Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Наступила осень!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Парамонова Галина Геннадьевна

Цель: учить детей рассказывать (личный опыт).
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о времени года осени и осенних признаках;
2. Упражняемся в составлении рассказа по картинкам;
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
4. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_5.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Наступила осень!»

Разработала и провела воспитатель ГБОУ Школа 2103

Парамонова Галина Геннадьевна

Цель: учить детей рассказывать (личный опыт).
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о времени года осени и осенних признаках;
2. Упражняемся в составлении рассказа по картинкам;
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
4. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.
Оборудование:
- картинки с осенними признаками

- сюжетные картинки для составления рассказов
- осенние листья

Ход занятия

Ребята я вам сейчас загадаю загадки, а вы мне, скажите о каком времени года они

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят
...( осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)

Сотни птиц, собравшись в стаи,
Днем осенним улетают.
А летят они туда,
Где тепло всегда-всегда.
Птички, вы куда спешите?
Нашим детям расскажите!... ( на юг)

-Ребятки, о каком времени года загадки? (Об осени).
- А давайте назовем осенние месяца? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, а чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, обозначим план рассказа.

Сначала расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
- А кто еще знает признаки наступления осени?
Осенью часто идут дожди.
Листья желтеют.

Бывают первые заморозки.

Вот послушайте какие стихотворения есть про осень.

Сентябрь
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

Октябрь
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

Ноябрь
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.

Логоритмическое упражнение “Ветер и листья”

Ветер по лесу летал, ветер листики считал

(бегут по кругу на носочках и взмахивают руками).

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой

(встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на каждую строку).

И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку

(опускают руки, приседают).

Ветер по лесу кружил, ветер с листьями дружил

(бегут по кругу на носочках и взмахивают руками).

Вот дубовый, вот кленовый.

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой.

(встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на каждую строку).

И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой

(кружатся на носочках на месте).

К ночи ветер-ветерок рядом с листьями прилег

(приседают, опустив руки).

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой

(сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на каждую строку).

И последний лист с осинки тихо дремлет на тропинке

(ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза).

А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!

Дыхательная гимнастика «Листопад»
Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.

- Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?
Мы говорили об осени.
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы? Да
Тучки солнце закрывают? Да
Холодный ветер прилетает? Да
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто-часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Да

Молодцы, ребятки, вы очень внимательные, правильно отвечали на вопросы, составляли рассказ по картинкам, и знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.Систематизировать знания детей об осени и осенних явле...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)

Цель:   развитие  связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...