в группе.

май

"Угадай, кто в корзине"

Задачи. Развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Содержание игры:

Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры

     Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:

     Мягкие лапки,

     На лапках - царапки.

     На молоко глядит,

     "Мяу! Мяу!" - говорит.

     Из корзинки показывается кошачья лапка.

     Воспитатель. Чья это лапка, как вы думаете? (Дети отгадывают, педагог хвалит отгадавших и достает из корзины игрушечную кошку с бантиком.) Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать? (Эти вопросы помогают детям включиться в рассказ. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель предлагает рассказывать вместе с ним.) Белая, пушистая, мягкая, маленькая, у нее маленькие лапки, в лапках - царапки. (Играет с кошкой.) Вот как наша кошечка бежит, вот как прыгает. (Выделяет интонацией глаголы, просит детей повторить.) Как она мяукает? Как мурлычет? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.) Отгадайте, кто еще в корзинке спрятался?

     С нами дружит,

     Верно служит,

     Хвостиком виляет,

     "Гав! Гав!" - лает.

     (Из корзинки показывается виляющий хвостик) Чей хвостик? Кто в корзинке? Собачка. (Достает игрушку из корзины, дети рассматривают ее.) Собака какая? (Лохматая, большая и т.п.) Что собачка делает? (Лает.) Как она лает? (Воспитатель побуждает детей к звукоподражанию в разном темпе, с разной силой голоса.) Кто еще остался в корзине?

     Колючие, как елки,

     Но с серыми иголками.

     Живут в лесу,

     Боятся лису.

     (Дети отгадывают. Педагог достает двух ежей.) Ежи какие? (Маленькие, колючие, на коротких лапках. Воспитатель уточняет ответы детей.)

     Далее игра проходит в форме вопросов педагога и ответов детей.

     Воспитатель. Что делает кошка, когда ее гладят? (Радуется, мурлычет.) А когда видит мышку? (Тихо подкрадывается, бежит, прыгает, ловит.) Что еще умеет делать кошка? (Мяукать, лакать молоко, играть.)

     Что делает собака? (Сидит, бегает, виляет хвостом.) Как она себя ведет, когда видит кошку? (Бежит за кошкой, лает, прыгает, ловит.)

Примечание.

     По ходу игры можно создавать ситуации, в которых дети будут упражняться в изменении слов. Например, спрятать одного ежа и спросить, кого нет (ежика); или спрятать обе игрушки (убежали ежики) и т.п.

Вариант игры. Одни дети показывают действия с игрушками, другие их называют (при этом стимулируется речевая и двигательная активность, формируется умение взаимодействовать друг с другом).

"Кто как кричит "

Задачи. Закреплять знания детей о животных и птицах. Вовлекать в диалог - развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулировать и поощрять активность.

Содержание игры:

Материал. Домик, построенный из кубиков, в нем игрушки: петух, курица, корова, коза, лягушка и др. (6—8 штук).

Содержание игры

     Воспитатель привлекает внимание детей к яркому домику, который стоит на ковре или на столе.

     Воспитатель. Это домик не простой, кто же в нем живет? Давайте постучим и спросим: "Тук-тук-тук, кто здесь живет?" (Говорит за петуха.) "Ку-ка-ре-ку, я петушок, золотой гребешок!" Кто это? (Петушок.) Позовите его: "Петя, петушок, золотой гребешок, иди к нам!" (Побуждает к индивидуальным повторениям.) "Ку-ка-ре-ку! Иду, иду!" (Достает игрушку из домика.) Здравствуй, Петя-петушок! (Дети здороваются, рассматривают игрушку.) Какие у петушка красивые перышки, маслена головушка, шелкова бородушка! (Побуждает детей к речевой активности.) Какие перышки? Какая бородушка? Какой хвост? (Петушок снова "кричит".) Как вы думаете, кого зовет петушок? (Курицу и цыплят.)   А как мы их позовем? (Цып-цып-цып!) (Вместе со взрослым дети зовут хором;   к индивидуальным повторениям привлекаются менее активные малыши. Из домика появляется курица, затем цыплята: сначала один, потом остальные. Закрепляются понятия "один цыпленок" - "много цыплят".) Как курица зовет цыплят? Как цыплята пищат? (Дети воспроизводят звукоподражания. Педагог поощряет ответ каждого ребенка и предлагает расставить петуха, курицу и цыплят на столе.)

     Катя, поставь курочку рядом с петушком. Что ты сделала? Молодец! Ребята, что сделала Катя? И т.д.

     (Достает из домика корову.) "Му-у-у! Молока кому?" Кто это? (Корова.) Коровушка-буренушка, большая, рыжая, мычит: му-у-у! Как мычит корова? (Ответы детей.)

     Педагог предлагает детям поставить корову рядом с петушком, спрашивает, где стоит корова. (Закрепление понятий "рядом", "вместе")

     Так же рассматриваются другие игрушки. Воспитатель подводит детей к обобщению: у каждого животного свой голос, все кричат по-разному.

     В конце игры можно предложить детям поиграть с понравившейся  игрушкой. ("Какую игрушку хочешь взять? С какой игрушкой будешь играть?")

Примечание.

     В ходе игры следует обязательно поддерживать и поощрять инициативу детей: "Молодец! Правильно сказал. Сам выбрал игрушку!" И т.п.

Варианты игры (после 2,5 лет):

используются другие игрушки;

в конце игры дети самостоятельно ставят игрушки в домик и проговаривают свои действия.

"Где наши детки?"

Задачи. Расширять знания детей о домашних животных, обогащать и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Содержание игры:

Материал. Игрушки (корова, коза, лошадь, собака, кошка - в коробке; теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок – за ширмой).

Предварительная работа.   Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных, знакомит детей с понятием «детеныши животных».

Содержание игры

     Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет.

     Воспитатель. Давайте посмотрим, что там случилось. (Подходят к коробке, открывают ее и видят животных. Дети по просьбе взрослого называют их.) Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Поможем найти их? Но нам нужно знать, кто их детеныши. (Поочередно достает игрушки из коробки.) "Му-у-у, своего теленка я ищу!" Теленок потерялся! (Дети повторяют за педагогом название детеныша.) "И-го-го, мой жеребенок далеко!" Жеребенок пропал! "Ме-е-е, иди, козленок, ко мне-е-е!" И т.д. Где же они?

     (Взрослый и малыши ходят по группе и находят детенышей за ширмой.)          

     Воспитатель. Вот они и нашлись! (Обращается к игрушкам.) Вы, наверное, потерялись? Дети помогут вам, если вы скажете, кто ваши мамы.

     Предлагает малышам выбрать любого "детеныша", спросить его о "маме", позвать ее, например: "Катя, спроси у котенка, кт его мама? (Кошка.) Как он зовет маму?! (Мяу-мяу!) Позови вместе с котенком кошку-маму. (Ребенок повторяет.)Молодец, Катя! А  теперь отнеси котенка к его маме-кошке. Поставь котенка рядом с мамой".

     Такие же действия повторяются со всеми детенышами. Игрушки "благодарят" за помощь. Воспитатель хвалит детей: "Молодцы! Всем мамам помогли найти своих деток (детенышей)!"

Примечание.

     В дальнейшем дети могут сравнивать животных по величине, самостоятельно строить для них домики.

"Что купили Зине в магазине"

Задачи. Закреплять умение дифференцировать предметы в связи с их назначением, различать и выделять детали рассматриваемых предметов, называть их; упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з]; стимулировать речевую активность детей.

Содержание игры:

Материал. Кукла, игрушечная посуда (в том числе чайная).

Содержание игры

     Создается игровая ситуация: кукла Зина хочет угостить других кукол чаем, но посуды мало.

     Воспитатель. Надо купить посуду. Где ее можно купить? (В магазине.) Возьмем куклу Зину и поедем в магазин. Куда поедем? Кого возьмем с собой? (Ответы детей.) На чем поедем? Отгадайте:

     По рельсам бежит,

     Динь-динь! - звенит.

     Что это? (Трамвай.) Поедем в магазин на трамвае. (Встают "паровозиком" и "едут" в "магазин". "Магазин" - стол, на котором расставлена кукольная посуда.) Вот мы и приехали! Как много разной посуды в магазине! Какая посуда нам нужна, чтобы напоить кукол чаем? (Чайная посуда.) Зина, правильно дети назвали посуду? (Кукла "подтверждает") Нужно купить чашки и блюдца. (Находят и рассматривают посуду.) Чашка какая? (Синяя.) Блюдце какое? (Синее)

     Педагог поощряет ответы детей и предлагает спросить у куклы Зины, какие чашки и блюдца ей больше нравятся. Кукла "показывает". Дети складывают посуду в коробку. Педагог следит, чтобы чашек и блюдец хватило всем куклам, которые будут "пить чай".

     Воспитатель. Что еще надо купить? (Предположения детей.) Правильно, ложки, чтобы размешивать сахар, который положили в чай. А из чего будем наливать чай? (Из чайника.) Покажите, где чайник. Чайник какой? Большой, красивый, синий. (Поддерживает и поощряет индивидуальные высказывания детей. Показывает сахарницу.) Что это? Это сахарница. (Дети повторяют.) Сахар насыпают в сахарницу. Вы любите пить чай с молоком? Молоко наливают в молочник (Показывает молочник) Молочник какого цвета? (Синего) Вот сколько посуды мы купили сегодня. Что мы купили Зине? (Чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарницу, молочник) Какую посуду мы купили? (Чайную.) Для чего нужна чайная посуда? (Ответы детей.) Наши куклы будут рады!

Примечания:

посуда может быть разного цвета и в разном количестве - по числу кукол;

обязательно продолжить игру - устроить "чаепитие" для кукол, предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу.

Варианты игры:

покупка столовой посуды - для игры "Куклы обедают". При этом следует обращать внимание на цвет, размер и назначение предметов;

покупка мебели - для игры "Устроим кукле комнату".



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи во 2 младшей группе

МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

                             ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

СЕНТЯБРЬ

«Накроем стол к чаю»

ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»

Набор детской посуды

Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

«Чего не стало?» (по лексическим темам)

учить узнавать и называть предметы на картинках.

Набор иллюстраций

Ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура.

«Кто живёт во дворе?»

ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

Иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов

Ребенок рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов.

«Чудесная коробка»

дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёФт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

Коробка, машинка, самолет, поезд, пароход

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Угадай, кто сказал»

закрепить знания о животных, развивать связную речь

картинки с изображением животных

Каждый ребенок получает по несколько карточек с изображением разных зверей. Воспитатель произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть на картинке у детей. Дети поднимают соответствующие картинки.

Усложнение: один ребенок описывает животного (внешность, походку голос, что делает? чем питается?). Остальные дети поднимают соответствующие картинки.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

ОКТЯБРЬ

«Опасные предметы»

расширять предметный и глагольный словарный запас по теме.

Иллюстрации с опасными предметами

Ребенок показывает Буратино опасные предметы и рассказывает, чем они опасны. Каждый ребенок демонстрируют свою картинку, рассказывает, чем она опасна.

«Горит – не горит»

формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря.

Иллюстрации по теме

Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет.

Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов.

«Назови часть целого»

формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Иллюстрации по теме

Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);

Машина - … (колеса, фары, руль…);

Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Продолжи предложения»

развивать воображение и связную речь.

Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:

Если в комнату принесли кусочек льда, то ...

Мальчики весело смеялись, потому что ...

Если зимой будет сильный мороз, то ...

Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что ...

Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что ...

Когда наступает день рождения, то ...

Если пойдет сильный дождь, то ...

«Магазин»

развивать воображение и связную речь.

Набор игрушек

Воспитатель: У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры.

Уважаемый продавец! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.

Продавец продает покупателю мяч.

Спасибо! Какой красивый мяч!

Воспитатель предлагает любому из детей совершить следующую покупку.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

В течение игры роль продавца могут выполнять несколько детей поочередно.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

НОЯБРЬ

«В магазине игрушек»

расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов

Иллюстрация с набором игрушек

"Что где находится? "

Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т. д.

«Кто больше знает вежливых слов?»

упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Мячик

Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

«Скажи наоборот»

развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.

Мячик

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый — грустный, быстрый — медленный.

«Кто где живет?» (по лексическим темам)

активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.

Иллюстрации по теме

Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Узнай меня»

развивать логическое мышление, связную речь.

Предметные картинки

Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Например: «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

ДЕКАБРЬ

«Что общего и чем отличаются?»

развивать логическое мышление, связную речь

Воспитатель: Что общего между собакой и стулом?

Дети отвечают.

Верно, у стула четыре ножки, а у собаки четыре лапы. А чем они отличаются?

Дети отвечают.

Да, собака живая, а стул — нет. Собака — животное, а стул — предмет мебели. Что общего между морковью и апельсином?

Дети отвечают.

Да, у них одинаковый цвет — оранжевый. Верно, они съедобные, вкусные. А чем они отличаются?

Дети отвечают.

Да, у них разная форма. Апельсин растет на дереве, а морковь в земле. Апельсин — фрукт, а морковь — овощ.

Пары предметов для сравнения, поиска общего и особенного (различного) предлагает сначала воспитатель, а потом — дети.

Примерные пары сравнения:

Медведь — лиса.

Море — река.

Дерево — цветок.

Компьютер — телевизор.

Веселый — грустный.

Книга — журнал.

Добрый — злой.

«Рыба, птица, зверь»

активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.

Набор иллюстраций

Группе детей воспитатель показывает картинки с изображением птиц, рыб и зверей, а дети их называют.

«Добавь слово»

находить нужное по смыслу слово (глагол).

Кукла

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришла кукла. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать кукла, дети должны будут сейчас угадать.

Я   умею   постель …  (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять) Я помогаю вилки ... (раскладывать) Я   помогаю   крошки   ...    (сметать) Я   помогаю   комнату   ...    (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным  (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится кукла).

«Назови как можно больше предметов»

активизация предметного словаря.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Кто позвал?»

составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

Игрушки

У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и 'говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».

Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».

«Кто знает, пусть продолжает»

составить рассказ по заданной схеме вместе с воспитателем.

Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.

Мама купила Алеше ... Она была ... Алеше захотелось ... Тут пришел ... Они стали ...

На клумбе росли ...  Они были  ... Таня  взяла  ... и  стала  ...

У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света ...

Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ... Тогда котенок сказал ... И стали они ...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

ЯНВАРЬ

«Из чего сделано?»

закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Иллюстрации по теме

Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.

Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, «кожаные». Затем бросала мяч другому ребенку, говорит: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: меховые и т. д.

«Какая погода»

упражнять в образовании качественных прилагательных.

Иллюстрации о природе

Если идет дождь – дождливая;

дует ветер – ветреная;

…тучи на небе – пасмурная;

… лужи кругом – сырая;

… солнышко светит – солнечная, ясная.

«Назови ласково» (по лексическим темам)

учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму

существительных.

Набор иллюстраций

Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, двор — дворик.

«Большое – маленькое»

учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Набор иллюстраций или игрушек

В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);

У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик);

У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Скажи, что делает и что будет делать»

обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.

Набор иллюстраций

Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

ФЕВРАЛЬ

«Кто больше назовет слов-действий» (признаков)

учить использовать в речи глаголы (прилагательные), образовывать различные глагольные формы.

Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия (признаки), относящиеся к предметам или явлениям,  изображенным на картинках.  Например:

что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);

одежда какая? (…)

«Скажи какой?»

выделять признаки предметов.                  

Набор иллюстраций или игрушек

Вынимаем  из  коробки  предметы  и  называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

—  Это мяч.

—  Он синий. Если  ребенок затрудняется,  помогаем ему:  «Это мяч. Он  ...

(какой?)».

«Кто, что умеет делать»

подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Набор иллюстраций или игрушек

Детям называют или показывают животное, а они называют действия,  характерные для  этого животного.  Например:  белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

«Где, что можно делать»

использовать в речи глаголы.

Набор иллюстраций

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

Игра проводится в форме соревнования.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Разложи картинку»

выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Набор иллюстраций

Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

МАРТ

«Закончи предложения»

подбирать   глаголы,   обозначающие   окончания   действий.

Набор иллюстраций

Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает:

Оля проснулась и ...  (стала умываться).

Коля оделся и ... (побежал гулять).

Он замерз и ... (пошел домой).

Зайчик испугался и ...  (убежал, спрятался).

Ира обиделась и ...  (заплакала).

«Подбери нужное слово»

развивать образное мышление, речь.

Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Воспитатель: В аквариуме плавают... Кто плавает?

Дети: Рыбки.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)

На лугу пасется ... (корова).

На огороде вырос большой зеленый ... (огурец).

У Вовы лопнул красный ... (шар).

Хорошо водит машину ... (шофер).

«Ручка — ножка»

познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет — ручку подает». (Дверная ручка.) У каких предметов есть ручка? Что можно ею делать? Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы ...» «За ручку можно ...» А какие предметы мы называем словом «ножка»?

«Как сказать правильно»

учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

 Я буду начинать фразы, а вы закончите.

Закончите фразы:

Подушка мягкая, а скамейка ... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ... (крупные).

Кашу варят густую, а суп ... (жидкий).

Лес густой, а иногда ... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал ... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой ... (соленые).

Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет ... (грязный).

Давайте подумаем, как сказать по-другому: злая зима — очень холодная, легкий ветерок — прохладный, золотые руки — все умеют делать хорошо, золотые волосы — красивые, блестящие. Выражение «злая зима» можно встретить в сказках. К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, Баба Яга.)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Кто больше увидит и назовёт»

учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Кукла

У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Что напутал Буратино?»

находить ошибки в описании и исправлять их.

Игрушки

В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.

ФРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

АПРЕЛЬ

«Подскажи словечко»

развивать творческое мышление.

Можно использовать мяч

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее.

Ворона каркает, а воробей ...

Сова летает, а кролик ...

Корова ест сено, а мышка ...

Крот роет норки, а сорока ...

Петух кукарекает, а курица ...

Лягушка квакает, а лошадь ...

У коровы теленок, а у собаки ...

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка ...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

МАЙ

«Чего не стало?» (по лексическим темам)

учить согласовывать прилагательные и существительные

Набор иллюстраций

Ребенок соотносит изображение предмета и его признака

«Кто живёт во дворе?»

учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

Иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

«Бабочка и гриб»

изменение глагола с помощью приставки.

Игрушки (предметные картинки) – бабочка и гриб

Бабочка к грибочку… (подлетела).

Бабочка вокруг гриба... (облетела).

Бабочка через гриб… (перелетела).

Бабочка от гриба… (отлетела) и в лес …(улетела).

«Один – много»

учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Карточки с изображением в единственном и множественном числе

Ребенок рассматривает карточки и образовывает

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Хорошо-плохо» (по лексическим темам)

учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Картинки по теме

1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

        2 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-Синтез,2016.

2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. -2 изд., испр.и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3.Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи.- М.: Айрис-пресс,2008.

5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. -М.:ТЦ Сфера, 2010.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. –М.: Просвещение, 1983.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дидактических игр

по развитию  речи в средней группе «Капельки»


Месяц

1я неделя

2я неделя

3я неделя

4я неделя

Сентябрь

«Что игрушка рассказывает о себе?» 

(учить детей умению описывать

предмет, выделяя его

наиболее характерные

 признаки;

развивать связную речь,

умение слушать других)

«Найди такую же» (Учить детей

 сравнивать предметы, находить в

них признаки сходства и различия;

воспитывать наблюдательность, смекалку,

 связную речь)

«Новоселье куклы»

(воспитывать доброжелательное отношение к новой кукле,

закрепить знания детей об

одежде, обуви, посуде,

 игрушках; развивать

связную речь)

«Горячо-холодно» (закрепить знания детей о растениях, находящихся в группе, воспитывать находчивость, любознательность, развивать связную речь)

Октябрь

Д/игра «Узнай по описанию»

(учить детей описывать предмет, не называя его, развивать наблюдательность,

 находчивость, воспитывать умение находить предмет по его   характерным признакам, воспитывать выдержку.

«Собери картинку»

(учить детей собирать целую картинку из отдельных частей,  развивать умение рассказывать по картинке, описывать то, что на ней изображено)

«Что кому»

(учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, активизировать словарь,  развивать связную речь)

«Сравни и подбери»

(учить сравнивать предметы по тем или иным признакам, по величине, высоте, закреплять знания цветов, развивать внимание, связную речь)

Ноябрь

Д/игра «Узнай по описанию»

 (учить детей описывать предмет, 

не называя его, развивать наблюдательность,

 находчивость, воспитывать умение находить

 предмет по его   характерным признакам,

воспитывать выдержку.

«Что кому»

(учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, активизировать словарь,  развивать связную речь)

«Мои первые предложения»

(развивать логическое мышление, внимание, учить составлять простые предложения, развивать связную речь)

«Скажи: Какая? Какой? Какие?»

(учить подбирать определения предмету и явлению, развивать мышление, связную речь)

Декабрь

«Где живет?»

(закрепить знания детей о том, где живут те или иные животные, развивать логику, мышление, связную речь)

«Горячо-холодно» (закрепить знания детей о растениях, находящихся в группе, воспитывать находчивость, любознательность, развивать связную речь)

«Когда это бывает

(углубить знания детей о временах года, активизировать словарь, развивать связную речь)

«Так бывает или нет»

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях, развивать связную речь

Январь

«Скажи: Какая? Какой? Какие?»

(учить подбирать определения предмету и явлению, развивать мышление, связную речь)

Д/игра «Какая игрушка?» 

(учить представлять себе предмет

 по их схематическим изображениям,

 развивать воображение детей.)

«Расскажи сказку»

(учить детей рассказывать сказку, опираясь на серию сюжетных картинок, развивать фантазию, логику, связную речь)

«Подбери картинку»

(учить детей классифицировать предметы, подбирать обобщающие слова, обогащать словарный запас, развивать внимание, память, связную речь)

Февраль

«Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ.

«Сравни и подбери»

(учить сравнивать предметы по тем или иным признакам, по величине, высоте, закреплять знание цветов, развивать внимание, связную речь)

«Что за предмет?»

формировать умение назвать предмет и описывать, обращая внимание на последов.изложения, использование сравнений.

«Что стало не так?» 

развивать внимание, выдержку.

Март

«Отгадывание загадок о весне» 

знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.

«Что кому нужно»

(учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, активизировать словарь,  развивать связную речь)

 «Кто что делает» (закрепить знания о сельскохозяйственном труде, развивать смекалку, связную речь)

«Угадай о ком скажу»

(учить детей описывать внешность, характер человека, выделять отличительные черты)

Апрель

«Что сначала, что потом?»

(развивать  логическое мышление, учить  понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи, развивать наблюдательность, связную речь.)

«Противоположности»

(развивать восприятие, внимание, память, связную речь)

«Найди различие»

(развивать зрительное восприятие, внимание, память, связную речь)

«Так бывает или нет»

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях, развивать связную речь

Май

 «Составь предложение»

(упражнять детей в составлении простых предложений, развивать речевую активность, быстроту мышления, связную речь)

«Что игрушка рассказывает о себе?» 

воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения.

«Где что растет?»

(закрепить знания детей о том, что растет в поле, лесу, огороде, развивать логику, мышление, связную речь)

«Кто что делает» (закрепить знания о сельскохозяйственном труде, развивать смекалку, связную речь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи "Мой дом- Южный Урал" в старшей группе

Перспективное планирование дидактических игр в старшей группе по развитию речи "Мой дом- Южный Урал"....

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

Перспективное планирование по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений:

План по самобразованию воспитателя для младшего возраста " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр"...

Перспективное планирование дидактических игр по математике во второй младшей группе

Перспективное  планированиедидактической  игры по ФЭМП  во второй младшей группе  сентябрь «Один – много»(Развитие умения выделять отдельные предметы из...

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи во 2 младшей группе

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи во 2 младшей группе...

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи в средней группе

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи в средней группе...