Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Осень продолжается, листья осыпаются…»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Живаева Любовь Александровна

Цель: Активизирование речи детей посредством составления предложенийрассказов по мнемотаблице. Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому  развитию для детей средней группы на тему«Осень продолжается, листья осыпаются…»

 Цель: Активизирование речи детей посредством составления предложенийрассказов по мнемотаблице. Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художественной выразительности (стихи, загадки). 
  2. Закрепить знания детей, об осенних признаках в процессе рассматривания  иллюстраций.
  3. Закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.

 Развивающие:

  1. Развитие умения работать с мнемотаблицами.
  2. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  3. Развивать интонационную и мимическую выразительность речи, общую моторику  рук.

          Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе. 
  2. Воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;

Материал и оборудование:  наглядный материал «Осень», листья деревьев по количеству детей, шнурочки.

Предварительная работа: работа с мнемотаблицами, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок об осени, чтение стихотворений, разучивание игр.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята проходите, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня будет необычное занятие, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг)

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука, здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй, здравствуй дружный круг». Присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня прилетел листок. Интересно, откуда он и от кого?!  На нём что-то написано. Хотите узнать, кто его написал? Слушайте внимательно!

«Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, удивились, получив моё письмо, и не знаете от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку. Слушайте внимательно.

Пришла без красок и без кисти,

Но перекрасила все листья».

(осень)

Воспитатель: Да, правильно, письмо от осени, послушайте, что она пишет дальше.

 «Я - осень. И не простая, а золотая. Я - самое красивое время года, мною все любуются, обо мне пишут стихи и песни. Золотой осенью в природе происходит множество изменений. Хочу я вас, ребята, пригласить к себе в гости, в мой осенний лес».

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение Осени? Отправляемся в осенний лес? (да)

         Тогда с помощью волшебных слов мы отправимся в путь. Закрывайте все глаза и повторяйте за мной «Карамба-барамба! Мчусь-кручусь в волшебном лесу сейчас появлюсь!» Вот мы и в лесу посмотрите, что вы видите?

(Создание мотивации для образовательной деятельности на ковре разбросаны осенние листья ярких цветов)

(Воспитатель поднимает несколько листьев и рассматривает их)

Воспитатель: Интересно, а почему же они лежат на земле? (ответы детей: дует ветер, наступила осень) Как называется это явление когда листья опадают? И в какое время года это происходит? (Листопад, осенью)

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Воспитатель:  Конечно же, это пришла осень. Она разукрасила листочки, а шалун ветер их с деревьев сорвал. Наверное, для того, чтобы мы с ними поиграли. Ребята, давайте сейчас мы с вами превратимся в осенние листики. Берите два листика по одному в каждую руку. (Дети берут листочки в руки).

 «Мы - осенние листочки»

Мы - осенние листочки.  (Дети стоят свободно, руки вверх)

Мы на веточках сидели,  (покачиваются)

Ветер дунул - полетели.  (Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали  (Бегают, кружатся, помахивая листьями).

А потом летать устали.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул. (Бегают, кружатся, помахивая листьями.)

Все листочки полетели

И на стульчики присели. (Вновь разбегаются, помахивая руками, и садятся на стулья)

Воспитатель: Давайте все листочки мне, соберем из них осенний букетик.

(Дети подают листья воспитателю и присаживаются на стульчики полукругом.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь кто-то сидит? (Мягкая игрушка на руку «Сова»)

         Сова: Здравствуйте дети! Я Мудрая Сова. Вы пришли в гости в осенний лес к осени, лес у нас волшебный, осень припрятала в нем подарки для вас. Любите получать подарки? (ответы детей) Но,  получить подарок будет  не просто, нужно приложить усилия и выполнить мои задания, готовы выполнять? Вот вам конверт с заданиями (ответы детей) (Сова дает конверт с заданиями.)

  1. Составить рассказ про осень по мнемотаблице.

Воспитатель: Первое задание, нужно составить рассказ про осень. Чтобы нам легче было справиться с заданием мы будем использовать картинки-подсказки.(мнемотаблицы) Посмотрите как это делаю я:

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью: (работа с мнемотаблицами из 9 картинок)

- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

я обозначу солнце вот такой картинкой. (половинка солнца)

- Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

Тучи на небе обозначают вот так. (тучи)

- А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).

дождь обозначает вот такой картинкой (капли)

- Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

Ветер обозначу вот такой картинкой (голое дерево в наклоне)

- Какими становятся листья на деревьях осенью? (желтый листок)

- Как называется явление, когда опадают листья? Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми. Осенью начинается листопад.

Листопад я обозначу вот таким значком (дерево с опавшими листьями)

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Перелётных птиц обозначу вот такой картинкой (галочки)

- Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

Одежду обозначу таким значком, а зонт - вот таким (шапка, кофта, зонтик)

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.

Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими картинками.(грибы, яблоко)

Послушайте, какой рассказ получился у меня:

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо становится серым, пасмурным, хмурым. Осенью часто идет дождь, дует сильный, холодный ветер. Осенью листья становятся разноцветными, высыхают, опадают. Начинается листопад. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.  Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки. Люди собирают урожай, ходят в лес за грибами.

А теперь попробуйте вы составить рассказ, про осень, используя таблицу с картинками. Кто хочет попробовать? Можешь выбрать ту таблицу с картинками, которая тебе больше понравилась. (Дети рассматривают таблицы с картинками и выходят по очереди рассказывают свой рассказ.)

Воспитатель:  Молодцы ребята, с первым заданием мы справились.

Давайте приступим к следующему заданию.

  1. Дидактическая игра «Скажи с какого дерева листья?»

         Воспитатель:  Давайте встанем в круг, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч мне обратно.
У берёзы листья? …берёзовые.
У клёна листья…кленовые.
У дуба листья …дубовые.
У тополя листья…тополиные.
У осины листья…осиновые.
У липы листья… липовые.
У рябины листья…рябиновые.
У каштана листья… каштановые.

ВоспитательМолодцы ребята и с этим заданием мы справились. Приступим к следующему заданию от совы.

  1. Разложить листья по признаку.

ВоспитательПосмотрите на столе лежат листья, но они все перемешаны,  нам нужно разложить листья в соответствии с картинкой. Посмотрите, какие это деревья, давайте назовем их. (ответы детей) (береза, клен, дуб) Дети подходят к столу и разбирают листья по корзиночкам.

Воспитатель: Ну, вот мы и подошли к последнему заданию, садитесь на стулья, берите в руки  по одному листочку из каждой корзиночки и проходите за стол, садитесь (На столе лежат шнурочки). Нам нужно изготовить из осенних листочков волшебные бусы. Будем нанизывать листочки на шнурочек. Перед работой нужно обязательно размять наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осень в гости к нам пришла»

«Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла

Яблоки душистые, (поочередно загибают пальцы)

Персики пушистые, 

Репку золотистую,

огурчики гладкие

И морковку сладкую».

(Дети приступают к работе.)

Сова: Какие вы молодцы ребята, выполнили все мои задания, и в подарок от осени у вас останутся на память красивые бусы из осенних листьев. Я с вами прощаюсь мне нужно улетать. До свидания. 

Воспитатель: Молодцы ребята, и нам нужно возвращаться из леса снова в сад. Дети дружно садитесь на стульчики, закрывайте глаза и повторяйте со мной: «Карамба-барамба! Мчусь-кручусь в своем саду я сейчас появлюсь!»

Релаксация

Воспитатель: Понравилось вам путешествие в волшебный лес к осени? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? (ответы детей)

Занятие наше подошло к концу, попрощаемся с нашими гостями  и пройдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия по развитию речи ( логопедия, средняя группа) по теме "Осень золотая"

Тема занятия «Осень золотачя» Это занятие комплексное  сочетает в себе  образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию,  художественную литературу, физическую культ...

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы на тему «Рисование листьев нетрадиционным способом».

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы на тему «Рисование листьев нетрадиционным способом».  Программное содержание:·        учить детей ри...

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы на тему "Осеннее дерево"

Так же проводила открытое занятие для студентов МПК по рисованию. Подойдет в осенний переод...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Осень начинается, листья осыпаются…»

Конспект интегрированной Непосредственно Образовательной Деятельности по речевому развитию в средней  группе на тему :«Осень начинается, листья осыпаются»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по теме «В гости к осени»

конспект НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе по теме "В гости к осени"...